Нельзя просто взять и купить машину. Как торгуют новыми и б/у автомобилями в Китае

11 мая 2023 в 8:00

Чем больше людей — тем больше машин. Это правило в КНР, где счет проданных в год автомобилей идет на миллионы, приняло довольно причудливую форму. С одной стороны, производители выпускают все новые и более продвинутые модели, с другой стороны, государство сдерживает спрос бюрократическими препонами. «Иначе города превратились бы в сплошную пробку, — некоторые китайцы и сами считают законодательные проблемы благом. — Такое уже случалось. А это смог, блокировка дорог и в целом жизни. Похоже, без ограничений не обойтись». Оказавшись на автосалоне в Шанхае вместе с представителями компании WESTMOTORS, оказывающей помощь в доставке машин в Минск, мы не могли не выяснить, как и чем живет местный рынок автомобилей.

Просто — нельзя

Для понимания всей ситуации с легковушками в КНР стоит привести несколько цифр. Если в РБ число автомобилей слегка превышает 4 млн, то в Китае их насчитывается 417 млн (по состоянию на конец 2022 года). Причем за год их количество приросло на 5,8%. Колоссальными темпами идет развитие «электричек» — плюс 5,35 млн, или 81%, в сравнении с 2021-м. На дороге их легко отличить: зеленые номера — у EV и всех авто с портом зарядки, синие — у машин с ДВС. По описанию нашего китайского гида с типичным китайским именем Ли легко понять, откуда такой рост.

«Автомобили в Китае можно купить в кредит от 4 до 6 процентов на большой срок — вплоть до 10—15 лет. Но я обошелся без финансовых инструментов. Это было 10 лет назад. Покупал Audi Q7 за огромные деньги — 1,2 млн юаней (около $170 тыс.). Сейчас эта же модель стоит ровно в два раза дешевле. Все машины сильно подешевели, их производят все больше и больше. На фоне конкуренции заводы стали опускать цены. Плюс все пересаживаются на электрокары. Этот процесс стимулируется государством», — рассказал наш сопровождающий.

Как помогает правительство КНР (если это вообще можно назвать помощью)? Путем отмены введенной ранее пошлины. В Китае невозможно просто купить авто. После непосредственного приобретения ТС нужно еще помучиться с получением номеров. Они разыгрываются в лотерее. Все покупатели машин подают заявление в местную дорожную полицию: мол, хочу зарегистрировать, получить «таблички». Все заявления собираются, им присваиваются номера. И один раз в месяц в течение одного часа среди всех заявителей разыгрывается право на получение регистрационного знака. Квота — примерно 9 тыс. разрешений каждые 30 дней (она варьируется), а в очереди — 270 тыс. человек. Кто проиграл в лотерее, подается в следующем месяце (и так до получения номера). Тому, кому повезло выиграть, нужно подготовить 85 тыс. юаней (чуть больше $12 тыс.) — именно столько стоит комплект номеров и право ездить по дорогам. Стоит ли говорить, что ждать «табличек» приходится по году, а передвижение без регистрационных знаков в Китае строго наказывается? Так вот, для электромобилей сбор в 85 тыс. юаней отменили. И — о чудо! — плюс 81% продаж.

Стоит заметить, что с этого года в самых крупных городах КНР приходится покупать и зеленые номера, в том числе для гибридов, выпущенных местными заводами. Юрлицам выдают номера гарантированно в течение месяца, но заплатить придется до 180 тыс. юаней (почти $26 тыс.).

«Конечно, на этом фоне появились мелкие фирмы, которые располагают широкополосным интернетом и предоставляют услуги по помощи в выигрыше номеров, — дополняет Ли. — Просят 10 тыс. юаней ($1,5 тыс.). Но даже с их помощью я выиграл номер только с третьего раза. Да, были временные номера на 15 суток. По истечении этого срока их приходится менять на новые временные номера, и тоже только на две недели. Естественно, каждый раз нужно идти в полицию и стоять в очередях».

