Велосипед, настоящий велосипед — это всегда отдельная тема, клуб по интересам, но клуб открытый, и всякий раз мы стараемся чуть шире распахнуть эти двери, приглашая вас присоединяться. Сегодняшний наш герой — музыкант, увлеченный велопутешественник, отец 13-летней дочери, которому удается быть с ней в очень теплых отношениях, несмотря на кризисы обоих возрастов. Максим Гаврилов — он расскажет, как путешествует, для чего путешествует, покажет нам свой велосипед, а главное, покажет, что возит в многочисленных сумках, которые на этот велосипед навешаны. Байкпакинг в чистом виде — велотуризм по красоте.
— Макс, ты активно путешествуешь на велосипеде, уезжаешь, груженый, на несколько дней, а то и на неделю. Тебя дистанции покороче не устраивают?
— Это другое. Знаешь, я же к этому пришел из-за кризиса среднего возраста. Когда-то был музыкантом, играл в группе, все классно. Потом женился, семья, ребенок, как-то завертело, забросил свою музыку, — грустно рассказывает Максим. — Затем развод, я бросил работу, в жизни было одно разочарование. Я уехал в другой город на пару месяцев, и произошла перезагрузка. Я вернулся, и то, что сейчас происходит, это часть того осознания. Я снова занимаюсь музыкой, играю в группе. Я катаюсь на велике, в походах я получаю удовольствие, наполняюсь энергией. Все, что происходит в городе, твое перегорание — все это уходит, как только отправляешься в поход. Одна беда — хочется плакать, когда возвращаешься назад.
— Не хочется?
— Не хочется! Ты возвращаешься в муравейник и понимаешь, что снова будешь заниматься тем, чем тебе, возможно, не хочется.
— Однако велопоходы на дальняк — это непросто. У тебя был какой-то бэкграунд, с чего ты начинал?
— Ничего не было, я начинал с нуля. Точнее не с нуля, я начинал с отрицательной отметки, потому что много лет назад я сломал позвоночник и живу с этой травмой, которая на самом деле сильно ограничивала все мое желание заниматься какой-то физической активностью. Велосипед — это фактически первый снаряд, который мне позволил одновременно преодолевать большие дистанции и не получать при этом ударной нагрузки. Поэтому велик, сумки, походы — все это моя история.
— И когда это понял?
— Когда в первый раз отправился с группой в пробный поход — на Браславские озера. Хотел проверить себя: смогу ли вообще ехать в группе по 100 км в день. И тогда я вложил себе в голову: да, я физически способен на это, да, это интересно, мне это нравится. Тогда, 4 года назад, эта болезнь и началась, и остановить ее нереально. Но это — хорошая болезнь. Я вижу многих, с кем был знаком когда-то, кто прошел похожий путь с женитьбой, кто-то — с разводом. Многие теперь болеют совсем иначе — это грустно. А я для себя понял, что мне никакой допинг не нужен, мне нужно это, — широко улыбаясь, он указал на свой велик.
У него Borant Phantom — гравел минской марки, карбоновая рама, хорошие комплектующие: Shimano, Mavic, Сontinental. Мы показывали его вам и не раз использовали такой велосипед в собственных путешествиях. Но это — обновленная модель, со всеми необходимыми бонками для полноценного байкпакинга.
— На самом деле это была моя мечта. И именно в таком цвете! — ну все, велосипедисту только дай волю порассказывать про свои колеса. — Я же еще в прошлом году ездил на горнике, который сам адаптировал под свой туризм. Так этот горник, обвешанный сумками, весил столько, что я не мог его поднять! А этот без сумок весит 8,6 кг — я взвешивал.
— А в полной оснастке: с сумками и всем содержимым?
— Ближе к 16. Но все равно это очень мало, это вес обычного горного велосипеда без сумок. И вот этот велосипед я уже могу поднять, я могу закатить его в лифт, не снимая ничего, я могу затащить его в электричку даже старого образца, где нужно высоко подниматься по ступеням. Да и едет он куда бодрее.
— А что за сумки?
— Тоже сделано в Беларуси, представь себе, минская фирма — MaseyBikepack. Крутые ребята, сами ездят на гравелах, поэтому понимают, что и как надо делать. Даже эти резинки, которыми фиксируются сумки к верхней трубе, сделаны на крючках. То есть ее снять — вообще не проблема. Ткань водонепроницаемая, трехслойная, молнии водонепроницаемые, отлично работает на разрыв: набил до отказа — она не разойдется, как в дешевом самолетном чемодане. Короче, я, когда покупал себе велосипед, заказал и комплект сумок к нему. Так их сделали даже в уникальной расцветке.
— Такая только у тебя и у Майкла Джексона?
— Нет. Такая — только у меня.
— И во сколько стал весь комплект сумок?
— Ну это недешевое увлечение. Я отдал за все 1717 рублей.
— А сколько стоит все, чем их набил?
— Ой, я не считал даже, стараюсь не расстраиваться.
— Чем байкпакинг отличается от классического представления о велопоходах? Для чего выдумали модное словечко?
