КРАСНОВ

Арбуз раздора. Дорожный конфликт возле пляжа на Минском море грозит обернуться большими неприятностями

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
UPD
15 сентября 2023 в 8:00

В тот день в Минске была жара. Владимир решил не вести ребенка в детский сад, а всей семьей отправиться на Минское море — отдыхать. По дороге купили увесистый арбуз, приехали к пляжу №5 и пошли к воде выбирать место. В этот момент с парковки выезжал Toyota Land Cruiser. Так вышло, что водитель и пешеход не смогли поделить дорогу. Итог: разбитый арбуз, помятая дверь авто и реальный риск возбуждения уголовного дела. Что произошло и из-за чего? В этом мы и попытались разобраться вместе с преподавателем и инструктором по вождению Юрием Красновым.

Дорога в лесу

Если вы хоть раз бывали на пляже №5, то легко вспомните подъезд туда. Дорога через лес, где уложили асфальт, в жаркий день с обеих сторон припаркованы автомобили. В самом конце справа есть парковка, но в сезон она всегда заполнена под завязку. При этом подъезд тупиковый: кто-то едет к пляжу, другие, не найдя свободного места для машины, разворачиваются и пытаются выехать. И тут же пешеходы: папы идут с сумками, мамы ведут детей в надувных кругах, кто-то приехал с собачкой и теперь следит, чтобы она не убежала куда-то под колеса.

После похолодания на Минском море никого. Совсем иначе эти места выглядят летом в +30

Такой вот летний хаос был и в тот день, когда Владимир привез сюда свою семью.

— Мы шли по левой стороне. Получается, навстречу транспорту. Стояло такси, мы стали обходить его справа. Для этого выбрали момент, когда все проедут. Идем, и вдруг из-за поворота выезжает Land Cruiser: вроде и притормаживает, но все равно движется в нашу сторону. И поддавливает нас так, что жена уже касается стоящего такси. У меня сумка на левом плече, плед, а в правой руке этот арбуз килограммов на 15. И машина сбивает арбуз, скажем так. Удар был сильным, арбуз разбился. А водитель начал уезжать. Я рефлекторно среагировал: ударил по машине ногой, — рассказывает мужчина.

На двери Land Cruiser осталась вмятина. В такси работал видеорегистратор, на записи видно, как все случилось.

После этого водитель остановился, начались разборки: с агрессией, но без конструктива.

— По видео может показаться, что Владимир, видя, как близко едет эта машина, чуть ли не специально подставляет арбуз, — отмечает Краснов.

— Это не так. Арбуз тяжелый, я просто не успел как-то одернуть руку, не хватало пространства. Да и не сориентировался, было неожиданно, что в такой ситуации водитель поедет вплотную с пешеходами, — говорит Владимир.

— В результате этот водитель мог вообще не так воспринять ситуацию. Ему могло показаться, что он нормально ехал, а какой-то мужик ни с того ни с сего ему в дверь ударил. И он выскакивает из машины и начинает разбираться с той ситуацией, которую сам себе в голове представил. А Владимир говорит об инциденте со своей точки зрения: у него эмоции, он же с ребенком шел, с женой, и тут эта машина. А если бы не дай бог она не арбуз ударила, а ребенка? В общем, все на нервах, на взводе, и никто никого не слышит, — качает головой ведущий рубрики.

Разбитый арбуз. Разбор с Красновым

— По сути, вся эта ситуация спровоцирована тем, что в этом месте не организовано безопасное движение транспортных средств и пешеходов. Каждый ездит, как у него получается, и ходит, как получается, — считает инструктор. — Автомобилей много, их паркуют где попало. Проблема не только на этом пляже. Если проехать чуть дальше, в сторону дамбы — все то же самое. Обочины нет, отдыхающие ходят туда-сюда, ездят машины, тут же эти машины стоят по краям дороги, из них выгружаются... Снова мы сталкиваемся с тем, что пока не произойдет что-то серьезное, проблема остается незамеченной. Арбуз — это еще несерьезно. Но достаточно для того, чтобы увидеть — есть вопросы, нужно что-то предпринимать.