Но даже обладание номером не дает автовладельцу гарантию, что ему разрешат ездить когда захочется. В китайских мегаполисах известна практика временного ограничения на поездки в безветренные дни, когда есть риск смога. Тогда местные власти объявляют: по четным датам месяца разрешено выезжать только обладателям номеров, заканчивающихся на четные числа. Лимит действует до появления благоприятной погоды.

Такое положение вещей породило пропасть между богатыми и бедными, легко заметную в больших городах — таких как Шанхай. Те, у кого есть деньги, передвигаются на автомобилях. Люди победнее — на скутерах и электромопедах. За номера для них платить не надо, да и стоят такие ТС несравнимо меньше. А вот общественным транспортом пользуются все вне зависимости от уровня дохода. Шанхайское метро является самым протяженным в мире (743 км) и спасает горожан от пробок.

Дилеры и «святой клиент»

Понятие иномарки в Китае, в условиях, когда «everything is made in China», довольно размыто. По состоянию на начало мая топ продаж возглавляли Tesla Model Y, BYD Song Plus DM-i и BYD Song Plus. Хотя в ответ на вопрос «Какая самая популярная марка авто в Шанхае?» многие называют немецкую тройку BMW, Audi и Volkswagen, а также Toyota и Buick. Но нужно понимать, что Mercedes собирают в Пекине, GM — в Шанхае, BMW — в Шэньяне, Toyota — в Гуанчжоу и так далее.

«Более люксовые автомобили привозят в КНР все-таки с помощью импорта, — подчеркнули представители компании WESTMOTORS. — Ну а с экспортом в Беларусь и Россию из Китая тоже не все просто. Местный дилер не может просто передать в нашу страну машину, он обязан действовать через посредника-экспортера, который имеет специальную лицензию на такой род деятельности. Поэтому компании, специализирующиеся на помощи в доставке авто из КНР, работают в первую очередь с последними». Об этом процессе, а также об этапах пригона автомобиля из Китая в Беларусь мы расскажем в отдельном материале.

Так уж исторически сложилось, что в Минске здания дилеров расположены на МКАД. В Шанхае дилерские салоны можно встретить прямо в торговом центре или по соседству с кофейней. В качестве примеров — автомагазинчики с шоурумом размером с одну-две модели от Zeekr, Li Auto и Maybach.



Любопытно выглядят шоурумы Huawei в центре Шанхая. Рядом со стеллажами, на которых представлены наушники, умные часы, планшеты и телефоны, стоят кроссоверы и универсалы. Компания не так давно создала суббренд Aito (сокращение от Adding Intelligence to Auto) и теперь на своих коммерческих площадях приторговывает и машинами. Почему нет?

На самом деле небольшие автоцентры разбросаны по всему мегаполису. Но есть в Шанхае и концентрация автоторговли — с присущим Востоку размахом дилерам решили выделить целый квартал в пригороде. Конечно, мы туда заглянули. Volkswagen, BYD, Hongqi, Roewe, Nissan, Lotus, GAC — перечислять бренды бессмысленно, их слишком много, но все в одном месте.

Вот где можно убедиться в том, что у слов «услуга» и «слуга» один корень. Тут поклон при встрече нового клиента не считается чем-то архаичным. Наличие единой формы у сотрудников, кофе и напитки в свободном доступе, детский уголок — чуть ли не обязательные условия для каждого шоурума. У посетителя полная свобода действий. Могут даже закрыть глаза на курение внутри помещения. В целом китайцы приглядываются к своему будущему автомобилю, надо сказать, с пристрастием. Это мы заметили еще во время автосалона. Включают все, что можно включить, обязательно заглянут в багажник и под капот, испытают кресла и другие элементы салона на устойчивость, проверят подключение смартфона к мультимедиа. Если надо, убедятся, чтобы в машине было удобно разместить собаку.


