Велолюбители во все времена оставались велолюбителями. Им подавай велосипед покруче, потому что в голове одно и то же: как бы поехать подальше да побыстрее, обгоняя рутину, садясь на хвост настоящей жизни. Сейчас крутых великов полно, но нужен мешок денег: иногда большой, иногда поменьше. А раньше было не так, и даже мешок денег не гарантировал получение мечты — шоссейного велосипеда, который был для всех один. ХВЗ «Старт-Шоссе» — мечта советского велолюбителя. Мы нашли этот велосипед и прокатились на нем, сравнили с современным да карбоновым. И удивились результату.
У нас есть два велосипеда.
«Старт-Шоссе» Харьковского велосипедного завода. Выпущен в 1985 году — скоро ему стукнет сорок лет. Сборка почти целиком родная за исключением седла и колес. Причем в обоих случаях это недостаток. Кожаные седла, подобные которым устанавливали на советские велосипеды, в моде и сейчас, правда не в спорте, а скорее в прогулочном варианте. Стоят дорого и имеют уникальное преимущество: во время езды, под воздействием влаги и тепла, кожа вытягивается и как бы принимает нужную индивидуальную форму — тот же эффект, как и с кожаной обувью.
Оригинальные колеса для «Старт-Шоссе» шли только под трубки, то есть цельная шина приклеивалась к ободу. Эти трубки с большим трудом поддавались ремонту, но были весьма жесткими и накатистыми, так что даже в профессиональном шоссейном велоспорте от них отказались совсем недавно. На нашем велосипеде гоночные колеса с трубками заменены на более практичные, с клинчерной резиной и камерами внутри. Резина вседорожная, и в целом колеса больше напоминают вариант для гравела. Несомненно, это будет сильно сказываться на том, как велосипед поедет, но придираться к пенсионеру не станем.
Алексей Борисевич, технический специалист компании Borax:
— Когда-то в детстве мы плавали в кругах из автомобильных камер, все машины ездили на колесах с камерами. Теперь это исчезло. И что-то похожее происходит с велопокрышками.
Отказ и от камер, и от трубок сильно изменил весь вид, сам стиль катания. Скорости стали меняться, комфорт увеличился.
Это стало маленькой тихой революцией, которая случилась в профессиональном велоспорте совсем недавно.
Плюс стали использовать более широкие покрышки. Хотя если посмотреть, на чем ездил тот же Фаусто Коппи, или еще раньше — в 20—30-х годах, то там вообще нечто среднее между шоссе и гравелом — очень широкие покрышки, до 30—40 мм. Да и в СССР были так называемые тренировочные трубки — по 30—32 мм. Да, не такие катучие, но зато выносливые.
Теперь в профессиональном велоспорте покрышкой в 30 мм никого не удивишь, хотя раньше ездили и на 23, и на 25. Интересная цикличность.
Все остальное у нашего «Старт-Шоссе» с завода, включая переключатели, тормоза, подшипники и даже лакокрасочное покрытие рамы.
Другой велосипед — современный шоссейник белорусской марки Borant. Модель Eclipse с монококовой (то есть цельной) карбоновой рамой. Кастомная сборка: среднепрофильные колеса Vision Metron (тоже из карбона), бескамерные шины, обвес Shimano Dura Ace, дисковые гидравлические тормоза. Таким велосипед видит индустрия сегодня, не хватает разве что электронных переключателей скоростей — еще одного дорогостоящего тренда, который вытесняет с рынка традиционную механику.
Велосипеды гоночные, поэтому мы устроим импровизированную гонку — индивидуальные заезды на время на пятикилометровой дистанции под Заславлем. Расстояние для такого сравнения имеет куда меньше значение, чем рельеф, а рельеф мы попытались найти поинтереснее: почти без прямых участков, всю дорогу либо в подъем, либо по спуску.
Для порядка сравним время заездов, хотя отдаем себе отчет, что результат будет весьма условным ввиду большого количества оговорок. Поэтому гораздо важнее сравнить ощущения от велозаездов двух разных эпох. Субъективно? Конечно, как и все остальное в этом спорте. Объективен лишь секундомер, но вот его-то давайте оставим профессионалам.
На старт, внимание, марш!
Первый заезд на карбоновом Borant. Изучаем трассу, на которой впервые, хочется быть уверенным по крайней мере в велосипеде. На шоссейнике по ровной, как стол, дороге ехать скучно, а страна равнинная. Поэтому любой холмик, любой подъем становится гвоздем маршрута, создавая разнообразие, заставляя пульс расти. Мы дорогу выбирали долго и выбрали, нужно сказать, участок что надо. Живописные места под Заславлем: то вверх, то вниз. Забрался повыше — успел окинуть взглядом уже убранные поля и городской скайлайн в дымке и нырнул в лесную тень. Хороший асфальт, дорога узкая, но и трафика почти нет. Кто проезжает — обгоняет с запасом, к велосипедистам здесь будто бы привычны.
