КРАСНОВ

Аварии с мотоциклистами: почему их не замечают, из-за чего они падают, что делать? Разбор с Красновым

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка. Видео: читатель для Auto.Onliner
19 554
30 сентября 2023 в 8:00

Концовка теплого сезона, если судить по сводкам ГАИ, выдалась сложной: аварий с участием мотоциклистов много, а последствия зачастую самые серьезные. И хоть каждое ДТП заслуживает отдельного рассмотрения, всегда есть схожие черты, признаки, модели поведения, которые заставляют говорить о тенденциях. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению, мы разберем случай с нашим читателем, мотоциклистом из Витебска. И на этом примере увидим, какие ошибки с обеих сторон приводят к неприятностям.

Авария в Витебске. Видео

Нашего читателя зовут Евгений. Он рассказал, что ехал на мотоцикле Honda Varadero по улице Смоленской в Витебске.

— Левая полоса ехала очень медленно. Я ехал по правой: ровно, не маневрировал. Впереди слева остановился автобус для разворота, левая полоса скинула скорость до самого минимума. И резко передо мной эта «Волга» выскочила в мою полосу. Я оттормаживался, упал и затем влетел в этот автомобиль, — описал случившееся собеседник.

Есть видео с моментом этого ДТП.

В результате мотоциклист, по его словам, получил переломы ребер, ушиб легких, гематомы, ссадины.

— Приехали сотрудники ГАИ, все осмотрели, зафиксировали. Первоначальное решение было таким: виноват водитель автомобиля — создание аварийной обстановки, — отметил Евгений.

Действительно, было постановление, в котором указано следующее: «[Водитель автомобиля] при перестроении со второй полосы для движения в первую не уступил дорогу и столкнулся с движущимся попутно мотоциклом Honda».

Вот только водитель с этим не согласился.

Краснов: «Мало смотрят по зеркалам»

Торопиться не будем, потому что действия водителя в любом случае могут вызвать вопросы.

— По видео действительно первое впечатление однозначное: водитель автомобиля обязан был убедиться в безопасности, перед тем как совершать перестроение, — подтверждает Краснов. — И таких аварий именно с мотоциклистами происходит довольно много. Водители не видят мотоцикл, причем часто не потому, что его невозможно увидеть. Он может вполне нормально ехать, но водители попросту не смотрят в зеркала, а если и смотрят, то не так часто, чтобы верно воспринимать дорожную обстановку.

Правила дорожного движения (п. 56):

перед перестроением водитель обязан убедиться, что его действия будут безопасны и не создадут препятствия и опасности для дорожного движения, подать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления.

Обстановка на дороге в тот момент играла важнейшее значение. Скорость в полосе движения по определенной причине упала, и вдруг один из водителей решил сманеврировать в соседний ряд.

— Как показывает практика, водитель в такой ситуации часто не успевает убедиться в безопасности маневра. Его решение спонтанное, просто от того, что движение замедлилось. Сколько раз он смотрел в зеркало перед началом маневра, что он там видел? И когда машина начала движение в другой ряд, что-то делать было уже поздно, — отмечает инструктор.

— Очень важно понимать, что это ты вынужденно снизил скорость, а тот, кто едет в соседней полосе, может ехать значительно быстрее. Ты никак не успеешь выехать и ускориться настолько, чтобы не помешать.

Краснов много занимается со своими курсантами, причем это люди, уже сдавшие на права, просто они хотят улучшить свои навыки за рулем. Так вот многие из них совершают одну и ту же ошибку.

— Я на днях занимался с курсанткой, права у нее есть. Говорю ей: «Давай перестроимся вправо». Она включает указатель поворота, бросает взгляд в зеркало и начинает смещаться в соседнюю полосу, просто вырезая машину, которая нас там догоняла. Курсантка: «Ой, а я ее не видела». В чем ошибка? Машина была в этой полосе, она ехала за нами, постепенно приближаясь. Водитель не контролировала обстановку вокруг, не наблюдала за динамикой. Она посмотрела в зеркало уже в тот момент, когда захотела перестроиться, — это неверно. Если бы она контролировала ситуацию, она бы заранее заметила этот автомобиль и уже понимала, что в соседней полосе кто-то есть, — говорит преподаватель.

— Один взгляд в зеркало — этого мало. Потому что машина (а тем более мотоцикл) действительно могут оказаться в этот конкретный момент в так называемой мертвой зоне рядом с вашим авто.


Случай из жизни

Отвлечемся пока от аварии с мотоциклом и продолжим про тех, кто не смотрит нужное количество раз по зеркалам.

— Я как-то слышал такое пояснение от участника какой-то аварии: «Зачем мне в зеркала смотреть, я же вперед еду», — вспоминает Краснов. — А вот затем и нужно смотреть в зеркала, чтобы понимать дорожную обстановку, знать, что вокруг происходит. Есть такое понятие, как иллюзия сознания. Ты один раз глянул в зеркало и сделал вывод, что все нормально. И больше не смотришь, потому что тебе кажется, что все так и останется. А на дороге все меняется очень быстро, нужно перепроверять реальную обстановку, а не фантазировать.