— Объясню на простом примере. Если по классике, то на мой велосипед сзади нужно устанавливать специальный багажник, на него навешивать такую сумку-штаны огромную, где с каждой стороны заднего колеса будет болтаться еще по 20 литров. И в итоге получается такая конструкция, внушительная по габаритам и весу. Байкпакинг — это что-то менее громоздкое, когда велосипед со всеми навешанными на него сумками вмещается в ширину своего руля. Да, ты можешь увезти с собой все, что тебе необходимо на несколько дней похода, но укладываешь все это так, чтобы занять как можно меньше места и чтобы весило это все как можно меньше. Соответственно, велик остается скоростным, резким, маневренным. Не таким, как «пустой», но все же удобным.
На любой ли велосипед можно навесить такие сумки? Нет, не на любой. Во-первых, раз уж речь зашла о велопоходах, то транспорт изначально должен быть в меру бездорожным. Вы же не по велодорожке взад-вперед собрались путешествовать, правильно? Гравел в этом отношении предпочтительнее того же горника: он легче, он более скоростной и более удобный на длинной дистанции.
Во-вторых, даже если у вас гравел, проверьте, есть ли в тех местах, где вы собираетесь навешивать сумки, специальные бонки — болты для крепления. В первой версии Borant Phantom их не было. Кто-то углядит в этом свой плюс, потому что, если сумок навешивать не собирались, «гладкая» рама эстетически кажется приятнее. Но функционал, который раскрывается для тех, кто собирается путешествовать по-настоящему, искупает все остальное. Есть куда крепить, если что крепить — так чего же вы ждете?
— Сколько у тебя вообще этих сумок здесь?
— Дай-ка посчитаю... Девять. Еще вон место осталось, повешу флягу под рамой.
— Как улитка: все свое ношу с собой. Ну показывай, что в карманцах?
— Это типичный байкпакинг, с ним хоть сейчас можно уходить в заезд на три-четыре дня. Чтобы запаковать все необходимое на столь длительной срок (или даже больше), нужно очень щепетильно подходить к выбору экипировки. Чем дольше путешествие, тем больше нужно с собой везти — это логично. Важна и продуктовая раскладка — а что если останешься без магазинов где-то в близком доступе?
— Теория ясна. Ты сумки-то открывай.
— Вот эти две сумки спереди — это форкбеги, они крепятся на вилку через кейдж — рамки, которые крепятся на болты к вилке с обеих сторон. Вместимость каждой такой сумки — 4,5 литра, в них я вожу свою палатку. Обе сумки заняты, потому что палатка двухместная, большая — я люблю комфорт.
— Дальше. Подрульная сумка: она у меня на 8 литров, обычно стандартные на 10. Но это же спецзаказ, а у меня руль узкий, нужно было, чтобы сумка влезла. Здесь, под резинками, у меня всегда дождевик. А все, что в сумке, это в первую очередь то, что необходимо для лагеря. С собой обязательно два сублимата. Это полноценная домашняя еда по сути: залил такую порцию кипятком и получил 400—500 грамм нормальной пищи. Но эти штуки — дежурные, вообще-то я предпочитаю есть обычную еду. Но на Голубых озерах, помню, у нас был случай, когда мы сначала по дороге пропустили все магазины, а потом столкнулись с тем, что на самих озерах еду купить негде. И вот тогда я четко понял, что в запасе всегда что-то должно быть.
Еще есть газовый баллон. Налобный фонарик с рассеивателем: с таким можно ехать, а можно использовать его в лагере как лампу — готовить там или повесить на крючок в палатке.
— Романтично. Что еще есть?
— Небольшой складной рюкзак. Он нужен, чтобы заехать в магазин и набрать там продуктов. В сумках места не остается, а в рюкзак все упаковал и довез до лагеря.
— У путешественников вообще с большими рюкзаками ездить не принято, что ли: все на велосипед навешиваете?
— Да, никаких рюкзаков, иначе далеко ты не уедешь — тяжело. Есть, конечно, ребята олдскульные, с бычьим здоровьем от природы, которые ездят с рюкзаками по 70 литров за плечами. Но я не слышал, чтобы такие истории заканчивались хорошо.
— Еще есть полотенце: маленькое, аккуратненькое, чтобы окунуться в реку помыться — все же желательно это делать время от времени. Аптечка: важная вещь, в который каждый возит свое. У меня, исходя из личного опыта, здесь обезболивающий гель, перекись водорода, бинт, таблетки от клещей (важный момент, если тебя грызанули — лучше перестраховаться и принять лекарство превентивно), таблетки от головной боли.
В этом году буду испытывать вот такую штуковину от комаров. С пластинами, примерно такими же, как в приборах, работающих от розетки. Тут портативная зарядка, два режима работы: кемпинг и ходовой. Соответственно, приборчик либо висит в лагере, либо висит на тебе и отпугивает комаров. А то с аэрозолями я прямо замучился.
— Грызут?
— Грызут — это не то слово! И ничто их не берет. Комары — самая страшная напасть, которая портит полноценный кайф от любого похода!