Пять километров — то, что нужно для тестового заезда. Едешь на силе, не успеваешь устать настолько, чтобы нужно было включать выносливость, — можно рисковать. Выдал подъем, затем спуск: открытый, все хорошо видно — можно покрутить, поработать. На одном из таких довольно пологих спусков доработали до 70 км/ч, судя по цифрам на велокомпьютере. И ничего: бескамерки великолепно держат дорогу, даже особых вибраций не ощущается — идешь-летишь, на сколько сил хватает.
Дисковые тормоза свое отрабатывают безукоризненно, хотя их появление именно на шоссейных велосипедах остается горячей темой среди любителей и сегодня. Диски в этом виде стали активно применять относительно недавно, а по меркам истории «Старт-Шоссе» — так и вовсе вчера. Мнения даже у профессионалов были неоднозначные, но индустрия, что называется, задавила, и теперь найти на рынке новый велосипед с классическими ободными тормозами не так просто, у топовых производителей их и вовсе не осталось.
Идея какая: разумеется, дисковые гидравлические тормоза работают хорошо, и всеми признается, что это самый продвинутый, самый эффективный способ торможения. Противники в то же время говорят, что потенциал дисков, незаменимый где-нибудь в MTB с грязью и бездорожьем, избыточен на шоссе, где традиционные тормоза по крайней мере по алюминиевому ободу справлялись со своей задачей безукоризненно. А дисковая гидравлика значительно дороже, значительно сложнее в эксплуатации, и вообще, дескать, это способ корпораций выжать с потребителей побольше деньжат.
То же самое сторонники традиционного подхода говорят, к примеру, об электронной трансмиссии на велосипеде: зачем нам втыкать шнур в розетку, когда с банальным тросиком все 100 лет как работало.
Это принципиальные различия велосипедов современных и классических, таких как наш родной ХВЗ. Сильно ли это влияет на ощущения от заезда? Ответ будет крайне субъективен. Объективно можно утверждать, что теперь велосипеды стали гораздо сложнее в первую очередь в обслуживании и гораздо, гораздо дороже сами по себе, причем эта тенденция с годами лишь усиливается.
Финишируем на Eclipse и помечаем: 10 минут без пары секунд на дистанции, средняя скорость — 30 км/ч, максимальная — 70 км/ч.
По ощущениям все гладко и знакомо, если вы хотя бы время от времени гоняете на шоссе. Отличный и очень стабильный ход, жесткость и при этом очень заметный комфорт на дефектах полотна (если есть с чем сравнивать). Про скорость все просто: сколько силы в ногах есть — такая скорость и будет, пенять здесь не на кого.
Среди марок — Volkswagen, Nissan, Hyundai, Suzuki, Skoda, Lada, Geely и Kia. Сотни машин собраны на одной площадке у автоцентра «ДрайвМоторс». Многие возрастом до 5 лет, с небольшим пробегом и гарантией.
Кредит доступен на 7 лет без аванса под 13,5% годовых, а погасить можно досрочно без штрафов и комиссий. При покупке авто за 35 000 — 40 000 BYN ежемесячный платеж составит не менее 650 BYN, а если на старте оплатить полмашины — около 350 BYN. Перед поездкой советуем выбрать модель в каталоге и отправить заявку в автоцентр. Это также можно сделать по телефону +375 (29/44/25) 734 70 00.
«ДрайвМоторс» находится в Минске на Долгиновском тракте, 186. Работает без выходных с 8:00 до 20:00.
Со «Старт-Шоссе» еще нужно познакомиться, притереться друг к другу. И один из принципиальных моментов — педали. Понятно, что на Borant, как и в повседневности, крутили в контактах. Также понятно, что на ХВЗ их не было, а были туклипсы, для которых нужна соответствующая велообувь. Как правило, ее делали из кожи, к подошве приклепывались дюралевые шипы: пластина попадала в прорезь, сверху все это зажималось ремнями — все, ногу не выдернешь. Сегодня такой способ кажется очень сложным и опасным. Из контактов выстегиваешься простым поворотом пятки, а здесь попробуй еще ремешок на ходу ослабь, потом ногу выстегни, а дюралевые пластины, как рассказывают знающие люди, от нагрузки нормально так сжимались и клинили в неподходящий момент — в общем, ужас. Впрочем, такой же ужас наверняка испытывают люди, никогда прежде не ездившие в контактных педалях.
Геннадий Жинков, владелец «Старт-Шоссе»:
— Этот велосипед 1985 года выпуска — уже на советских трубках. А до 1978-го «Старт-Шоссе» варили из итальянских труб — они были полегче.