По словам преподавателя, таких водителей видно на дороге: они едут и ничего не видят вокруг, из-за чего ведут себя спонтанно, непредсказуемо.

— При перестроении один раз посмотрит в зеркало — и едет куда ему хочется, можно сказать, вслепую. При этом уверен в том, что везде посмотрел и все увидел. А нужно взять за правило по три-четыре раза смотреть в зеркало, просто чтобы себя перепроверить, — отмечает инструктор.

Краснов знает, о чем говорит. Мало самому быть хорошим водителем, нужно еще не нарваться на плохого.

— Помню, в юности ехал с отцом по Гомелю. У нас машина с прицепом, там арбузы. Мы едем по первой полосе, дорога вниз с горки. В левом ряду автомобили стоят в очереди. И вдруг какой-то «Москвич» просто выруливает под нас. Папа по тормозам, заскакивает на бордюр, останавливается. И я как сейчас вижу: перед кабиной, ну в полуметре, здоровенное дерево. То есть нам еще повезло. А «Москвич» поехал себе дальше. Такие люди не понимают, что действуют опасно, и их на дороге много. Поэтому нужно самому перестраховываться и предугадывать ситуацию, избегать опасности, — считает ведущий рубрики.

Виноватым признали водителя. А потом мотоциклиста

Возвращаемся в Витебск. Видел ли водитель «Волги» мотоциклиста в правой полосе? Вот его пояснения, зафиксированные в ходе опроса: «Скорость транспортного средства составляла около 50 км/ч. Необходимо было перестроиться в первую полосу для движения, так как водитель движущегося впереди автомобиля включил левый указатель поворота и стал снижать скорость. Посмотрел в зеркало заднего вида, потом посмотрел в правое боковое зеркало, далее повернул голову вправо и посмотрел, свободна ли полоса, после чего начал осуществлять перестроение».

Первоначально водителя «Волги» признали виновным по ч. 12 ст. 18.13 КоАП и наложили на него штраф в размере 7 базовых величин с лишением права управления транспортными средствами на 6 месяцев. Но это решение ГАИ не вступило в законную силу, водитель его обжаловал. Его аргумент: ДТП случилось из-за того, что мотоциклист значительно превышал скорость перед столкновением. Хотя было заключение эксперта, в соответствии с которым скорость движения мотоцикла до начала следообразования, исходя из зафиксированной следовой информации на месте ДТП, была определена на уровне не менее 66,3 км/ч. Но дело направили на новое рассмотрение.

Была назначена дополнительная экспертиза, призванная установить, с какой скоростью двигался мотоцикл до момента столкновения с автомобилем.

«В рассматриваемой дорожной обстановке скорость движения мотоцикла будет определена как суммарная скорость движения автомобиля, на котором установлен видеорегистратор, и относительная скорость мотоцикла при опережении автомобиля. При этом скорость движения автомобиля, на котором установлен видеорегистратор, можно определить при движении его относительно заборного ограждения, расположенного справа по ходу движения автомобиля. А относительную скорость мотоцикла при опережении автомобиля можно определить по преодолению колесной базы мотоцикла за время», — указано в исследовательской части заключения эксперта.

И был сделан вывод: скорость движения мотоцикла составляла (43 км/ч + 62 км/ч) 105 км/ч.

— Заключение эксперта оказалось просто невероятным для меня. Затем проводился следственный эксперимент. И в результате вывод: я, не соблюдая безопасную дистанцию, въехал автомобилю в зад при нулевом угле, — говорит мотоциклист.

В разговоре с нами он категорически не согласился с тем, что перед ДТП двигался со столь высокой скоростью.

Краснов: «Лучше не попасть в аварию, чем потом ждать, кого признают виновным»

— Мотоциклист должен обладать таким уровнем мастерства, чтобы просчитывать подобные ситуации на дороге и избегать их. Лучше не попасть в аварию, чем потом ждать, кого признают виновным. Слишком много нюансов может на это влиять, — отмечает ведущий рубрики.

По его словам, имеет смысл говорить не столько о скорости мотоциклиста, сколько о разнице между его скоростью и скоростью автомобилей в соседней полосе.

— Есть такое правило безопасности: едешь мимо стоящих или замедляющихся машин — снижай скорость. Это особенно важно делать мотоциклистам, потому что автомобилист хотя бы кузовом защищен на случай чего и у него четыре колеса. А у мотоцикла их два, и он легко может упасть. В той ситуации в Витебске мотоциклист быстро опережал всех остальных, в результате у него не осталось времени на реакцию. Если бы он снизил скорость, то помог бы сам себе, — делает вывод инструктор.

