Витебск — третий областной центр, куда мы вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, приехали этим летом. Уже побывав в Гродно и Бресте, мы ожидали пополнить копилку ценных наблюдений и приемов организации дорожного движения, которым и Минск мог бы поучиться. Поначалу казалось, что все идет не по плану и что в Витебске не слишком жалуют эксперименты. В местной ГАИ на это и указывали: «У нас все стандартно». Но мы решили увидеть все своими глазами и не прогадали: провели в этом красивом городе весь день и заметили немало интересного.
В Витебске Краснова поначалу охватила какая-то ностальгия.
— Этот город примечателен тем, что здесь все сохранилось так, как и было прежде, — рассуждает он, проезжая по симпатичным улицам. — Но это и не плохо. Водитель не наткнется на какую-то экспериментальную организацию дорожного движения, в которой еще нужно разбираться. Все стандартно и понятно: знак, светофор, разметка — без изысков. И простые решения работают, они надежные. Витебск — яркая тому иллюстрация. Попадаешь в среду, в которой ты априори разбираешься, с которой знаком еще с автошколы. Здесь все просто как таблица умножения.
Есть, конечно, и оговорка: то, что хорошо для Витебска, совсем не обязательно приживется в другом городе. У Минска, для сравнения, совсем другая реальность с принципиально иной интенсивностью трафика.
Приехали в центр культурной столицы, чтобы отсюда начать знакомство с городом. Припарковались на улице Ленина, успели отойти немного и зависнуть возле одного интересного перекрестка, как вдруг Краснову позвонили.
— Кто говорит, ГАИ? Нет, мой кошелек при мне, в кармане. А, не мой? Тогда не знаю, не видел, — ведущий рубрики даже немного растерялся.
Что выяснилось: кто-то потерял кошелек недалеко от того места, где мы оставили машину. Человек обратился в милицию, те стали искать. В том числе позвонили водителю припаркованного авто: вдруг он что-то видел.
— Надо же, полчаса в городе, а мне уже ГАИ звонит. И ведь выяснили, чья машина, кто был за рулем, — впечатлился инструктор.
Вернемся к интересному перекрестку, на котором мы зависли. Речь о пересечении улицы Ленина, проспекта Фрунзе и улицы Замковой в самом центре Витебска. Старый город, дорога к мосту через Двину, рядом амфитеатр. В общем, загруженный узел.
— Смотрите, здесь интенсивное движение транспорта со всех сторон и с каждой стороны по очереди загорается зеленый. При этом есть только одна дополнительная секция для поворота налево с улицы Ленина на улицу Замковую, но и она по сути не нужна. Пока кто-то поворачивает на основной зеленый сигнал, остальные стоят на красный, — отмечает Краснов.
Нужно признать, что, несмотря на высокую по здешним меркам интенсивность транспортного потока, заторов не возникало, направление за направлением поочередно расчищались, как только машинам загорался разрешающий сигнал.
— Этот перекресток мне понравился. За счет грамотной организации движения и настройки светофоров здесь оптимизировали пропускную способность, — говорит преподаватель. — А еще я вспомнил принцип работы регулировщика на таком перекрестке. Здесь все организовано именно так. Простое решение, и оно сработало.
И здесь, и на других перекрестках в Витебске мы заметили одну любопытную особенность. Светофоры здесь горят долго.
— В Минске как: даже если есть стрелка для поворота налево, она быстро гаснет, зачастую успевает проскочить только три-четыре машины. А в Витебске — нет. Сигнал светофора горит явно дольше, много автомобилей успевает проехать, очередь не собирается. Я какое-то время наблюдал за ситуацией: приезжает куча машин — кажется, как они все проедут? А нет, светофор долго горит, и они успевают, — отмечает ведущий рубрики.
Еще один интересный момент, который отличает витебских водителей от минских, — они меньше скандалят. Мелкие нарушения точно так же бросаются в глаза, но реагируют на них как-то иначе.
— Самое простое: водители, которые едут направо на стрелку с основным красным, обязаны уступать разворачивающимся автомобилям. Они этого не делают, и точно такая же проблема есть и в Минске. Едут себе толпой, а человек застревает посреди перекрестка и не может развернуться и уехать. Но в Минске в такой ситуации уже дым столбом и шум на весь перекресток: как это кого-то не пропустили! Там бибикают, стремятся во что бы то ни стало воспользоваться своим преимуществом, провоцируют еще худшую ситуацию, потом шлют везде свое видео с регистратора. А здесь вроде никто и не напрягается. Водителя не пропустили, но у него будто бы и никаких претензий. И конфликтов нет, — удивляется Краснов.
Покрутились в центральной части города. Здесь красиво: Витьба впадает в Двину, образуя симпатичный рельеф, старый город верхушками тянется в небо, от парков веет прохладой, спасительной в жаркую погоду.
— Чему точно позавидует любой минский водитель, так это возможности парковаться практически где хочешь. Даже в центральной части города почти нет знаков, запрещающих остановку и стоянку. Люди на машинах подъезжают прямо к столику в летнем кафе и паркуются — ну где такое в Минске увидишь? — говорит ведущий рубрики.
Конечно же, это не значит, что запрещающих знаков нет вообще. Кое-где есть, хотя таких мест действительно мало. Чаще запрещающие знаки применяются на улочках, где стоящие машины реально чуть ли не блокируют проезд. Но и нарушители есть.
— А вот это уже как в Минске: парковаться нельзя, но если очень хочется — то можно. Так некоторые рассуждают, — посмеивается Краснов.
Проезжали мимо привокзальной площади. Удивились двум подряд выделенным полосам для общественного транспорта. Примечательно, что в целом по городу таких участков мало, если они вообще есть.
