60-летие легенды: в чем секрет успеха Porsche 911?

Источник: Василий Колосов. Фото: Porsche, Василий Колосов
10 939
16 декабря 2023 в 8:00
Ослепительные скидки в Каталоге Onlíner

Узнаваемый силуэт, установленная за задней осью оппозитная «шестерка», замок зажигания слева от рулевой колонки, славное наследие и всемирная слава! В этом году знаменитый и вечно молодой Porsche 911 отмечает 60-летний юбилей. Самое время оглянуться назад и вспомнить, с чего все начиналось.

Историю Porsche 911 принято отсчитывать с 12 сентября 1963 года, когда на автосалоне во Франкфурте публике был представлен предсерийный образец спорткара — причем под индексом 901. Задумывался он в качестве преемника модели 356, у которой было немало общего с Volkswagen Beetle, в том числе и мотор. Соответственно, требовалось поднять на новый уровень планку динамических возможностей и характеристики управляемости.


Разработка новой машины велась с конца 50-х годов. Формальное направление дизайна преемника 356-й модели задал прототип Type 754 1959 года. Его созданием занимался сын Ферри Порше и внук Фердинанда Порше (основателя компании) — Фердинанд Александр, который работал и над обликом серийного спорткара нового поколения. Заднемоторная компоновка сохранилась, цилиндры двигателя также располагались оппозитно, но теперь их было шесть вместо четырех. Мощность двухлитрового агрегата составила 130 л. с.

Porsche Type 754

Porsche 911 sketch

В продажу спорткар поступил в 1964 году, но уже под новым обозначением: французская Peugeot заявила свои права на трехзначную номенклатуру моделей с нулем посередине, так что Ферри Порше принял решение заменить первоначальный индекс 901 на 911.


Шестьдесят лет назад никто и представить не мог, что 911-й станет настоящим рыночным хитом. В мае 2017 года с конвейера завода в Цуффенхаузене сошел миллионный экземпляр модели. История успеха продолжается и по сей день: в прошлом году было произведено 40 410 спорткаров 911-го семейства, что стало рекордным показателем годового выпуска за всю историю модели. Сейчас в строю 911-й восьмого поколения (серия 992), дебют которого состоялся в 2018 году.
Так в чем же секрет успеха Porsche 911? Во-первых, конечно же, в выдержавшем испытание временем дизайне. Знакомый каждому автомобилисту на планете образ на протяжении десятков лет изменялся в эволюционном ключе — дизайнеры не отступали от канонов Фердинанда Александра Порше, нарисовавшего первое поколение легендарной модели. Стопроцентная узнаваемость!

Porsche 911 first gen 5

Porsche 911 992

Но на одной внешности, как известно, далеко не уедешь. Свою лепту в формирование имиджа и репутации 911-го внесло и качество: спорткар регулярно занимает высшие строчки в мировых рейтингах надежности, а более 70% всех выпущенных экземпляров до сих пор на ходу.

Porsche 911 first gen

Наконец, важной составляющей успеха модели стала ее универсальность — разумеется, по спорткаровским меркам. Тут уместно вспомнить цитату Ферри Порше: «911 — единственный автомобиль, на котором можно участвовать в африканском ралли „Сафари“ и гонках в Ле-Мане, после чего отправиться в театр или прокатиться по улицам Нью-Йорка». Это актуально и сегодня — 911-й одинаково хорошо подходит и для покатушек на гоночном треке вроде Нюрбургринга, и для повседневной эксплуатации в городе и за его пределами.

Porsche 911 first gen

Porsche 911 992

К слову, минувшей осенью в гамме 911-го появилась модификация 911 Dakar, предназначенная для плохих дорог и проселков и вдохновленная раллийной 911 Carrera, в 1984 году победившей в марафоне «Париж — Дакар». В ее основе лежит купе 911 Carrera 4 GTS с 480-сильной «шестеркой» 3.0, но дорожный просвет был увеличен на 5 см. Подвеска имеет новые настройки и регулируемые амортизаторы, которые могут поднять «двухдверку» еще на 3 см. Тираж 911 Dakar ограничен 2500 единицами.


В Porsche постоянно совершенствовали свою легенду. Так, с переходом в 1997 году на модель серии 996 из гаммы исчезли моторы воздушного охлаждения: их заменили новыми «оппозитниками» с жидкостным охлаждением. И если самый первый 911-й со 130-сильным мотором весил 1080 кг и мог разгоняться до 210 км/ч, то показатели нынешней базовой 911 Carrera серии 992 таковы: 1,5 тонны снаряженной массы, мотор на 385 л. с., 293 км/ч максималки.

Porsche 911 first gen

Porsche 911 992

В планах Porsche — электрификация всего модельного ряда, однако 911-й станет исключением. Спорткар хоть и получит гибридную модификацию, но все же сохранит ДВС. Заменять икону электромобилем в компании пока вообще не собираются, за что поклонники модели наверняка скажут большое спасибо.


По случаю 60-летнего юбилея культового спорткара производитель подготовил спецверсию нынешнего 911-го с приставкой S/T в обозначении. Из главных особенностей машины — пакет Heritage Design с эстетикой гоночных 911-х конца 60-х — начала 70-х годов, атмосферная «шестерка» 4.0 в паре с 6-ступенчатой «механикой» с укороченными передаточными числами, а также широкое использование облегченных компонентов из углепластика. Разгон до сотни у 911 S/T занимает 3,7 секунды, максимальная скорость составляет 300 км/ч. Будет выпущено только 1963 экземпляра юбилейного купе. Стоимость соответствующая: в Германии такой 911-й обойдется минимум в 292 000 евро.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by