На белорусский рынок хлынули дешевые электромобили из Китая. Зарядная инфраструктура старается соответствовать: все больше ЭЗС оснащается коннекторами стандарта GB/T. Но не смущает ли вас состояние сервисной базы? Решили поднять эту тему — и начнем с вопросов диагностики.
Как известно, марка BYD официально не представлена в Беларуси: все машины ввозятся по параллельному импорту, на них не поддерживается гарантия производителя, да и вообще авторизованного сервиса нет.
Вы скажете, что электромобили (а именно EV-модели к нам и везут из Китая, хотя в линейке BYD есть также гибриды) требуют минимального обслуживания. Но это не значит, что его не предусмотрено вовсе. Тем более что помимо силовой установки у современных автомобилей достаточно других систем, которые со временем могут подкинуть те или иные сюрпризы.
Поэтому когда мы узнали, что в одной из компаний, занимающихся доставкой и обслуживанием электромобилей из Китая, появилось фирменное диагностическое оборудование BYD, нам стало интересно. Решили разузнать, что оно собой представляет и что позволяет делать по части диагностики и обслуживания.
— Это дилерский сканер, который позволяет проводить диагностику, обновление электронных блоков управления автомобилей BYD, а также родственной марки Denza. Причем он видит не только последние электрифицированные модели, но и более ранние, чисто бензиновые. И не только легковые, но также автобусы и грузовики. Для этого в комплекте есть соответствующие переходники и кабели, — объясняет технический специалист компании Grad Seven Motors Владимир.
Сам сканер — это блок, который подключается через OBD-разъем к автомобилю. А планшет в руках Владимира нужен для считывания информации, выбора программ и управления диагностическим оборудованием. Соединение планшета со сканером возможно через Wi-Fi или по кабелю. Второй вариант считается более надежным из-за более высокой стабильности соединения и потому используется при проведении таких ответственных операций, как обновление прошивок.
У планшета большая память и сразу два аккумулятора, что обеспечивает автономную работу на протяжении примерно пяти часов. Этого более чем достаточно, чтобы не быть привязанным к розетке во время диагностики.
Можно ли вместо этого специального планшета использовать обычный? Владимир говорит, что нет, потому что здесь имеется предустановленное ПО, а при подключении внешних носителей нет возможности что-то скачивать или загружать.
По словам специалиста, возможности оборудования достаточно широки. Можно в реальном времени посмотреть все параметры автомобиля, характеристики блоков, актуальность версий их прошивок. Есть доступ к электрическим схемам, а также мануалам технического обслуживания и ремонта. Содержится даже информация, необходимая, например, для кузовного ремонта.
И, разумеется, данные и софт постоянно актуализируются. Через интернет сканер подключается к серверам производителя и скачивает последние версии программ, которые затем уже можно заливать в блоки управления машины. В офлайн-режиме сканер может работать не более семи дней.
Откуда вообще взялось это оборудование в Беларуси? Представители компании предпочитают оставлять этот неудобный вопрос без ответа, поскольку понятно, что фирменный сканер, постоянно обновляющий ПО и базы данных, нельзя заказать на AliExpress.
По сравнению с мультимарочным оборудованием информации для диагноста здесь намного больше.
— Например, у Launch все проще — есть только перечень определенных операций, и все. А здесь данных намного больше, даются шаги по дальнейшей диагностике, — говорит специалист. — По каждой модели есть подробные мануалы. Например, приводится методика поиска неисправностей, контрольные параметры, порядок действий. Есть электросхемы основных узлов с распиновкой разъемов и так далее. Даже не зная китайский язык и используя Google-переводчик, можно понять, что к чему.
К слову, оборудование предлагает выбор языков, часть информации есть даже на русском. Но Владимир признается, что ему удобнее работать на английском:
— Могут мешать особенности технического перевода. Иногда бывает не совсем понятно, что было написано изначально. Лучше уж на английском. А что-то и так понятно, те же схемы, например.
Также специалист замечает, что в отличие от диагностического оборудования BYD мультимарочное оборудование не позволяет произвести обновление блоков управления. Уже на нескольких автомобилях доводилось закачивать последние версии ПО от производителя.
А зачем вообще нужны эти обновления?
— Как и любой другой производитель, BYD периодически выпускает новые версии прошивок для различных блоков управления. В них исправляются ошибки, оптимизируются те или иные алгоритмы работы и так далее, — поясняет Владимир. — Простейший пример. Система климат-контроля может распределять потоки воздуха неравномерно: в лицо дует холодным, в ноги жарит. Производитель выпускает новое обновление, которое корректирует работу системы.
Сколько блоков в автомобилях BYD? Специалист говорит, что это зависит от модели и варианта исполнения, но в бюджетных машинах вроде Seagull их около 20, а в более дорогих (Seal, Han) — раза в два больше за счет дополнительных систем комфорта и безопасности.
— Бывает, на зарядных станциях автомобиль не полностью принимает всю мощность, на которую рассчитан, — добавляет Владимир. — Это можно решить обновлением блока, который отвечает за быструю зарядку.
— То есть если автомобиль не хочет нормально заряжаться от местной ЭЗС, обновление ПО может помочь?