Другой важнейший для Витебска перекресток, где мы задержались, — у второго крупного моста через Двину. Это пересечение улиц Генерала Белобородова, Ленина, Московского проспекта и проспекта Черняховского. Один из самых крупных узлов в городе, плюс к автомобильной части здесь примыкает как бы T-образный перекресток трамвайных путей.
— Вот он, перекресток из билетов по ПДД, — восклицает инструктор. — Машине надо было развернуться, а тут трамвай, его надо пропускать. Если отправить сюда минского водителя, ему может быть и тяжеловато, он к такому не привык. То есть в билетах видел, экзамен сдавал, а в реальной жизни не встречал.
И вот уже тут дополнительная секция светофора для поворота налево есть на каждом направлении. Без нее не справиться — совсем специфика другая, да и нагрузка тоже.
— Но стрелка горит очень долго — то, о чем мы говорили. Это типично для Витебска. В результате много машин успевает проехать, — повторяет наш водитель.
Но это не значит, что здесь не проскакивают на розовый. Проскакивают, да еще как — по две машины каждый раз. Однако остальные нормально на это реагируют, пропускают, никто не сигналит. Интересные у них привычки, согласитесь.
— Не успел на зеленый — ну и едешь дальше, все равно тебя пропустят. У нас бы в Минске в такой ситуации аварии бы случались наверняка. Один на красный доезжает, а другому уже горит зеленый, и оба летят. А тут и внимания никто не обращает, — удивляется Краснов.
Конечно, свою специфику добавляют и трамвайные пути.
— Особенность таких перекрестков еще и в том, что с них иногда не могут быстро уехать: кто-то боится ехать через рельсы, кто-то жалеет подвеску. В результате все замедляются, — отмечает преподаватель.
На наших глазах за перекрестком случилось мелкое ДТП: двое водителей притерлись, осмотрели машины и, по всей видимости, стали составлять европротокол. Пробки при этом не возникло, что заставило еще раз отметить: организация дорожного движения позволила выжать многое в плане пропускной способности этого участка.
Еще одно системное решение на витебских перекрестках: когда машины поворачивают налево, то встречный транспорт стоит, ему горит красный.
— Таким образом они решили острую проблему конфликта левого поворота, здесь этого нет. Я предположу, что и аварий при левом повороте в большом количестве в Витебске не случается, а ведь это одно из самых опасных ДТП в городе, — отмечает ведущий рубрики.
Зато на Московском проспекте мы столкнулись с неожиданной проблемой. Трамвайная линия здесь идет будто по бульвару: в центре, между деревьев. Для поворотов и разворотов есть специальные проезды, но они довольно короткие.
— И вот как повернуть? Я выезжаю, впереди машины, которые нужно пропускать, и их не всегда нормально видно. Пробуешь потихоньку сунуться, останавливаешься, при этом задняя часть машины остается на рельсах. А там трамвай — и куда деваться? А если это грузовик, то он вообще движение перекроет, пока будет ждать, — указывает инструктор.
К концу дня Красновым овладело бурное веселье, он даже стал интересоваться ценами на жилье в Витебске. Как раз приехали в новые «спальники» с широкими бетонными дорогами и практически бескрайними парковками.
— Ну вот, ехали сюда, думали, застой какой-то, а оказалось, город со своей изюминкой. Для автомобилистов здесь просто рай. Водители из Минска, которым не хватает парковок, приезжайте в Витебск, здесь все хорошо! — нахваливал преподаватель. — А какие дороги: по три-четыре полосы, и никого нет! А простор какой: парковки, парковки — их так много, что машины ставят поперек, и на это никто даже внимания не обращает. Здорово же! И водители вежливые: все говорят спасибо при малейшем поводе. Пропустил, дал проехать — держи подмигивание аварийкой. А минчане уже попривыкли, считают, что ты и так должен их пропускать.
Природа этой водительской эйфории должна быть изучена получше. Ведь на фоне действительно просторных парковок в новом витебском «спальнике» Краснов едва не забыл о других элементах городской жизни.
Долгие разрешающие сигналы светофоров — это очень часто укороченная фаза для пешеходов. Чтобы повысить пропускную способность перекрестка, на переход проезжей части отводят меньше времени. И на тех перекрестках, которые Краснов так хвалил, сам он едва успевал перейти дорогу, прежде чем загорится красный. Мы видели поэтапные переходы — плюс для водителей и сущее наказание для пешеходов: перешел половину дороги, застрял посередине, ждешь. Мимо машины носятся, а ты опять в ожидании, когда же загорится зеленый пешеходам.
— Стоянка, стоянка, а где детская площадка здесь? — спохватился наш ведущий в «спальнике». — Есть, вон там качельки вижу.
С велосипедной инфраструктурой тоже все непросто. Обустроенных велосипедных дорожек мало: если не брать в расчет парки, то их почти и нет, только на Московском проспекте мы такую увидели. Зато много узких тротуаров, где велосипедисту или кому-то на том же электросамокате даже на небольшой скорости разминуться сложно, а о том, чтобы чуть разогнаться, нечего и думать. Заниженные бордюры — огромная редкость, куда чаще можно встретить обломанные или разрушенные — тоже вариант, конечно.
— Зато велосипедисты не качают права и не ездят так, как будто все должны перед ними расступаться. Они понимают, что главный на тротуаре — пешеход, — возразил Краснов.
И он прав. Только куда деваться велосипедистам, моноколесникам, людям на всех прочих средствах индивидуальной мобильности, о развитии которой говорится так много, если на тротуарах главный — пешеход, а на широких витебских дорогах — автомобиль?
— Машины здесь в приоритете, — согласился ведущий рубрики. — Для водителя это рай. Ну а всем остальным, конечно, труднее.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Читайте также:
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by