— Он же увидел автобус, который останавливался. В этот момент в голове должен был сработать сигнал тревоги: а вдруг кто-то выскочит под тебя. А тут еще и «Волга»: на ней изначально тяжелее сманеврировать, чем на современных иномарках, — ни динамики, ни управляемости.

Почему мотоциклист упал еще до столкновения?

Еще один важный момент, на который обратил внимание Краснов: мотоциклист упал до столкновения с автомобилем. По мнению преподавателя, этот факт при определенных обстоятельствах также может иметь значение при разборе происшествия.

— Здесь может быть принципиальный момент в трактовке. Машина перестраивается в другую полосу, там в нее врезается мотоцикл: получается, водитель при перестроении не уступил. А если в перестроившийся автомобиль врезался мотоциклист, который уже упал со своего мотоцикла, кто-то может сказать, что мотоциклист сам не справился с управлением, — предположил ведущий рубрики. — Вот любопытно: если бы удалось эффективно затормозить не падая, смог бы он не допустить столкновения с автомобилем? А если бы и не смог, какими были бы последствия?

Мы спросили профессионалов: почему мотоциклисты часто падают при резком торможении и как можно этого избежать? Вот что нам ответил Дмитрий Евхименко, основатель и руководитель мотошколы KeyMotoSchool:

— Одно неверное движение вначале ведет за собой целую череду ошибок. Опережение справа всегда сопряжено с риском, и предусматривать нужно абсолютно все. В том числе внезапное перестроение автомобилей из второго ряда. Человек схватился за передний тормоз, потому что выхода у него не оставалось. В случае возникновения опасности человек инстинктивно хватается за этот стоп-кран, но на самом деле все резкие движения, в том числе резкое использование переднего тормоза, не принесут желаемого результата, то есть действительно эффективного замедления, остановки. На записи видно, как сорвало переднее колесо, и срыв этот случился из-за использования только одного переднего тормоза, причем произошло это слишком резко и без предварительной нагрузки.

При этом Дмитрий Евхименко отметил, что, если судить по видео, шансов избежать столкновения у мотоциклиста было крайне мало.

Как тормозить на мотоцикле правильно?

Дмитрий Евхименко, руководитель мотошколы:

— При резком использовании переднего тормоза весь вес — ваш и мотоцикла — «прилетает» на переднюю шину в пятно контакта размером со спичечный коробок. Ничего не успевает отработать: ни подвеска, ни резина. Вероятность срыва переднего колеса очень велика. А при предварительной нагрузке передней шины и дальнейшей силовой прогрессии вы получаете пятно контакта размером с тетрадный лист и рискуете меньше. 

Вы гораздо быстрее и безопаснее остановитесь, если не станете поддаваться панике и будете грамотно использовать оба тормоза, начиная с заднего. В такой момент весь мотоцикл опускается и буквально прилипает к асфальту.

И не надейтесь на тормоза целиком и полностью. Это последняя линия обороны и далеко не самая эффективная.

— При такой ситуации применяется комбинированное торможение: начинаем с заднего тормоза, потом нагрузка переносится на передний. Между ними микропауза — именно для хорошей развесовки мотоцикла на торможении. Причем использование тормоза должно быть плавным, но с хорошей прогрессией — для предварительной нагрузки переднего колеса, для увеличения пятна контакта. Тогда вероятность срыва гораздо ниже. Один передний тормоз используется только для каких-то замедлений на треке, в спорте, но это не экстренное торможение. В городских условиях необходимо использовать оба тормоза и по правильному алгоритму. Для понимания этого алгоритма нужно проходить соответствующую подготовку, чтобы быть готовым к экстренным ситуациям, — добавил собеседник.

Кстати, Дмитрий обратил внимание и на то, что происходило уже после ДТП:

— Удручает другое: участники дорожного движения видели, что человек попал в такую ситуацию, травмировался (вероятнее всего, серьезно), но все продолжили движение. Почему никто не остановился, чтобы оказать помощь?

Вывод: всем нужно повышать мастерство

— Вновь и вновь мы говорим о недостаточном уровне подготовки участников дорожного движения. Водители не были предусмотрительны, результатом чего и стало ДТП, — считает Краснов. — Если у кого-то большой стаж, он много ездит и с ним ничего не случается, это еще не показатель мастерства. Возможно, ему просто везло все это время, обстоятельства благоприятствовали. И человек начинает верить, что все знает и все умеет. Потом что-то происходит, и водитель не может понять, в чем его ошибка — он же все делал как и всегда.

Все признают: у мототранспорта на дороге действительно есть своя специфика — его нужно видеть.

— И это снова разговор о мастерстве. Потому что есть мотоциклисты, которые ездят так, чтобы их видели, — и с ними, как правило, ничего не случается. А есть такие, кто ездит так, чтобы их не видели, — и итог может быть самым разным. Но это не снимает ответственности с водителей: одни контролируют дорожную обстановку и умеют ее прогнозировать, а другие действуют спонтанно, — утверждает преподаватель.

Какой вывод? Нужно учиться, и лучше на чужих ошибках.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.



Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by