ВелоПетрович

На велосипеде по Бресту. Здесь получилось сделать то, чего не вышло в Минске

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский. Коллаж: Максим Тарналицкий
34 938
16 ноября 2022 в 8:00

В рамках нашего путешествия в Беловежскую пущу Брест выглядел как перевалочный пункт, куда нас мог закинуть поезд и откуда мы начинали крутить педали, насвистывая «Заповедный напев...». Добрались до заповедных далей, подышали вековечным лесом, окинули взором просторы с холма у Каменецкой башни. Вернулись в Брест. До отправления обратного поезда было время, и захотелось прокатиться по старому городу. Мы поехали к реке, радуясь солнцу, которое нечасто вот так увидишь в ноябрьском небе. В Бресте солнца больше, а воздух теплее. В Бресте удалось сделать то, что никак не выходит в Минске — вот вам загадка. Хотите отгадку? Тогда поехали с нами.

Веломаршрут по Бресту

Мы начинали с вокзала: сюда в любом случае имеет смысл заглянуть заранее, даже если билеты на поезд покупали в интернете, — вокзал в Бресте прекрасный.


Нам рекомендовали прокатиться вдоль реки Мухавец, что к югу, переехать на другой берег и вернуться к исходной по экотропе «Дорога жизни», проходящей по безлюдной местности между рекой и озерами Малые Сои и Большие Сои.

Выходило в общей сложности километров 16 — часа на 2—2,5 путешествие, учитывая все селфи-паузы, а также остановки на чашечку кофе.

Мы не пользуемся дорогими велокомпьютерами в своих велопутешествиях. Многие их функции способны выполнять умные часы. Они рисуют маршрут, следят за нагрузкой, мониторят пульсовые зоны. И при этом остаются удобным помощником на каждый день.

синхронизация с Android/iOS, экран AMOLED, поддержка SIM-карты: нет, пульсометр, AOD, Bluetooth 4.0, корпус: пластик, ремешок: силикон
синхронизация с Android/iOS, экран AMOLED, поддержка SIM-карты: нет, пульсометр, GPS, корпус: металл (алюминий), ремешок: ткань

Разметка там, где нужно

С улицы Орджоникидзе мы свернули направо, на бульвар Космонавтов, и покатили по нему дальше и дальше, вертя головой во все стороны. По центральной части бульвара ехать не получилось — перекрестки все испортили. Но оно и к лучшему: разглядели зато витрины брестских магазинов.

Видно, что велосипедной инфраструктурой в городе занимались: бордюры занижены, повсюду велопереезды. А вот на пешеходной части мы не увидели того, к чему привыкли в Минске, — белой линии разметки, отмечающей велодорожку. Субъективно, оно и к лучшему. Совмещенная с тротуаром велодорожка — это не магистраль, там все равно крейсерскую скорость не наберешь. А вот для конфликтов это благодатная почва: пешеходы идут не там, где надо, собак выгуливают не там, где следовало бы.

В Бресте поступили иначе. На достаточно широком и свободном тротуаре и пешеходы, и велосипедисты найдут возможность сосуществовать мирно. Одни ведут себя поспокойнее, не разгоняются, и другие ворон не считают, под колеса не лезут.

Кобринское мороженое

— А вы же в Брест намылились? Будете там — обязательно попробуйте кобринское мороженое, — напутствовали нас коренные брестчане перед отъездом.

Что еще за кобринское мороженое, почему его надо пробовать и при чем тут вообще Брест, было решительно непонятно.

— А что, своего мороженого в Бресте нет?

— Ну почему нет — есть. Хочешь, ешь брестское. Но вообще в Бресте берут кобринское. Ай, что тебе объяснять...

Повертели мы этот ребус с разных сторон да выкинули из головы — мало ли кругом чудачеств. Но он всплыл в памяти моментально, когда мы проезжали мимо магазинчика, который особо подчеркивал в своей рекламе наличие того самого кобринского мороженого. По тормозам ударили так, что едва не кувыркнулись через руль.

— Вам чего, мальчики? — приветливо улыбнулась продавщица.

— Нам мороженого. Того самого, подмигнули мы, стараясь сойти за своих.