Только зашли в салон к нынешнему лидеру продаж в КНР — BYD, сразу получили по чашке кофе. Не успели сделать пару глотков — нам уже предоставили пожизненную гарантию на батарею для любой из электрических моделей. Но при следующих условиях: первый владелец, не такси, до 30 тыс. км пробега в год.
Наш визит в салон Rising (бренд принадлежит компании SAIC) совпал с выдачей новеньких моделей. Дилер подготовил праздник для уже состоявшихся покупателей. Тут и банты, и шары, и постеры, и фотозона. Одной рядовой фразой «Поздравляем с покупкой» здесь явно не обходятся.
Еще одна интересная особенность — бонусные призы. Жители КНР фанатеют по всякого рода розыгрышам, лотереям и конкурсам (у ларьков с лотерейными билетами — очереди). Так вот, в достаточно крупных шоурумах каждому покупателю автомобиля в качестве дополнительного приза предлагают разбить золотое (на самом деле гипсовое) яйцо. В каждом — записка с указанием бонуса. Это могут быть коврики, кофемолка или же стиральная машина и другая крупная бытовая техника. Возможно, это сезонная мода, но стенды с золотыми яйцами мы встречали в салонах довольно часто. На фото — дилер Maxus (это тоже SAIC).

Покупать вторичку — как щелкать семечки

Авторынки в духе нашей Малиновки и Ждановичей в Шанхае вымирают с тем же темпом, что и в Минске. По словам нашего гида, в городе можно найти парковки, заполненные бэушкой, которая выставлена на продажу. Но это скорее экзотика торговли «для динозавров». Все сделки с автомобильным секонд-хэндом перетекли на сайты наподобие нашей «Автобарахолки». Среди множества подобных ресурсов стоит выделить один — Guazzi, что в переводе с упрощенного китайского означает «семечки».

По словам одного из экспортеров авто из КНР в РБ, Guazzi частично принадлежит государству, а потому для работы сайт нанимает специальных оценщиков: «Портал имеет своих представителей в каждом более-менее крупном городе. Как только им поступает новое объявление, они выезжают на осмотр машины. Делают полную диагностику: проверяют ЛКП, изучают историю, подключают компьютер, смотрят на подъемнике. Затем определяют конечную цену. После этого автомобиль попадает на стоянку, продавец на нем больше не ездит (до покупки или до отказа от продажи). Когда находится новый владелец, модель доставляют в его город (за дополнительную плату). Покупатели доверяют сайту, поскольку он несет ответственность за предоставленную информацию. Если она не совпадает с реальным состоянием машины, договор расторгается, деньги возвращают. Гарантия сделки — три месяца. За услуги Guazzi получает 1000 юаней (почти $150)».

Мы вкратце описали собеседнику-китайцу белорусские реалии вторичного рынка с его комиссионками и прямыми сделками. Мужчина лишь нахмурился: «Слишком большие риски. Я бы на такую покупку не решился». Он не отрицает, что некоторые автовладельцы и в его стране могут найти покупателя самостоятельно, без посредников. Но доля таких сделок совсем мала на общем фоне.

Как и у нас, в Китае б/у авто чаще всего уезжают доживать свой век в регионы, отдаленные провинции. Несмотря на законодательные фокусы с лотереей номеров, там тоже активно скупают машины, правда не новые и за меньшие деньги. «Обычно туристы из Европы поначалу смеются, а потом не могут поверить глазам, что в Китае пробки встречаются уже и в деревнях», — констатирует наш гид Ли.

Компания WESTMOTORS оказывает услуги подбора и организации доставки автомобилей из Китая, США, Европы, Кореи и ОАЭ в Беларусь.

Подробную консультацию по приобретению автомобилей из-за границы можно получить у специалистов компании по телефону +375 29 170 70 01 (Telegram, Viber, WhatsApp).



Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by