— Есть небольшой насос. Дело в том, что обычные карематы занимают много места, поэтому проще возить с собой надувные коврики. Но после ходового дня, если пытаешься такой надуть, — можно заснуть. Опять же, придумали выход: маленький насос, который может надуть коврик, раздуть костер, он же одновременно и кемпинговый фонарь, а зарядки хватает на три дня.
— Любишь ты всякие штуковины.
— К этому приходишь эмпирически. Я помню прошлогодний поход по Витебщине, как я надувал такой коврик, а мне надо было дежурить, потом резко встал и понял, что я не дежурю: все, у меня плыло в глазах так, что я на ногах еле устоял.
— Фонарь есть. Ну и моя коробка-кирпич, без которой я в походы не езжу. Там вся электроника для камеры. Легкоходы меня не поймут, но ничего не могу с собой поделать — это моя страсть.
— В сумке есть боковые карманы. Там у меня мультитул, еще один фонарик, уже велосипедный, его вешаем, если задержались в дороге допоздна. Плюс какая-то мелочовка сюда влезет.
— Дальше у нас две кормушки — это сумки-фидбеги. Их две: в одной у меня стабильно литр воды, в другой я вожу, опять же, свои электронные приспособления: камеру, петлички, крепления. Сюда удобно также складывать всякий перекус, батончики, всякую всячину. Вода у меня в бутылке из тритана — экологичный материал, не боится ударов, из него даже изготавливают бутылочки для кормления младенцев.
— И где же ты все это раздобыл?
— В туристических магазинах это все можно найти.
— Идем дальше. Эту сумку на раме называют «бензобак». В ней — предметы быстрого доступа: мобильный телефон, кошелек, где обязательно и банковская карта, и немного налички — вдали от города карточки не всегда принимают.
Другая нарамная сумка — «канистра». В ней заплатки, выжимка для цепи, бортировочные лопатки, мультитул с инструментами и даже маленькими пассатижами.
— Самая большая на велосипеде — внутрирамная. Она четко шилась по лекалам, мастер дважды приезжал, замерял раму. В этой сумке у меня набор для кухни. Я люблю готовить в походах, тут у меня газовая горелочка, шторка, чтобы огонь не задувало. Есть складной половник — супы это моя страсть. Байкеры из Бреста оценили мой борщ с салом, который мы делали в поле, а от них мне был тортик. Под баллон есть подставка устойчивая, конечно, зажигалка и огниво, походный перочинный ножик.
Здесь же столовые приборы: кто-то любит складные вилки-ложки, но я не сторонник. Вообще, серьезные ребята возят металлические ложки, и они в чем-то правы. Металлической ложкой всегда можно отскрести что-то со дна котелка, а такой пластмаской ничего ты не отскребешь. Но с газовой горелкой лучшего и не нужно.
Досточка, походные мисочки: одна — под суп, другая — под салат. Есть складная кастрюлька и складной чайник. Чайник — мой фетиш, я понимаю, но сваришь в кастрюльке суп, а чай как же?
— Продукты нужно покупать где-то по дороге?
— Да, путешествия стараются планировать через пункты, где можно пополнить провиант: это самый простой вариант, иначе поклажа была бы еще больше. В идеале магазин должен быть неподалеку от лагеря: заехали, закупились, отъехали питаться.
— Подседельная сумка занята спальником и одеждой. И здесь важна укладка: чем компактнее сложишь, тем больше вместится. Сверху у меня шлепки: они легкие, приехал в лагерь — сразу переобулся, потому что в велообуви не находишься. Одежды у меня немного...
— Носки классные!
— Носки — это мой личный фетиш, я в них сплю.
— Еще у меня здесь лонгслив двойного назначения: я в нем сплю, он на флисе, могу также использовать как утеплитель в дороге. Есть также термобелье, причем не просто на активное движение, а реально согревает. Шапка, флисовые перчатки — это на холодные ночи. Еще беру с собой теплоиды — согревающие пластинки, которые дают тепло на 8—9 часов. Кладешь в спальник — и хорошо.
Вообще, когда начинаешь ходить в походы, набираешь собственный скарб, его так и называют — скарб туриста. И у каждого он свой. Потому что каждая вещь — это пережитые страдания, ставшие опытом. Недоел где-то — возишь сублимат, где-то замерз — берешь шерстяные носки.
— Цель у тебя есть заветная? Маршрут мечты какой-нибудь?
— Конечно. В идеале — кругосветка.
— Ну да, чего ж мелочиться...
— Сложно это объяснить. Велосипед, велопутешествия — это и концепция, и хобби, и игра. Ты втягиваешься, это становится чем-то своим. А потом попадаешь на природу, видишь это все кругом — и ловишь кайф. А еще же у меня дочь...
— А что дочь?
— Я же видео увлекся еще почему? Мы ведь к детям теперь приходим через Tik-Tok, как бы смешно это ни звучало. И дочка уже ходила со мной в поход, мы с ней на байдарках сплавлялись, у нее есть свой велосипед, мы уже начинаем движение в этом направлении. Значит, все не зря, понимаешь? Потому что дочь — это папина любовь на все времена.
Благодарим магазин Borant за помощь в организации репортажа.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by