Как ситуация может видеться пешеходам? Люди на отдых приехали, они расслаблены, мыслями уже на пляже, а тут вылетает Land Cruiser и врезается в арбуз.

А что скажет очевидец?

Павел, водитель такси:

— Я находился в том самом такси, где работал видеорегистратор, запись я передал пешеходу по его просьбе. И всю ситуацию видел своими глазами. Я много езжу и хорошо понимаю, что, когда на дороге есть пешеходы, тем более когда их много, и обзорность не очень, и в любой момент кто-то может внезапно появиться на пути, скорость нужно снижать до минимума. А водитель Land Cruiser выезжал так уверенно, будто дорога перед ним полностью свободна. Ну хорошо, что в этот раз на пути оказался только арбуз.

Что касается самого места, то в сезон там постоянно много машин, постоянно много пешеходов. И все ходят по дороге, потому что никаких тротуаров нет — лес кругом.

— Владимир привез жену и дочь на пляж. Наверное, он мог заранее исследовать территорию, определить наилучшую траекторию движения между деревьев, провести инструктаж. Но понятно, что никто так не делает. И что-то предъявлять людям, настроившимся на отдых, сложно. Даже на видео заметно: пешеходы ходят по той же дороге, водители это видят и тихонечко едут. Land Cruiser выезжал со стоянки на более высокой скорости, затем чуть притормозил (это заметно), но не останавливался, а ехал дальше и врезался в этот арбуз, — продолжает преподаватель.

— Если бы на этом участке было организовано безопасное движение пешеходов и машин, то всей ситуации не было бы. Или по крайней мере, в ней было бы гораздо проще разобраться.

Мы пока говорим только о дорожной ситуации, повлекшей конфликт. Про удар ногой по автомобилю будет отдельный разговор позже.

— На мой взгляд, водитель в той ситуации не разобрался, с какой безопасной скоростью он мог двигаться. На такой большой машине, не имея достаточного обзора, он действовал неосмотрительно. Пусть у него хороший автомобиль с системами безопасности (на которые, к слову, тоже нельзя чрезмерно полагаться), но в арбуз он врезался, и хорошо, что только в арбуз, — добавляет Краснов.

Разбор в ГАИ

И водитель, и пешеход стали звонить в милицию. Водитель дозвонился первым.

— Он рассказал, что на него напали, побили машину. И когда потом я стал просить прислать на место экипаж ГАИ, потому что произошел наезд на пешехода, меня уже не хотели слушать: говорили, что я бросаюсь на машины, бью их ногами. Короче, три часа я простоял с этим арбузом в руках, не опускал, потому что мне сказали, что приедет Следственный комитет и будет разбираться, — рассказывает Владимир.

Но мужчина все же добился того, чтобы на место приехал экипаж ГАИ. Инспекторы зарисовали схему, все оформили, назначили дату, когда оба участника инцидента должны явиться на разбор полетов. Затем приехали следователи, также опросили обоих.

— Когда я приехал в ГАИ, там все уже были наслышаны про дело об арбузе. В общем, разбирались долго: есть ли у меня чек на покупку, раз это мое имущество; опять же встал вопрос целостности, ведь я нес только половину арбуза, то есть изначально он не был целым. Мне говорили, что я шел по проезжей части, а нужно было идти между деревьев, в сторонке. Я не соглашался, объяснял, что никаких обозначений нет, никаких указаний для пешеходов нет, — говорит собеседник.

В итоге ГАИ приняла соломоново решение: никто и ни в чем не виноват — это касается именно дорожной ситуации. Участникам выдали постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Никто не возражал — с этим разобрались. Но осталась вмятина на двери: понятно, что просто так это не утихнет.