Стоил велосипед 125 рублей. В два раза дороже «Туриста» и сопоставимо с месячной зарплатой. Так и за эти деньги его было не купить: в магазинах не было, а если и появлялось пару штук, то все маленькой ростовки, подобрать что-то себе было нереально. Поэтому 125 рублей находишь на велосипед, еще 25 сверху кому-нибудь, чтобы купить хоть как-то.
Лучшие спортсмены получали велосипеды «Чемпион-Шоссе» — спецзаказ. Им каждый велосипед, каждую раму сваривали индивидуально, по росту. Но это уже была икона, эти велосипеды вживую и не видел почти никто — только на картинках.
Но и «Старты» были — выше крыши. И, надо сказать, надежные велосипеды, на совесть сделанные. Единственное, что портилось, — шарики в педальных осях. А в остальном тысяч по десять ходил велосипед, и ничего с ним никто не делал.
Короче говоря, побороли избалованность и педали на ХВЗ оставили родные. Обуви под туклипсы, конечно, не нашлось, встегиваться было нечем, поэтому просто подобрали что-то, что нормально влезает в педаль, затянули ремешок и поехали.
Руль оказался высоковат, но в остальном посадку удалось выставить вполне привычную.
Трасса та же, рельеф тот же. Набор передач у «Старт-Шоссе» куда скромнее: две звезды спереди, пять — сзади. Но это стандартный шоссейный комплект для того времени. Переключатели родные, с клеймом ХВЗ. Надо же, до сих пор работают.
Колеса не шоссейные — вот где досада! Остроты не хватает, накат не тот. Но вот же удивительно: велосипед едет по-шоссейному бодро, это ни с чем ни спутать. Он срывается с места и идет в набор, не пытаясь искать себе оправданий. Субъективно: он быстрее, резче, острее многих стальных велосипедов, доступных сегодня на рынке. Сорокалетний «Старт-Шоссе», даже на неправильных колесах, в своей стихии куда круче всех этих современных вариаций на тему полутуринговых, полушоссейных моделей.
Алексей Борисевич, технический специалист компании Borax:
— Геометрия шоссейного велосипеда иная. Это определяет его характер, и это как раз кардинально не изменилось за много лет.
А вот самое существенное изменение — смена материала. Число передач, тормоза — да, это важно, но не это стало определяющим. А вот внедрение карбона — да. Причем именно когда рамы стали клеиться общим куском — монококом, а не собираться из труб, как собирали те же стальные ХВЗ. Создание монокока позволило разрабатывать сложные конструкции. Рама делается из небольших кусочков, лоскутков, обжатых и склеенных, — это стало революцией в велосипедостроении. Где надо, удалось добиться эластичности, сравнимой со стальной, и при этом, где нужно, конструкция была гораздо более жесткой.
Страхи относительно надежности и прочности карбона встречаются до сих пор, но в основном у людей без реального эксплуатационного опыта. У супердорогих моделей действительно есть свои нюансы, но если мы говорим не о супертопах, а просто об очень хороших велосипедах, там проблем нет. Производителям тоже важно, чтобы рама для массового потребителя была в первую очередь живучей, даже в ущерб какой-то супержесткости.
Сравнение «дедушки» из советского прошлого с современным карбоновым супербайком с первых метров перестало казаться таким уж условным. Это лошади из одной конюшни. Да, одна молодая и сильная, но у второй стальной характер — просто так сдаваться она не будет.
Тут же еще какая штука: массовое представление о том, как нужно ездить на шоссейном велосипеде, с годами менялось. Сегодня нам сказали о том, что ломать большую передачу — не здóрово и не здорóво для коленок, дескать, выкручивать нужно темпом да то, что по силам, в подъем, значит, полегче, и держи каденс. И мы привыкли. Старые тренеры бы махнули рукой как на безнадегу — ну как это в такой холмик не крутить 53? А привычки нет — что ж поделать. Начинаешь искать передачу полегче, чтобы выкручивать тем самым темпом, а передачи-то нет. И на том теряешь и теряешь много, сбиваешься с ритма, идешь не так, как привык. Именно поэтому сравнение очень и очень субъективное: просто силенок не хватает сделать его объективным.
Но эмоции, ощущения — они все здесь! Это даже больше похоже на спорт. Карбон крутишь-крутишь, нужно проехать десятки и десятки километров, чтобы пришел тот самый кураж, вайб, когда уже устал и где-то уже болит, но от этого так хорошо! А на ХВЗ приход случается если не в первый, то во второй подъем. Темп сорвало с резьбы, пульс тоже: идешь уже просто на азарте, тяжело, но ты ж спортсмен. У тебя подъем перед глазами, оскал на лице, ты не сомневаешься, что сзади на «Жигулях» догоняет тренер с каким-нибудь дубцом в руке — сейчас как подгонит!
