16 560
09 ноября 2022 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский

К Деду Морозу не попали, а к зубрам — пожалуйста. Веломаршрут по Беловежской пуще

Разыгрываем Playstation и Dyson в приложении Каталог Onlíner каждую пятницу

Утро в деревне такое же тихое, какой тихой была ночь. Из небольших окон видать разве что погрустневший по осени двор да белесый туман, а ведь обещали на сегодня солнце. Петух уже зорьку выдавал, или не ждать? Ну понятно: зябко, чего ему стараться ради туристов. Смотри-ка: листья с яблони опали, а яблоки висят будто шары на новогодней елке. Но высоковато — не достать, а трясти такую красоту жалко. Позавтракали макаронами — до обеда должно хватить, а если и нет — не страшно: с собой есть шоколад, колбаса, полбуханки хлеба. Перед самым выездом прогрелись на дорожку травяным чаем. И молча отъехали по единственной дороге, по которой и прикатили вчера вечером. Мы продолжаем путь: позади осталась агроусадьба в Каменюках, впереди — огромная пуща, еще дремлющая этим неясным осенним утром.

Как добраться до Беловежской пущи?

На велосипедах до главного въезда в вековечный белорусский лес не больше километра. Каменюки — уютная деревенька, где легко снять подходящую агроусадьбу для ночлега — по сути, располагается в пуще, на берегу реки Лесная Правая. Сюда можно добраться на велосипедах из Бреста: мы расписывали вполне удобный маршрут примерно на 50 км от Бреста по, возможно, самой живописной дороге в стране. Но можно приехать сразу на машине, а велопутешествие по заповедным местам начинать уже отсюда.

В любом случае ночлег в Каменюках или где-то поблизости кажется самым верным решением. До пущи путь сам по себе неблизкий, а в лес куда лучше въезжать поутру, не рискуя потом блуждать в потемках.

На въезде кассы: нужно оплатить путешествие, причем на своем велосипеде это обойдется вдвое дешевле, чем на арендованном. Важный момент: свой маршрут лучше спланировать прямо здесь, на въезде, и сразу определиться с тем, какие локации в самой пуще планируете посещать. Дело в том, что некоторые из них оплачиваются отдельно и билет нужно приобрести сразу, иначе есть риск никуда не попасть, и никакие уговоры не помогут — чай, не в сказке живем. Но об этом чуть позже.

В нагрузку с билетами дают карты велосипедных маршрутов. Правда, сложить их в одну картинку сложновато: каждая карта обрисовывает свой уголок пущи, но не дает представления о географии этого леса в целом. Решаем выдвигаться по самому протяженному маршруту, а по ходу искать возможности включить в него побольше туристических локаций. Сопровождающего не будет, но и от традиционных маршрутов откланяться не рекомендуется — граница рядом.

Совсем не обязательно иметь дорогой велокомпьютер для того, чтобы рисовать карту своих велопутешествий, а заодно отслеживать функциональные показатели, в первую очередь пульс. Все это умеют делать умные часы — гаджет не настолько функциональный именно для велосипедиста, но куда более практичный в повседневной жизни. В результате в мобильном приложении вы получаете информацию наподобие той, которую выдавал бы профессиональный велокомпьютер.

Onlíner рекомендует
часы-компаньон, поддержка iOS, экран AMOLED, шагомер, пульсометр, время работы: 18 часов, корпус: алюминий, браслет: фторэластомер
Onlíner рекомендует
часы-компаньон, поддержка Android, экран AMOLED 1.4" (450x450, сенсорный), шагомер, пульсометр, время работы: 1 сутки 16 часов, корпус: сталь, браслет: фторэластомер
фитнес-часы, поддержка Android/iOS, экран AMOLED 1.39" (454x454, сенсорный), шагомер, пульсометр, время работы: 2 недели, корпус: титан, браслет: фторэластомер

Археологический музей. Молчание древности

За главными воротами сворачиваем направо. Идеальный асфальт, по которому совсем редко кто-то проезжает не на велосипеде, по краям дороги заржавела опавшая листва. Разгоняться не хочется. Тишина кругом кажется драгоценным музейным экспонатом: в мире ее почти не осталось, но здесь еще немного есть. Запах леса будто бы что-то напоминает. Точно, утренний чай в хате! Будто снова отпиваешь большими глотками, но уже не его, а прохладный и сырой воздух, полный целебных ароматов. В принципе, можно даже никуда не ехать. Сядь на пенек, закрой глаза и дай себе отдохнуть: пуща-лекарь склонится над тобой пушистыми лапами елей, укроет ими от будничной суеты.