— Того самого — это какого? — не поняла она.

— Ну кобринского, ясен день! Разве ж здесь кто-то другое ест?

Женщина хмыкнула и пожала плечами.

— Посмотрите в холодильнике. Как по мне, у нас все мороженое очень хорошее.

Короткое совещание на принципиальную тему «пломбир или эскимо», и вот мы щуримся на улице под едва теплыми, но всегда долгожданными лучами солнца с вафельными стаканчиками в руках. Кто их разберет, этих брестчан: кобринское они мороженое едят или не кобринское — оно и правда все очень вкусное.

Набережная Мухавца

Сворачивать никуда не надо: бульвар Космонавтов вливается в бульвар Шевченко, и дорога приводит прямо к бульварному кольцу. За ним — река. По левую руку пляж — туда не поедем, чего там в ноябре делать? Зато по правую руку лежит набережная. И странное дело: вроде осень, вроде только вчера исследовали насквозь золотую Беловежскую пущу, а в Минске вообще все уже опало, но здесь смотри-ка — деревья еще зеленые, да какие пышные!

Вдоль реки убегает серой струйкой тротуар, чуть в стороне — велодорожка. Идеальный асфальт, разметка, пешеходов нет — зачет.

Кажется, что набережная — место силы для Бреста. Река дает силу — вот и объяснение чудесному долголетию листвы. Наверняка здесь хорошо в любую пору года. Сейчас все подержится еще недельку, поклюют носом сонные голуби, рыбаки будут дуть на горячий чай из термоса. Потом опустится долгий зимний сон: сначала темный, бесцветный, затем, светлея, закружит метелями сновидений одно ярче другого! А потом первая капель объявит о наступлении весны, и снова в Бресте раньше, чем где-либо еще. Снова зазеленеют деревья, вернутся птицы, разбивая вдребезги многомесячное затишье. Повеселевшая река все так же будет катить волны вдоль знакомых берегов.



— Ты замечтался, что ли? Может, по кофе?


А вы знали, кстати, что кофе, выпитый где-нибудь в красивом месте на свежем воздухе, гораздо вкуснее того, что вы впопыхах пили сегодня утром?

Onlíner рекомендует
зерновой, арабика 100%, темно-средняя обжарка
зерновой, бленд (арабика 20%), темно-средняя обжарка, интенсивность 9/10
зерновой, арабика 100%, средняя обжарка

Для набережной отводите столько свободного времени, сколько у вас есть — и все равно будет мало. Кажется, погрелись на солнышке, полюбовались пейзажем — так от изнеженности возникла кофе-пауза. Выпили кофе, только стали крутить педали — нужно сделать фото с сердцем Бреста. Запостили селфи, проехали немного еще — музей паровозов, да такой, что магнитом притягивает к забору: хоть одним глазком взглянуть. Титаны давно ушедшей эпохи: любые современные сверхскоростные поезда кажутся пластмассовыми игрушками на их фоне.

Но вот на горизонте возникают очертания Брестской крепости. В этот раз не заедем, да и туда лучше пешком.

С провожатым сквозь туман

Аномалия какая-то: стоило нам пересечь реку, как прямо над головой навис не пойми откуда взявшийся туман. Да и не туман вовсе — тяжелое взмокшее облачное месиво. Мы дотягивались до него рукой, пробовали оттолкнуть, прогнать — не получилось.


Тоскливо в тумане. Но Тузик выглядел бодрым и как ни в чем не бывало пер вперед, оглядываясь, не отстали ли мы. Тузик — это небольшой пес, который прибился к нашей кавалькаде недалеко от крепости. Или это мы к нему прибились — тут сразу не разберешь. Обнюхав каждого, он будто бы решил, что мы вполне годимся для совместного похода на тот берег, и самолично возглавил экспедицию. Тузик бежал через мост, указывая дорогу, дожидался на поворотах, возвращался за отстающими.


Экотропа «Дорога жизни» на фоне внезапного ноябрьского пейзажа казалась совершенно безжизненной. Со стороны озер взлетали невиданные в городе птицы, а кто-то незримый нырял в реке. Местами дорогу размыло дождями, приходилось искать твердую почву в стороне, благо мы снова были на гравеле — Borant Phantom. Это белорусский велосипед.

