КРАСНОВ

Всего за неделю трое детей попали под машины на этом перекрестке. В чем проблема?

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
29 535
07 июня 2024 в 8:00
Покупайте в Каталоге Onlíner — выигрывайте iPhone 16 Pro Max!

Дорожно-транспортные происшествия на пересечении улиц Авиационной, Шафарнянской и Гинтовта зафиксированы 30 мая и затем через шесть дней, 4 июня. Первый случай — двое пострадавших детей, второй случай — один пострадавший ребенок. Обстоятельства, озвученные ГАИ Минска, весьма схожи: несовершеннолетние пешеходы выбегают на дорогу, там их сбивает машина. Есть ли здесь закономерности и факторы, способствовавшие такому развитию событий? Будем разбираться вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.

Два ДТП за шесть дней

В сводке ГАИ этот перекресток упоминался дважды за последнюю неделю.

30 мая: «31-летний водитель Кia Rio, двигаясь по улице Авиационной в направлении улицы Гинтовта, при проезде регулируемого пешеходного перехода совершил наезд на двух несовершеннолетних пешеходов, которые перебегали проезжую часть на запрещающий сигнал светофора. В результате ДТП дети 10 и 11 лет получили травмы».

4 июня: «33-летняя водитель Nissan, двигаясь по улице Шафарнянской в направлении улицы Гинтовта, при проезде регулируемого пешеходного перехода совершила наезд на 15-летнего пешехода, который пересекал проезжую часть на запрещающий сигнал светофора. Подросток получил травмы».

Речь об одном и том же перекрестке: по одну сторону улицы Гинтовта начинается улица Авиационная, уводящая в «Новую Боровую», по другую — улица Шафарнянская, ведущая через Уручье к проспекту Независимости.

— Ситуация на этих переходах в целом похожая. За тем исключением, что по Авиационной дорога имеет уклон, машины спускаются с горки к перекрестку с улицей Гинтовта. А дорога на улице Шафарнянской имеет закругление, при этом край проезжей части бывает занят припаркованными авто. Я часто здесь езжу и могу сказать, что перекресток многие пролетают на достаточно большой скорости, иногда неоправданно большой. Замедляет поток только непосредственно красный сигнал светофора, — отмечает Краснов.


Интересно то, что на улице Гинтовта интенсивность движения заметно выше, тогда как Авиационная и Шафарнянская даже в пиковые часы выглядят менее загруженными.

— С точки зрения безопасности дорожного движения есть риски как на дороге с большой интенсивностью — там много машин, всем и за всеми нужно уследить, так и на дороге с низкой интенсивностью — водитель едет, на дороге вроде бы пусто, внезапно показывается пешеход или другой автомобиль, и водитель может оказаться не готов, он этого не ожидал, — продолжает инструктор.

Версия: дети бежали на троллейбус

После первого происшествия, с двумя сбитыми детьми, в соцсетях появилась версия произошедшего: несовершеннолетние бежали на красный сигнал светофора, потому что опаздывали на троллейбус.

Мы осмотрелись на местности: на каждой из четырех дорог, уводящих с перекрестка, в непосредственной близости расположены остановочные пункты. И не такая уж редкость, чтобы действительно кто-то опаздывающий стремился во что бы то ни стало успеть на свой транспорт.


— Остановка общественного транспорта вблизи пешеходного перехода — это всегда фактор, который может оказать свое влияние на ситуацию. Пришел автобус, и кто-то рванул через дорогу, чтобы успеть, — подтверждает ведущий рубрики. — Это нужно понимать водителю. Если он видит, что на остановке рядом с переходом стоит транспорт, то это уже предпосылка к тому, что кто-либо может побежать через переход.

Подтверждений этому много из разных районов города, причем, что бросается в глаза, частенько в исполнении взрослых.

— Есть такое правило: если ты подъезжаешь к перекрестку, то нужно отслеживать не только тех пешеходов, которые уже вышли на дорогу, но и тех, кто может на нее выйти, в том числе на красный свет, — предупреждает преподаватель.