Не без усилия прокручиваем педали, велосипед набирает ход. Ветерок освежает лицо, а лень сваливается с плеч и остается где-то за обочиной — не удержалась, бедолага. Правда, рывок совсем короткий: справа видать частокол — это археологический музей. И вот в него-то мы билеты купили, поэтому едем смотреть.

Ну то есть как едем — идем. Сотрудники на входе — а их там человек пять было — весьма убедительно объяснили, что в музей на велосипеде въезжать не нужно, даже если это музей под открытым небом. Череп над входом в одну из хат тоже глядел с укоризной. Короче, оставили наших «коней» у ворот, а археологические изыски потопали осматривать пешком.

Знающие люди рассказали, что музей здесь появился недавно, отчего побывать там просто необходимо. Тем более что следы стоянок древних людей в этих местах находили, так что с исторической точки зрения достоверность наверняка на высоком уровне.

Что ж, посмотреть и правда есть на что: одни лишь рогатые черепа в таком количестве чего стоят. А вдобавок к ним воссозданный быт людей разных эпох — от языческого святилища до хаты со вполне узнаваемыми современному человеку орудиями труда.

Как нагуляетесь, возвращайтесь к выходу из музея, забирайте велосипед и снова уезжайте знакомой дорогой вправо. Великий лес раскинулся перед вами.

На что похожа Беловежская пуща?

А в том-то и дело, что она ни на что не похожа, это совершенно уникальное место. Мы путешествовали по Налибокам, но там другое. Беловежская пуща кажется одновременно шире, глубже, древнее. При этом она не одичалая, не закрытая от посторонних глаз, а ухоженная и приветливая к странникам. Это музей природы под открытым небом: вот мрачное место, где воздух почти не движется, а сухие деревья тянутся трухлявыми руками-ветками друг к другу. При этом земля устлана ярко-зеленым ковром из мха, сквозь который проглядывают сиреневые цветочки — верный признак бесконечного обновления. Вдруг солнце проглянуло в разрыве туч. Пуща стряхивает сон, наполняется красками: желтой, оранжевой, коричневой — не так уж темно, оказывается, на белом свете. Береза устраивает волшебный листопад: будто сотня золотистых бабочек в замысловатом танце кружатся, спускаясь все ниже, усеивая дорогу драгоценностями. И ты наконец слышишь. И как листья соприкасаются, трутся друг о друга, как устало скрипят старые деревья, как то здесь, то там раздается трель птицы из тех, кто, как и ты, остался зимовать. Дятел-метроном педантично отстукивает момент. Здоров, старик, нашел, чем поживиться?

Припекает моментально, так что ветровка уходит в сумку, а затем так же внезапно начинается дождь. Не бесконечный ноябрьский, а веселый, будто в мае. Кап-кап! Откуда ты взялся, над головой чистая лазурь? Кап-кап! Отчего-то становится смешно, так, что даже ходу не прибавить. Ну не вымокнем же до нитки, в самом деле, ни одной ведь тучи в небе.

Пуща неоднородна по своей структуре. Здесь встречаются прореженные прогалины и совсем заповедные места, где всё стремятся оставить как есть. Упало дерево — его не убирают, не распиливают. Оно завершает свой круг жизни и помогает начать чей-то новый. Тут встречаются деревья-исполины, пораженные молнией: сердцевина выгорела, образовав огромную щель в стволе, но дерево при этом выжило.