— Водитель заявил, что уже ничего не может сделать, машина оформлена на юрлицо, она в лизинге, застрахована по каско и уже не на гарантии. И, дескать, сумма ущерба — более 2500 рублей, то есть может быть уголовная ответственность, — отмечает Владимир.

Погодите, вот из-за такого инцидента уголовное дело?

Объясняет юрист

Татьяна Ревинская:

— По закону вред, причиненный имуществу гражданина либо юрлица, возмещает тот, кто его причинил (ч. 1 п. 1 ст. 933 ГК). Проще говоря, платит тот, чья вина. А вот наличие вины (либо отсутствие) — факт, который придется доказывать, причем обеим сторонам.

Если человек признает свою вину и согласен с выдвинутыми требованиями потерпевшего о возмещении ущерба, решить ситуацию можно полюбовно. Если же виновный не считает себя таковым, потерпевшему придется взыскивать ущерб только через суд. 

Размер ущерба должен быть подтвержден документально (платежные документы за ремонт, чек о стоимости, заключение эксперта/специалиста и пр.).

Стоит отметить, что имущество может быть повреждено как в результате умышленных действий, так и по неосторожности.

Если в результате умышленного повреждения имущества вред причинен на сумму до 40 базовых величин, то есть основания для привлечения виновного по ст. 11.3 КоАП, ее санкция — штраф до 30 базовых.  

А если пострадало имущество на сумму свыше 40 базовых, то в этом случае может грозить уголовная ответственность по ст. 218 УК и наказание вплоть до 12 лет лишения свободы (в зависимости от размера ущерба и наступивших последствий).

При этом придется доказывать умышленный характер действий виновного: то, что он повредил имущество, при этом предвидел, что своими действиями причиняет ущерб, желает или сознательно допускает это либо относится к этому безразлично.

Вступившие в законную силу постановление либо приговор суда будут являться в гражданском процессе безусловным доказательством наличия вины в умышленном повреждении имущества и, как следствие, причинении ущерба.

Выходит, теперь все зависит от того, сколько будет стоить ремонт двери Land Cruiser.

— Следователи меня опросили, все мои контакты взяли. Я понимаю, что какой-то процесс наверняка идет, но, видимо, без моего участия, потому что на связь со мной никто не выходит. Я съездил в страховую компанию, узнал, что проводился осмотр машины, повреждения правой передней двери зафиксированы. И будет производиться ремонт с окраской. Я поехал в сервисный центр Toyota, спросил о примерной стоимости таких работ. По моим сведениям, это потянет примерно на 1300 рублей, хотя, как говорят, вмятину можно было бы удалить и без покраски. Ну это ладно. Вопрос в том, откуда взялась сумма в более чем 2500 рублей? — недоумевает собеседник.

— Я понимаю, что мне в любом случае придется выплачивать за эту вмятину. Но натягивать ситуацию на большой ущерб, чтобы было уголовное дело, — с моей точки зрения, это перебор, — считает Владимир. — Конечно, мне не стоило так себя вести, я сожалею. Себя не оправдываю, и я не хотел бы оказаться на месте этого водителя.

О сатисфакции

Если разобраться, то вся эта ситуация, изначально спровоцированная организацией движения (точнее, отсутствием таковой) в столь популярном для горожан месте, вертится вокруг одного и того же.

— Понятно, что для Владимира его поступок — это следствие поведения водителя Land Cruiser. Но с правовой точки зрения это два разных инцидента. Конечно, было бы здорово, если бы Владимир просто запомнил номер этой машины и, взяв с собой видео из такси, спокойно обратился в ГАИ. И вся ситуация расценивалась бы иначе: какой-то Land Cruiser чуть не сбил пешеходов, повредил их имущество. Поддаваться эмоциям в этой ситуации было ошибкой. В итоге пешеход повредил чужое имущество и из потенциального потерпевшего превратился в зачинщика, — рассуждает Краснов.

Но мы помним, что ситуация развивалась на глазах семьи Владимира. Возможно, это добавило импульсивности действиям мужчины.