— Зеленый сигнал светофора — это не гарантия. Поэтому ты едешь на зеленый, но одновременно смотришь, чтобы никто не выскочил на красный.


Водителям тоже хочется успеть

В этот момент мимо, рыча мотором, пролетает BMW с М-пакетом. Быстро, ничего не скажешь.

— И вот представь, что в этот момент кто-то на переходе побежит на красный. Водитель же не успеет затормозить. Так для чего этот риск? — задает логичный вопрос Краснов.

Стандартная ситуация: зеленый начинает моргать, и водитель, подъезжая с некоторого расстояния, понимает, что скоро будет переключение. В итоге он ускоряется, чтобы проскочить. Думает ли он в этот момент о том, что кто-то может выбежать на дорогу на красный?


— Посмотрите, вроде бы спокойный перекресток, но здесь практически не бывает такого, чтобы все спокойно и медленно ехали друг за другом. Постоянно кто-то проскакивает на скорости, на каждый зеленый цикл светофора. Машины спускаются по Авиационной, а за перекрестком правая полоса занята припаркованными авто. И водители, зная это, стараются порезче проехать перекресток, чтобы затем успеть быстро перестроиться левее, всех опередить. Вот и возникают риски, — рассуждает инструктор.

Пешеходы, к слову, тоже часто выскакивают на дорогу на мигающий зеленый сигнал и завершают пересечение проезжей части уже на красный. Если водители стояли на светофоре и все видели — никаких проблем. Но если кто-то вдруг захочет проскочить без остановки — могут быть проблемы.


Еще один фактор — разделительное ограждение на улице Авиационной.

— Оно закрывает обзор. В особенности, если близко к нему едешь, ситуацию под углом за ним вообще не видно — будто непроницаемая стенка. Плюс дети невысокого роста, их сложнее увидеть, — отмечает ведущий рубрики. — Вот и получается: пешеходы стартуют с тротуара, и ограждение, возможно, закрывает обзор в том числе для них. Плюс они торопятся, их внимание сконцентрировано на автобусе или троллейбусе, на который хочется успеть. И они, возможно, даже смотрят по сторонам инстинктивно, но не видят того, что происходит в действительности. Ну а водитель может не снизить скорость: ему же зеленый горит, он вообще мысленно уже за перекрестком.


Внимание — дети!

То, что под машины попали именно дети, — безусловно, важное обстоятельство. Но стоит ли считать его определяющим в контексте обоих ДТП, в особенности с учетом того, что, как мы уже знаем, на красный свет за автобусами взрослые бегают тоже?

— У детей есть свои особенности поведения, но в любой момент у каждого все может пойти не по плану — и к этому нужно быть готовым. Например, приехал нужный автобус, а ты хочешь поскорее добраться домой — и так сильно хочешь, что уже не контролируешь ни светофор, ни окружающую обстановку, — отмечает Краснов.


И нужно ли говорить о коллективной ответственности? Ведь дети повторяют то, что делают взрослые, в первую очередь их родители. Хотите, чтобы детвора не бегала на красный, — проследите за собой.

— И никаких исключений! — строго говорит инструктор. — А то ведь некоторые как поступают: дескать, сам соблюдай, на красный нельзя, но раз ты идешь с мамой или папой — то побежали, нам можно. Так вот не можно! Дети все видят и запоминают. Причем это касается не только родителей. Взрослый человек подходит к дороге, хочет побежать на красный или перейти в неположенном месте. И здесь следует подумать: какой пример он подает детворе, которая может его увидеть? Что, если малыши в какой-то момент поступят так же, что, если с ними что-нибудь приключится? 

Юрий поделился с нами очень личной историей, в которой нечем гордиться. Но настоящий преподаватель потому и настоящий, что не боится признавать собственные ошибки: пусть другие учатся лучше на них, чем на своих собственных.