— Не могу сказать, что гарантированно да, но вероятность этого очень высока, если проблема не связана с технической неисправностью.
На этом оборудовании Владимир работает не так долго, всего несколько месяцев. В основном приходилось читать ошибки и обновлять ПО для блоков управления. Впрочем, несколько раз пришлось разбираться и с реальными проблемами.
Например, диагностировали неисправности системы стабилизации — оказалось, что из-за окислившегося разъема вышел из строя датчик ABS. А однажды приехал автомобиль с непроизвольным опусканием стекол и неработающим климат-контролем. Диагностика указала на блок управления правой стороной кузова. Обслужили соединения проводов массы, и проблема ушла.
По словам специалиста, большой плюс моделей BYD заключается в том, что у них есть заводская английская прошивка, так что не нужно экспериментировать со сторонним ПО, тем более что подобное может привести к некорректной работе систем.
— Мы с этим сталкиваемся на примере неудачных прошивок для автомобилей других марок. Например, будет некорректно работать люк, звук может пропадать и так далее, — описывает Владимир.
Еще один плюс — мультимедийная система позволяет легко устанавливать привычные нам программы, как на планшет с Android. Правда, есть одно но: для мобильного интернета используется китайская e-SIM, впаянная в плату мультимедийной системы.
— Одно из решений выглядит следующим образом: впаивается выносной слот под физическую SIM-карту. Но если для одних моделей (например, Song Plus) этот вариант вполне рабочий, то для других (например, Han) реализовать это будет довольно сложно, потому что в алгоритме работы системы может быть зашито, что она работает от китайской e-SIM. В таком случае самый простой способ получить мобильный интернет — просто использовать 3G-модем или раздавать Wi-Fi со смартфона, — делится специалист.
Вот как выглядит, например, чтение блоков управления. Сканер проверяет все на предмет ошибок и доступных обновлений. Владимир обращает внимание на блок противоугонной системы: установлена 48-я версия, а доступна 52-я.
Еще обнаружены четыре ошибки по блоку управления левой стороной кузова. В частности, левое переднее окно «не определено», передний левый стеклоподъемник имеет статус «открытая цепь», то есть он якобы не подключен. Кроме того, зафиксирована потеря связи с контроллером двигателя, и есть ошибка по сервоприводу, который отвечает за положение заслонки отопителя. Откуда все это?
— Причины могут быть разные, — отмечает специалист. — Например, имела место просадка по напряжению у 12-вольтовой батареи. Произошел сбой в шине передачи данных, и была зафиксирована ошибка, которая сохранилась, хотя сейчас все работает. Обычно такое достаточно просто устранить.
— В среднем диагностика длится около получаса. Если требуется обновление блоков, то это может занять до трех часов. Один мы обновили при вас за 2—3 минуты, а может быть и 30 секунд, и 20 минут, — говорит Владимир.
Выходит, что при стоимости нормо-часа в 150 рублей только диагностика будет стоить 75. Страшно представить, во сколько обойдется «большое обновление» блоков, если оно затянется на несколько часов. Ну, и кто говорил, что электромобили не требуют обслуживания? Кстати, а давайте зададим по этому поводу несколько вопросов.
— Принято считать, что электромобили намного проще ДВС-моделей, мол, там нечему ломаться, нечего обслуживать. Насколько это соответствует действительности?
— Если в целом, не вдаваясь в тонкости, то это именно так. Чтобы смесь правильно сгорела, должно совпасть множество факторов, за это отвечают многочисленные датчики, системы и механизмы. В случае с электромобилями ничего этого нет. И в плане диагностики, и в плане эксплуатации (а возможно даже, надежности) такие модели выигрывают у традиционных автомобилей.
— Какие потенциальные проблемы могут быть у электромобиля, если мы говорим не про системы комфорта и безопасности, а про силовую установку, аккумулятор и прочее?
— По большому счету каких-то вопросов, требующих внимания, наверное, нет. Я бы сказал, что, как и любое транспортное средство, электромобиль требует качественного своевременного обслуживания.
— Некоторые модели имеют архитектуру на 400 В, некоторые — на 800 В. Есть ли какая-то разница с точки зрения диагностики?
— На самом деле нет. Опасны и 800 В, и 400 В. Ну а все, кто работает здесь с электромобилями, имеют допуск установленной формы на эксплуатацию электроустановок до 1000 В.
— ПО в автомобилях BYD обновляется только так, через сканер? Автоматического обновления «по воздуху» не предусмотрено?
— Для большинства моделей требуется подключение диагностического оборудования. Но, например, в Song Plus есть возможность обновления некоторых систем «по воздуху». Когда включаешь автомобиль, появляется сообщение, что доступно обновление той или иной системы, и предложение его установить. Но пока это скорее исключение из правил.
— Китайский автопром быстро прогрессирует. Новейшие модели электромобилей, например Seal, сильно отличаются от более ранних (Han, Song Plus)?
— В том, что касается диагностики или компоновки блоков, различия небольшие. Так что все плюс-минус одинаково. И вообще скажу, что многие китайские автомобили по части электрооборудования похожи друг на друга.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by