— Вот был бы там сотрудник ГАИ, остановил бы он водителя и сказал, что так делать нельзя, а то и штраф бы выписал — это другое дело. А так человек понимает, что он останется стоять с разбитым арбузом, рядом жена и дочь, а водитель Land Cruiser уедет и не понесет никакого наказания. Про видеорегистратор в такси он еще не знает, на деревьях камер нет — он ничего и никому потом не докажет. И чтобы как-то отомстить, он бьет ногой — эмоциональный поступок, который не красит цивилизованного человека, — продолжает преподаватель.

Теперь отмщения желает водитель Land Cruiser. По нашим сведениям, он отказался от предложенного варианта решить вопрос с Владимиром напрямую, без привлечения правоохранительных органов.

— Случилось так, что водитель Land Cruiser оказался в роли потерпевшего и не хочет идти на контакт, чувствуя себя в выигрышной позиции. Но даже эта конкретная ситуация могла обернуться для него совсем иначе, и тогда его поведение было бы совсем другим. Я насмотрелся на такое за годы службы в ГАИ. Безусловно, арбуз не идет ни в какое сравнение с дверью Land Cruiser. Но нужно спокойно во всем разобраться. А судя по ситуации, водитель все еще находится на взводе и хочет максимально наказать своего обидчика. Но за всем этим хорошо бы не забывать, что в произошедшем есть вина обоих. Увидел людей — остановись, пусть они пройдут. И ничего бы не случилось, — замечает инструктор.


Там же, неподалеку от дороги, установлен аттракцион: платишь рубль и можешь показать силу — от души врезать по боксерской груше.

— Ну вот же, нормальный способ выплеснуть негатив: подошел, ударил, вроде и спокойнее стало на душе. И незачем кошмарить окружающих, создавая самому себе проблемы, — отметил Краснов и выдал эффектное комбо.

Дополнено. Комментарий водителя

После публикации с Onlíner связался человек, который назвался Павлом. Он утверждает, что был за рулем Toyota Land Cruiser при этом инциденте.

— На том месте, справа и слева, есть специально оборудованные тропинки, на которых не просто, скажем так, землю сняли, на них еще специально оборудовали грунт, по которому должны были идти пешеходы. И мало того, еще установили светильники, чтобы в ночное время суток по этим тропинкам проходили пешеходы, — в числе прочего сообщил собеседник.

Павел добавил, что в ГАИ он отказался от своего заявления с просьбой привлечь пешехода к ответственности за нарушение ПДД.

Напомним, что по Правилам дорожного движения (п. 17.1) пешеход обязан двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии — по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, либо по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.

— У меня автомобиль — Toyota Land Cruiser. В ней стоит система распознавания препятствия даже в движении. Машина сама не то что останавливается, она даже выкручивает руль. Эта вся штука в машине стоит в районе 20 тыс. долларов, она работает. И если что-то происходит, то в ней записывается это и остается как ошибка. Мне это не записалось. Я себя не оправдываю. Но еще раз посмотрите видео: жена и ребенок идут и даже не замечают, что едет машина, идут и смотрят вперед, — говорит наш собеседник.

Он указал на то, что, по его мнению, он практически остановился перед пешеходами.

— Когда произошел этот инцидент, машина только возобновила движение. Движение идет, затем машина полностью практически «в ноль», и после этого, естественно, как мне вменить наезд на препятствие? — сказал Павел. — Да, я засомневался, вижу, что прохожу, — еду дальше.

Наш собеседник сообщил, что, по его информации, пешеходу грозит все же административная ответственность, не уголовная.

— В автоцентре мне сказали, что ремонт обойдется примерно в 1300 рублей, то есть до 40 базовых величин не дотягивает, — отметил Павел. — Посмотрим, как этот человек дальше будет вести себя.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.


Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 4 л
Выбор покупателей
синтетическое, 5W-40, бензиновый/дизельный, допуски API: SN; CF, 5 л


Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by