В апреле 1964 года на Всемирной выставке в Нью-Йорке состоялся дебют первого Ford Mustang, родоначальника сегмента пони-каров, героя кинолент и одного из воплощений американского духа свободы. С тех пор минуло 60 лет, автомобиль сменил семь поколений и сегодня представлен на 85 рынках. В 2018 году общий тираж модели достиг 10-миллионной отметки! Хороший повод вспомнить, с чего все начиналось.
Первый прототип Mustang был показан в 1962 году. Это был экспериментальный родстер, сильно отличавшийся от машины, которая была поставлена на конвейер. К слову, назвали его в честь истребителя P-51 Mustang времен Второй мировой войны. Небольшой двухместный спорткар со среднемоторной компоновкой оснащался 1,5-литровым V4 мощностью 109 л. с. в паре с 4-ступенчатой «механикой».
Своим появлением Mustang обязан Ли Якокке, одному из самых известных и прозорливых менеджеров в истории автопрома. Тогда на кону стояли его карьера и репутация, но в итоге он угадал чаяния американской публики 1960-х годов, хотевшей яркий и броский автомобиль по минимальной цене. Якокка убедил руководство Ford в необходимости запуска доступной спортивной машины в серию, и чутье его не подвело.
Дебют первого Mustang весной 1964 года вызвал в Америке фурор — началась настоящая «мустангомания»! «Дикого жеребца» хотели «оседлать» сотни тысяч людей, ведь цена базовой версии со 102-сильной рядной «шестеркой» 2.8 составляла 2368 долларов. Уже в марте 1966 года был произведен миллионный экземпляр модели. Наряду с купе были доступны версии в кузове нотчбэк (то есть двухдверный седан) и кабриолет. В 1969-м появился Mustang 429, 7-литровый V8 которого развивал почти 400 л. с.
Главная формула успеха, которая и через 60 лет позволяет сохранить аутентичность «Мустанга», оказалась простой: стильный спортивный кузов на компактном по американским меркам шасси (за основу была взята модель Falcon), двигатель спереди и задний привод. Незамысловатой оказалась и схема подвесок — так, сзади использовался неразрезной мост с рессорами.
Дебютировавший в 1973 году второй Mustang — своего рода белая ворона среди всех поколений пони-кара, поскольку появился он в условиях нестабильной экономики и растущих цен на нефть. Базой в этот раз стал компактный Ford Pinto, в связи с чем Mustang «усох» в габаритах (длина уменьшилась до 4,44 метра), а моторы, доступные в первый год выпуска, могли вызвать у поклонников истерику. Речь о меланхоличной «четверке» 2.3 (88 л. с.) и 2,8-литровом V6 (105 л. с.). В 1975 году в гамму снова вернулся V8, но с отдачей всего 140 л. с.
Третье поколение Mustang на платформе Fox появилось в 1979 году и выпускалось до 1993-го, пройдя через две модернизации (в 1983 и 1986 годах). Вместо рессор в задней подвеске стали использоваться пружины, появились двигатели с впрыском топлива и 5-ступенчатая «механика».
Четвертое поколение модели (1994—2004 годы) с заводским кодом SN95 было создано на модифицированной платформе предшественника. Все версии Mustang располагали дисковыми тормозами, при этом в отставку ушел заслуженный мотор Windsor V8 (снят с производства в 1995 году), а топовые версии Cobra впервые в истории модели получили независимую заднюю подвеску. В 2003-м подразделение SVT установило на Cobra компрессорный V8 4.6 (390 л. с.).
Пятый Mustang (S197), внешность которого создавалась с оглядкой на модель первого поколения, был представлен в 2004 году и базировался на новой «тележке» D2C. После масштабной модернизации 2010 года под капотом пони-кара появился новый V8 семейства Coyote объемом 5 литров (412 л. с.) и с распределенным впрыском топлива.
С появлением в 2014 году шестого поколения Mustang произошла маленькая революция — кондовая схема с неразрезным задним мостом окончательно уступила место современной многорычажной подвеске. И наконец, нынешнее (седьмое по счету) поколение лихого американского «скакуна» вышло на рынок в 2023 году.
Разумеется, 60-летний юбилей своей легенды Ford решил отметить с размахом, проведя целую серию торжественных мероприятий по всему миру. А еще ко дню рождения было подготовлено сразу несколько спецверсий нынешнего Mustang.
Источником вдохновения для одной из них, получившей недвусмысленное название Mustang 60th Anniversary, стал исторический оригинал 1964 года. Тираж спецверсии ограничен 1965 единицами — это отсылка к первому полному модельному году Mustang. А специально для европейского рынка созданы особая версия Mustang California Special и пакет Nite Pony.
Все юбилейные спорткары располагают 5-литровым V8 в паре с 6-ступенчатой «механикой» или 10-ступенчатым «автоматом». От стандартных Mustang они отличаются особым декором и специальными шильдиками, колесными дисками оригинального дизайна, улучшенным стандартным оснащением и различными акцентами в отделке интерьера.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by