И все это не где-то в неизведанной глуши, куда нельзя ни доехать, ни дойти. Все как на ладони. Кругом хорошие дороги, места для отдыха и перекуса, указатели. Это не дикое, полное опасностей путешествие, а скорее распланированная прогулка по популярному маршруту. Но вы нигде больше не увидите того, что найдете в Беловежском театре природы.

Нравится, как снимают наши фотокоры? Нам тоже! Они профессионалы высочайшего уровня. Хотите делать такие же классные фото? Покупайте фотоаппарат — нужно же с чего-то начинать.

беззеркальная камера, байонет Sony E, матрица Full frame (полный кадр) 24.2 Мп, без объектива (body), Wi-Fi, два слота для карт памяти
зеркальная камера, байонет Canon EF, матрица Full frame (полный кадр) 26 Мп, без объектива (body), Wi-Fi

Рыбацкий остров и зеленый тоннель узкоколейки

Маршруты в пуще организованы таким образом, что проехать тут можно на любом велосипеде. То-то мы удивлялись «дорожникам», которые предлагаются гостям напрокат. Даже тропинки, усыпанные листвой, здесь настолько ровные и катучие, что на них не страшно выезжать и на шоссейнике с его шинами толщиной с палец. Мы-то, насмотревшись всякого в Налибоках, перестраховались и поехали на Borant Phantom — карбоновом гравеле от белорусского производителя. И это не покаяния, а хвастовство чистой воды: этот велосипед безупречно подходит для такого рода путешествий, причем неважно, встретится вам идеальный асфальт или отсутствие дороги как таковой, случалось нам на «Фантоме» скакать по лошадиному полю — и ничего.

В Беловежской пуще скакать не пришлось, но влажную листву под колесами приспособленные для бездорожья покрышки проходили куда увереннее шоссейных сликов. Вот вам и компромисс в плане скорости, резкости, веса и проходимости. Возможно, не вполне компромиссная стоимость, но никто и не говорил, что это единственный правильный вариант. «Дорожник» из пункта проката на въезде в лес, свой старый «горник» или свежекупленная модель гибрида — приезжайте сюда на чем угодно. Дороги пущи в равной степени проходимы для любого велосипеда и для любого велосипедиста, который способен покрутить педали в прогулочном темпе в течение часов четырех за день с приятными перерывами на обед.

Если не привыкли отступать, увидев проселочную дорогу, если готовы свернуть на неизведанные тропы или поехать вовсе безо всяких троп ради красивого пейзажа, вам однозначно нужно присмотреться к гравелам. Чем же он лучше «горника» в дальней поездке? Нужно сесть и почувствовать самому, насколько он жестче, резче, бескомпромисснее, насколько он быстрее набирает скорость, легче ее удерживает, насколько лучше он приспособлен к велопутешествиям.

28", рама 58cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический
28", рама S, гравел, хром-молибденовая сталь, вилка жесткая, трансмиссия 18 скор. (2х9), переключатели: задний Microshift/передний Microshift, тормоз дисковый механический, вес 12.9 кг
28", рама 55cm, гравел, алюминий, вилка жесткая (углепластик (карбон)), трансмиссия 16 скор. (2х8), переключатели: задний Shimano Claris/передний Shimano Claris, тормоз дисковый механический

Об этом мы и рассуждали, когда лес вдруг расступился и мы вырулили на берега небольшого озера с малюсеньким островком, прикрепленным к большой суше мостиком. На островке никого не было, но за стеклом домика была записка, уведомляющая о том, что это дом рыбака. Всем рыбакам, желающим заглянуть внутрь, предлагалось позвонить по номеру телефона, после чего наверняка вопрос с жильем, едой и всем необходимым для отличного времяпровождения здесь был бы решен в кратчайшие сроки. Мы рыбачить не планировали, поэтому, налюбовавшись яркой чащей на другом берегу, вернулись на дорогу.

Еще спустя какое-то время появился хорошо освещенный солнцем проезд вправо. Оказалось, что тропинка вела к огороженным пастбищам. Информационные указатели заверяли, что здесь при определенной удачливости можно повстречать зубров, но к нам они не вышли. Что ж, не обидевшись ни в коем случае на отлучившихся хозяев пущи, мы сделали здесь небольшой привал и подкрепились шоколадом с водой из фляги. Можно было бы поесть и поплотнее, но еще не выработали своё утренние макароны, к тому же была надежда на сытый обед где-то впереди — не хотелось перебивать аппетит.