— Я когда-то давно снимался в детской телепередаче, говорил как раз о правилах поведения на дороге. Совсем небольшой был цикл, — вспоминает ведущий рубрики. — И как-то раз — я жил еще на улице Кижеватова — сам перебежал дорогу в неположенном месте, торопился за троллейбусом. Успел. Забегаю в салон, а на переднем сиденье сидит мальчишка и смотрит на меня огромными глазами. И выдает вдруг: «Ничего себе! Нам говорит по телевизору, что нельзя нарушать, а сам нарушает!»


— Мне тогда стало так стыдно! Как он меня узнал? Я же не в милицейской форме был. Я вышел тогда из этого троллейбуса на следующей остановке, остался дожидаться следующего. И запомнил этот случай на всю жизнь, — заверяет Краснов.

— Они все видят, все запоминают. Поэтому взрослые должны быть примером во всем, чтобы затем требовать чего-то от детей.

У несовершеннолетних есть свои особенности поведения, они легко переключают внимание с одного на другое, из-за чего могут не соблюдать ПДД, сколько бы родители или школа ни приучали к этому.

— Я работал в ГАИ Ленинского района и в числе прочего во время школьного сезона обучал детей правилам поведения на перекрестках: брал учеников одного-двух классов, мы шли на перекресток, целый урок учились там правильно себя вести, наблюдать за машинами, за обстановкой, понимать намерения водителей и так далее, — рассказывает инструктор. — И вот я один день учу детей, другой день учу. На третий день я там ловлю пацана, который перебегает дорогу вообще вне переходов, по диагонали. И он мне выдает: «Ой, дядя Юра, здравствуйте, это же вы нас здесь вчера учили ходить!» Помнит — молодец. А бежит так, как ему взбрело в голову! Все же разные. Одному ребенку достаточно один раз сказать — и он будет выполнять как сказано. Другому нужно сказать и показать. А третьему говоришь, показываешь — и все без толку. Это не говоря уже о том, что все и всегда может пойти не по плану, как и у взрослых людей.


Бывало у вас такое, что вы вышли на дорогу и вдруг с ужасом поняли, что вышли на красный? Засмотрелись в телефон, задумались о чем-то — и ага.

— У меня есть воспоминание из детства: я перехожу Логойский тракт, и у меня на середине дороги перед носом проносится автобус ЛАЗ. Вот просто на расстоянии вытянутой руки по ощущениям. Я поднимаю глаза, а мне горит красный свет. То есть я задумался о чем-то и вышел на дорогу на запрещающий сигнал. Хорошо, что в то время по Логойскому тракту проезжало куда меньше транспорта, чем теперь, — качает головой преподаватель.

Хорошо, если такому пешеходу попадется осмотрительный и внимательный водитель. А если «гонщик»?


Рекомендации для взрослых

— Вот поэтому мы и рекомендуем водителям, подъезжающим к перекрестку, хотя бы взглядом искать пешехода, который может выскочить на красный. Нужно просто держать в голове такую вероятность. Точно так же, как на перекрестке неравнозначных дорог нужно допускать возможность того, что кто-то на второстепенной не разобрался и не пропускает тебя, — отмечает Краснов.


— Ну а пешеходам, в первую очередь родителям, хочется напомнить, что обучением детей нужно заниматься с раннего возраста, еще до того, как отправили их в школу. И не просто рассказывать о том, на какой свет переходить дорогу. Как я тренировал своих детей? Мы идем, я держу сына за руку. Возле перехода говорю: «Смотрим налево, смотрим направо». И я поворачиваю его руку в нужную сторону, чтобы он не просто слышал, но и воспринимал физически, куда ему нужно смотреть. То же с остановкой перед проезжей частью — это должно быть отработано до автоматизма. Остановились, посмотрели на дорогу. Загорелся зеленый. Убедились, что все машины остановились, и только тогда перешли, — напоминает ведущий рубрики.


У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by