Спуск, ура, и тут же не ура. Велосипед чуть подколачивает на трещинах в асфальте, ты не к этому привык. Сколько там живут стальные рамы, ничего с ним не случится? Подкручивать не получается, даже оставив за спиной мимолетный страх, — опять передачи не хватает, теперь уже поверху. И туклипсы все портят, нога болтается под ремешком, подтягивать не получается. Топчешь, а что толку?
И весело, в соплях, финишируем. Всего пять километров, а сколько почти детской радости от первого открытия! Что там результат? На кандидата не потяну?
Короче говоря, 12 минут на пятерке. Средняя — 25 км/ч, максималка — 57 км/ч. Но на велосипед пенять нечего — он мог ехать быстрее.
Две минуты разницы между сорокалетним советским шоссейником и современным карбоновым байком. Две минуты — много? Теперь прикидываем: колеса не те, и кто ездит, понимает, насколько это сыграло. На педалях работы не было: получились топталки, что также не идет ни в какое сравнение с контактами. Ну и банально не хватило ни базы, ни привычки эффективно работать на тех передачах, которые установлены на ХВЗ.
Именно поэтому мы подчеркивали изначально: скоростное сравнение необъективно, просто для интереса засекли время — вот и все.
Другое дело — впечатления. Они субъективны, да, но они же и важнее у непрофессионалов. Современный шоссейник — это класс, мы об этом знали. Он красивый: эта эстетика бесшовных рам, плавность линий, высокий обод, монококовый руль — просто стелс-технологии. Такой велосипед летит в миллиметре над асфальтом, дарит где-то даже беспочвенное ощущение причастности к большому спорту — скорости не те совсем, зато выглядит похоже. И катишь, счастливый, свои 50, 100, 150 — за той самой эмоцией, когда устал, когда даже где-то болит, но при этом так хорошо внутри.
Геннадий Жинков, владелец «Старт-Шоссе»:
— Раньше времена были другие. Мы из Минска ездили на велосипедах в Ригу по два раза на год, в Шяуляй — вообще самый велосипедный советский город. В гостиницы тогда было не попасть, поэтому посвящали велопробег какой-нибудь дате, брали письмо из комитета комсомола и с этим письмом в райком — к дежурному. Мол, мы совершаем пробег, а гостиниц нет... И места находились. Если везло, то и культурную программу на месте организовывали, экскурсию там.
Так и путешествовали. Чаще всего впятером: люди, бывало, менялись, но всегда было с кем поехать. Пять мужиков, велосипеды, свежий воздух — скучно не было. Молодые были: кому 22 года, кому 25. Одному, помню, было 28 — так его уже старым считали, берегли, первым в колонну не ставили под ветра.
Самая длинная поездка была в Севастополь — 10 дней ехали. Там остались еще на столько же, на море. А обратно уже поездом.
И — это открытие — сорокалетний «Старт-Шоссе» способен дарить ту же эмоцию и то же ощущение полета над дорогой. Где захочешь — он ускорится, где нужно — впишется в вираж. Это модель из того же гаража, из той же скудерии. И она — часть истории, для многих это тоже важно. Этот шоссейник — классика, наша с вами классика, и здорово, что он такой был и до сих пор есть. Найти такой сет, поддерживать его в хорошем состоянии — задача куда сложнее, чем обзавестись классным современным велосипедом. Но при этом хорошо понятен вайб таких велолюбителей-реставраторов. Кто-то едет от старта до финиша, а они, хранители традиций, — из прошлого в будущее.
Алексей Борисевич, технический специалист компании Borax:
— Велосипед, какой бы суперсовременный он ни был, все равно рано или поздно ушатается, устареет. И поэтому не он главное. В первую очередь нужно получать кайф, все остальное, вот эта практичность бесконечная должна отходить на второй план. Иначе она убьет удовольствие.
Давайте больше кайфовать! Если велосипед тебе нравится, ты на нем отправляешься на классную покатушку, ловишь этот вайб, получаешь эмоции — значит, все правильно. И когда меня спрашивают, что выбрать — цена там, качество, — я отвечаю: хватит об этом говорить. Ищите то, что вам нравится, — это важнее всего остального.
Шоссейные велосипеды, как и гоночные автомобили, — это свой мир: азартный, страстный, красивый. Это не закрытый клуб для избранных, ворота широко распахнуты для всех, кто хочет войти. Со «Старт-Шоссе» ли, с алюминиевой моделью начального уровня или с карбоновым супербайком — вы будете гнаться за той же эмоцией и обязательно догоните. Велогоны-шоссейники любого уровня хорошо понимают, за чем именно вы ездите, поэтому приветствуют друг друга поднятой рукой — хорошая традиция, существующая во всех странах. Это своего рода книга джунглей — вы просто одной крови.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by