«Посмотрите, что происходит на площади Бангалор». «Да когда же люди научатся проезжать площадь Бангалор». «Разберите организацию движения на площади Бангалор». Каждый месяц читатели рубрики присылают нам вопросы, касающиеся ее — великой и ужасной площади Бангалор, места, которое, по мнению многих водителей, является самым сложным для проезда во всем Минске. В очередной раз мы отправились туда с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению. Время идет, а выводы пока неутешительные: проезжать эту площадь по правилам действительно умеют далеко не все.
Каждый испытывал это на себе сотни раз. Едешь по площади Бангалор и видишь того, кто едет не так, как полагается. Даже тем, кто и сам нарушает, кажется, что все остальные едут как-то криво.
— Мы приехали на площадь Бангалор и сразу же увидели грузовик, который выехал с улицы Сурганова и весь круг проехал не так, как положено по схеме, а по третьей полосе, не перестроившись в крайнюю левую. Он передо мной поехал не так — я его пропустил, а когда я поехал на улицу Богдановича, уже он дал мне проехать, а сам двинулся дальше по кругу. И хорошо, что ему уступили и дали проехать: это же грузовик, большой, черный — наверное, все просто испугались, — говорит Краснов.
Грузовику никто сигналить не стал, а вот водителей легковых авто, которые едут не так, как от них ожидают, без внимания зачастую не оставляют.
— Мне показалось, что водитель грузовика понимал, что едет не по правилам, потому что было заметно, что он осторожничает. Может, ему неудобно перестраиваться в левую, там свои сложности, потом нужно аккуратно вернуться обратно, никого не зацепить. Вот он и решил, что проще так. Наверняка мы не узнаем, это только догадки, — продолжает ведущий рубрики.
И проблема не в конкретном грузовике, а в том, что каждый день, в каждый конкретный момент на площади Бангалор, кажется, кто-то все равно едет не так, как нужно.
«Каждое воскресенье там езжу и всегда начеку. Это не первая ситуация. Может, хоть как-то донести до людей то, что там схема есть», — обратился к нам один из читателей.
Или вот другая ситуация. «На ровном месте чуть машину не разложили тогда. И человек пытался мне с пеной у рта доказать, что не прав я. А я пытался ему объяснить, что есть схема, нужно просто на нее посмотреть, и все станет ясно. Естественно, диалог был на повышенных тонах», — рассказал водитель.
Тяжело тем, кто с опытом, кто, может быть, работает водителем или в принципе много времени проводит за рулем. Многие из них близко к сердцу принимают такие ситуации, а ситуаций много, изведешься тут.
«Перекрестки такого типа — с круговым движением — очень крутая вещь. Но есть одна проблема: очень мало людей на них ориентируются», — считает наш читатель.
— Площадь Бангалор — это турбокольцо. Что это значит? Турбокольца — это кольца, когда заранее по знакам видишь схему движения. У нас изначально ПДД разрешают выезжать на круг из любой полосы и съезжать с круга из любой полосы, при условии, что нет знаков, которые оговаривают направление движения по полосам. Как только появились знаки — это уже турбокольцо, — объясняет преподаватель.
— Бангалор — не единственное турбокольцо в Минске, но, похоже, самое трудное для водителей.
— Площадь Бангалор — это уникальное место с уникальной организацией дорожного движения, которую не может понять тот, кто приехал туда впервые, — говорит Краснов.
— Сложность в том, что на самой площади четыре полосы, а на выездах — три. Чтобы уехать на первый съезд, нужно обязательно быть в крайней правой полосе. Но я неоднократно видел машины, которые пытаются и из второго ряда уехать направо. Если и справа машина съезжает — все хорошо, считай, повезло. А если машина из правого ряда продолжает движение по кругу — а ей можно, — возникает опасная ситуация. У моей курсантки была здесь авария. Ездила она тогда неуверенно, но резко. И вот она мне рассказывает, что съезжала со второй полосы на съезд, а справа какой-то шустрый парень ехал дальше по кругу. И она не разобралась, можно ему или нет. Короче, столкнулись они. Она не знала, как ей ехать, он, возможно, знал, но не пропустил, не предотвратил ДТП, — отмечает инструктор.
Однако это частный случай. Далеко не все водители, которые выезжают из второй полосы на съезд, не знают, как проехать по правилам. Некоторые просто стремятся по-быстрому объехать другие машины на кольце и выскочить впереди. Но такие, как правило, едут осторожнее, контролируют правую сторону, потому что знают: случись что — вина на них.
— Самая сложная история — это третья полоса. Вот это самый сложный финт, который не понимают те, кто приехал сюда впервые. Стандартная ситуация: один пытается перестроиться, а другой хочет ехать дальше по кругу и считает, что у него преимущество — он же по кругу едет. У нас вообще на дорогах немало водителей, которые ездят по правилу «кто по кругу — тот и прав». Потому что так всегда было, они не могут переучиться. А есть новенькие водители, которых уже в автошколе научили, что такое бывает, что нужно смотреть на знаки. И случаются конфликты, когда один едет по схеме как положено, а другой — по привычке. И когда случается ДТП, когда приезжает инспектор и все разъясняет, у того, кто ехал по привычке, мир рушится, ему видятся заговоры: всегда было так, а теперь — не так, — говорит ведущий рубрики.
— Главное правило любого перекрестка, а особенно кругового — надо друг за другом наблюдать и друг другу помогать, — заявляет Краснов.