Гравел — это тот же шоссейник, но с прокачанными возможностями. Он легкий, жесткий, быстрый — почти как шоссейник. И он не боится трудной дороги. Хороший выбор для тех, кто ценит спортивность и скорость, но при этом не собирается обзаводиться целым велопарком на все случаи жизни. Если нужен всего один велосипед — гравел может быть именно тем вариантом.

28", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 9 скор. (1х9), переключатели: задний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 11.7 кг

Вынырнули из тумана на улице Махновича и поплелись вверх, на мост. Если закольцевать этот маршрут между двумя мостами, получится весьма интересная, нескучная трасса, где можно потренироваться в управлении велосипедом или даже выдать симпатичные силовые отрезки по гравийке. Но и без спортивной составляющей поездка вдоль водно-зеленого диаметра Бреста будет запоминающимся приключением, объединяющим совсем непохожие локации, разные типы покрытия и пейзажи.
Мы вернулись к Бульварному кольцу и ахнули: снова светило солнце. Магия какая-то. Тузик, будто удовлетворенный тем, что провел нас через аварийно севшее на землю облако, развернулся и побежал обратно.

Что у Бреста получилось лучше, чем у Минска

Хотелось увидеть больше, поэтому к вокзалу поехали другой дорогой: свернули на проспект Машерова и по нему доехали до улицы Ленина, заглянув мимолетно на пешеходную Советскую улицу. На велосипеде там неудобно: тесно, много людей — шли пешком. Вдоль всей улицы расположены магазины, лавки, бутики. Но красота прячется там, где ее сложнее найти. Однако, случается, везет, и тогда обычная на первый взгляд подворотня оказывается настоящей пещерой Аладдина!

Так и Брест: он скромный по натуре, но при этом заслуживает внимания. Велосипедистам здесь удобно, здесь сработали даже те штуки, которые так и не сработали в Минске, — представьте только! Помните велодорожку на улице Веры Хоружей в столице? Ту, что возле Комаровки? Если проезжали там, то наверняка замечали, что она обязательно занята припаркованными автомобилями. Одни стоят дольше, другие особо не задерживаются, но факт остается фактом: проехать по всей этой велодорожке от начала до конца бывает затруднительно.

В Бресте тоже есть своя велодорожка — на проезжей части улицы Янки Купалы, мы заехали туда ради интереса. С учетом близости офисных зданий вопрос с парковкой также стоит ребром. Но в Бресте нашли выход: велодорожка осталась, а слева от нее разметкой обозначена зона для парковки. Никто никому больше не мешает — 1:0 в пользу Бреста.


Или, к примеру, решение, которое мы подсмотрели на улице 17 Сентября. Узкий тротуар с многочисленными выходами из зданий, а впереди еще и остановка общественного транспорта — как проехать? Инженеры разметкой уводят велодорожку на проезжую часть, чтобы велосипедист не создавал опасности людям на остановке, а затем аккуратно возвращают ее на тротуар там, где места больше, а людей меньше.
Вернемся на улицу Веры Хоружей в Минске. В районе остановочного пункта велодорожка, которая идет по проезжей части, ныряет обратно на тротуар. Велосипедист не помешает автобусу подъехать к остановке, но в то же время рискует на скорости налететь на прохожих, которых там всегда много. Так что, выходит, 2:0 в пользу Бреста?

Этот город — не столица, и, кажется, это идет ему на пользу. Можно пробовать смелее, экспериментировать раскованнее.


Поэтому здесь комфортно на велосипеде. Мы уже знаем, что Брест может стать отправной точкой для чудесных велопутешествий, а теперь узнали, что город и сам по себе является обязательным для хорошей велопрогулки.

И самое главное: увидите Тузика — передавайте привет.

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.

28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
Нет в наличии
28", рама XS, гибридный, алюминий, вилка амортизационная с ходом 63 мм, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый гидравлический
Нет в наличии
28", рама 18", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз дисковый механический, вес 16 кг
Нет в наличии



Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by