Вскоре тропинка закончилась, и мы выехали на асфальтированную дорогу — узкую, но настолько уютную, что так и манило рвануть по ней так далеко, как только возможно. Дорога проходила будто бы в ложбине, а по бокам ее обступали плотные заросли. Получился настоящий зеленый тоннель!

И ведь догадка оказалась поразительно близка к истине. Выяснилось, что на месте этой дороги пролегала узкоколейка, которую во время оккупации в Первую мировую построили немцы. Из пущи вывозили ценный лес, причем в таких объемах, что мощностей обычного колесного транспорта не хватало.

Ни рельсов, ни шпал уже не осталось. И велосипед в пуще смотрится куда органичнее паровоза.

Дед Мороз и стражники-стражники

Насмотревшись и надышавшись вдоволь, мы поспели аккурат к обеду к поместью Деда Мороза. На экскурсию не собирались, а прямо с ходу стали парковаться возле харчевни, что расположена неподалеку.

Она была закрыта. Такое случается, не все сюрпризы бывают приятными, и не все можно спланировать заранее. Именно поэтому так важно иметь в запасах некоторое количество простой и питательной еды: это может быть бутерброд с ветчиной и сыром, завернутый в фольгу, а может энергетический батончик, да лучше не один, — все равно, лишь бы вам было комфортно и вкусно. Тогда, даже если сорвется обед, вы сможете дотянуть до ужина.

Наилучший способ транспортировки багажа — не нагружаться самому, будто улитка, а нагружать велосипед. Специальные сумки, которые крепятся самым разным образом, способны вместить немало. Это оправданная трата, если хотя бы пару-тройку раз в год уезжаете куда-то на «дальняк». Но даже имея обычный велобагажник и дорожную сумку, можно приспособиться таким образом, чтобы увезти все необходимое и не перегружать спину.

В тот момент все это слабо утешало, все-таки яства в аутентичной обстановке виделись уже настолько реальными, что разочарование било под дых и урчало в животе.

— Так не сезон, — объяснил кто-то.

— А когда сезон?

— Зимой сезон. Или летом. Тогда здесь все забито туристическими автобусами. А сейчас сами видите — никого.

Все стало на свои места, и оттого полегчало. Тишина пущи, ни одного, даже случайного, прохожего за все время путешествия до усадьбы Деда Мороза, любование падающими листьями в абсолютной тишине — все это во многом благодаря тому, что приехали мы в несезон. И, откровенно говоря, ради этого стоило пожертвовать даже отменным обедом. Увидеть пущу такой — дорогого стоит.

Ладно, подумали мы, тогда к Деду Морозу в усадьбу — и ложимся на обратный курс. Дедушка, как выясняется, живет за высокими вратами, которые стерегут два стражника: Дуб Дубович и Вяз Вязович. Инструкция к стражникам прилагалась тут же: попроси, мол, разрешения войти, скажи дружно, дескать, стражники-стражники, пропустите, пожалуйста, — и иди к Деду на здоровье. Или на поклон.

Мы взялись за руки и проявили максимальную степень дружелюбия друг к другу: «Стражники-стражники..!» — и ломанулись в ворота.

Тут из сторожки выглянул еще один стражник, молодой парень, о котором в инструкции почему-то не было ни слова. На наш приговор он и бровью не повел, а попросил предъявить ему билеты, да не те, что у нас были, а синие. Синих у нас не было, и, как выяснилось, покупать их нужно было сразу при въезде. То есть либо кто-то метнется назад километров на 20 через лес и обратно, либо остаемся сегодня без Деда Мороза. Мы еще потоптались возле ворот, попрыгали, стараясь заглянуть поверх них, да поплелись прочь. Не было сомнений в том, что стражник прав. Присказки присказками, а мы не в сказке живем. И нечего стоять, взявшись за руки, и голосить, когда нужен синий билетик.