Кстати, некоторые специально берут занятия с инструктором для того, чтобы поучиться проезжать конкретно площадь Бангалор.
— Проводим занятия с Виталием Жуковским, ездим с теми, кто уже получил права, но во всех нюансах не разобрался. И очень часто бывает так: раз показал, проехали — человек не понял, другой раз — не понял. И повозишь, и сбоку посидишь, поподсказываешь — не получается, и все. Проблема в чем: они когда в крайнюю левую перестраиваются, то не понимают, в каком месте назад возвращаться, всегда пытаются съехать раньше, чем нужно. Да и как разобраться: там столько разметки нанесено, что не распутать. Плюс мешает страх, что кто-то въедет в бок. Но это не что-то невозможное, это все лишь навык, который вырабатывается. Поэтому нужны специальные упражнения, в том числе на закрытых площадках, когда участвует большое количество машин, все ездят по восьмерке и учатся пропускать, когда это нужно, и не тупить, когда должен ехать сам. Вот после такого и вырабатывается зрение на 360 градусов, — рассказывает преподаватель.
— Когда-то звучали предложения разрезать круг на Бангалор, сделать что-то вроде перекрестка у станции метро «Пушкинская».
— На мой взгляд, это плохой вариант, хоть и относительно бюджетный. Не бюджетный, но хороший — развязка Жукова и Дзержинского. Но это тоже вряд ли осуществимо, — отмечает инструктор. — Я бы все же пытался решать проблему более доступными способами. Например, было бы здорово, если бы перед площадью Бангалор появились информирующие знаки. Есть же площадь Богушевича: когда к ней подъезжаешь, то видишь, по какой полосе тебе нужно въезжать на круг, чтобы потом с него съехать на нужный съезд. И в этом плане площадь Богушевича — образцово-показательное место. А перед площадью Бангалор мы таких знаков не видим, там вся информация, считай, на кругу. Но ведь для водителя это уже поздно: он выезжает, вокруг много машин, а ему нужно по этим знакам как-то с ходу разобраться, как ехать. По факту можно узнать, что ты вообще не в той полосе — и что делать?
— Перед въездом на площадь есть этот большой щит...
— Его трудно успеть прочитать, особенно неопытным водителям. Да и что там можно понять? Что из первой полосы можно направо? Ну хорошо, а дальше как? С третим съездом вообще ничего не понятно. Нужно специально приезжать, где-то становиться в сторонке и разбираться. Мне кажется, необходимо установить новые знаки, более информативные. Только нужно хорошенько подумать, как сделать так, чтобы они реально были понятны водителям. Возможно, нужны какие-то экспериментальные решения для такого сложного участка, — предполагает ведущий рубрики.
Почему мы говорим об этой ситуации как о безнадежной?
— Все, кто ездит по площади Бангалор и знает схему движения, — даже не надейтесь. Вы каждый раз будете встречать водителей, которые не разобрались. Не надо по этому поводу переживать, нужно просто ехать, — считает Краснов.
— На площади Бангалор всегда будут водители, которые не понимают, как там ехать.
— И не сможете вы всех научить. Ты одному расскажешь — второй приедет. Второму расскажешь — третий приедет. Тогда уж нужно ставить палатку на кругу и выступать там целыми днями с лекциями, посвятить этому жизнь, — шутит преподаватель.
Многие помнят, какой была площадь Бангалор лет пятнадцать назад, когда мы еще ничего не знали о турбокольцах. Много мелких ДТП, постоянно с троллейбусами кто-то притирался, из-за это возникали заторы. Теперь, по ощущениям, именно аварий стало меньше. А конфликтных ситуаций — больше. Будто все так боятся этого места, что стараются ехать очень аккуратно — поэтому и не сталкиваются, но вместе с тем замечают тех, кто едет криво, и не могут смолчать.
— Аварии всегда происходят из-за того, что кто-то в третий съезд едет по схеме, а кто-то — не по схеме. И сейчас столкновений действительно стало меньше, — подтверждает инструктор.
— Хороший водитель не попадет в ДТП на Бангалор, даже если рядом будет тот, кто едет не по схеме. Потому что хороший водитель не ищет неприятностей, он их предотвращает. Он пропустит, если надо, или сам быстро уедет, освободит полосу. И ничего не будет.
— Но хватает тех, у кого агрессия зашкаливает. Да, они знают, как ездить по Бангалор. И всякий раз, приезжая туда, ищут водителя, который не понял схему. Они будут специально подставляться, чтобы его «поучить». Вот так делать не надо. Видишь, что человек едет не так, как нужно (ну не знает он, не понимает), — помоги. Не нужно усугублять ситуацию, не нужно сигналить — так никому ничего не объяснишь. Агрессия вызывает точно такую же реакцию в ответ, — продолжает Краснов. — Я через площадь Бангалор проезжаю постоянно и, когда встречаю водителей, которые не разобрались в организации движения, помогаю им проехать по их траектории, не попасть в ДТП.
В обозримом будущем движение через площадь Бангалор может быть закрыто в связи со строительством новых станций третьей линии метрополитена. Наверное, у водителей будет возможность оценить важность этого участка, такого сложного для многих.
— Как вариант, после этого сдвинуть туда отделение ГАИ и расположить прямо на кругу авторемонтные мастерские и офисы страховых компаний, чтобы все вопросы сразу решались на месте, — шутит ведущий рубрики.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by