Наконец-то зубры!

Обратная дорога была сплошь по гладкому, как стекло, асфальту и оттого оказалась до обидного короткой. Мы замыкали круг по пуще, размышляя о том, что это место идеально подходит не только для велопрогулок, но и для полноценных темповых велотренировок: набрал ритм — и знай дави педали, глотая чистый воздух с добавлением чабреца, липы и мяты. Провести бы здесь не денек, а недельку, выдавая тренировку за тренировкой, — вот где польза. Пока же вышел лишь образцовый отрезок под легкий уклон, который как-то даже слишком быстро вернул нас почти к самым воротам, что за мостом у деревни Каменюки.

Можно было чуть усложнить маршрут и попробовать проехать экологической тропой, но смутно помнилось, что проход по ней тоже нужно было оплачивать в кассах в самом начале. Короче, не рискнули соваться.

Под конец разогнались так, что чуть не пролетели заветный поворот, который пролетать нельзя, в особенности если путешествуете с детьми. Потому что там, за поворотом, там «микка», «у-у-у» и «бэмби», то есть медведи, волки и олени. По всему видно, что к людям они привычные. Вольеры у них куда просторнее, чем в Минском зоопарке, хотя медведи, показалось, грустят, а может, просто хандрят из-за наступления зимы. В общем, понять их можно.

Волки прибежали знакомиться, как деревенские псы, — наверняка с молодых ногтей под людским присмотром. Даже олень снизошел подойти к ограде — вероятно, малыши подкармливают его яблоками, эх, а мы не догадались сорвать парочку с утра! Чуть в сторонке от него прятался в кусте малыш-олененок. Бэмби не заметил быстрый велосипед и выглянул ровно в тот момент, когда это непонятное что-то проносилось мимо. Показались рожки и большущие распахнутые от удивления глаза. Еще секунда — и никого нет, удрал в два прыжка, не догнать.

Поодаль в еще более просторных вольерах проводили день и другие олени, и уже знакомые нам по Налибокам лошади-тарпаны, и, конечно же, зубры. Эти удивительные звери с давних пор были символом Беловежской пущи и ее хранителями. Мы, конечно, дали маху: весь день катались, а с хозяевами поздоровались уже в самом конце.


На круг в 35 километров по Беловежской пуще у нас ушло менее трех с половиной часов чистого педаляжа. Прибавляйте сюда все обеденные паузы. Даже с ними, как видите, такой маршрут не выглядит сложным.

Да, чуть не забыли предупредить: в конце, как помашете на прощанье зубрам, обязательно станет грустно-грустно, и даже комок сдавит горло. Пожелтевший лист с березы обязательно приземлится именно в ладонь. Мы прощаемся с пущей, осень прощается с нами. Тишину нарушают отъезжающие со стоянки машины. Следующая остановка — большой город и суета рабочей недели.

Вековечный лес остается за спиной, незаметно махая вслед пушистыми еловыми лапами. Возвращайтесь сюда зимой. Купите синий билет, будет открыта харчевня. Будет сезон — поглядите, как Дед Мороз дарит детям подарки. А как весна — приезжайте снова, приезжайте с великом. Тренироваться, глядеть, слушать, просто дышать. Здесь хорошо, и вы здесь уже кое-что знаете, вы свой.

Благодарим фирменный магазин Borax за помощь в подготовке материала.

28", рама 52cm, гибридный, алюминий, вилка жесткая (алюминий), трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano Tourney, тормоз дисковый гидравлический, вес 12.3 кг
28", рама 21", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 24 скор. (3х8), переключатели: задний Shimano Acera/передний Shimano, тормоз дисковый механический
28", гибридный, алюминий, вилка амортизационная, трансмиссия 21 скор. (3х7), переключатели: задний Shimano Altus/передний Shimano, тормоз ободной механический

Знаете интересные маршруты по красивым местам? Пишите, будете провожатым: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Auto.Onlíner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Автор: Виталий Петрович. Фото: Максим Малиновский