КРАСНОВ

По ПДД или по закону джунглей? Краснов разбирает дорожные конфликты, часть из которых приводит к обидным ДТП

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
34 052
14 июня 2024 в 8:00

Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению, разбираем аварию, произошедшую не так давно в Молодечно. На городской улице при не самых очевидных обстоятельствах столкнулись два автомобиля. Происшествие попало на запись регистратора, но и видео оставляет немало вопросов: почему одна из машина тормозила несколько раз, почему другой водитель не сумел на эти замедления вовремя отреагировать? В очередной раз вспоминаем о том, что куда лучше избегать опасных ситуаций, чем создавать на дороге проблемы себе и остальным.

Авария в Молодечно

Видео со своего регистратора прислал нам участник ДТП, его также зовут Юрий.

— Это несоблюдение дистанции или опасное вождение и создание аварийной ситуации со стороны водителя Lexus? — с таким вопросом обратился читатель.

Все случилось на улице Великий Гостинец в Молодечно, за перекрестком с улицей Городокской. Автор видео двигался в правой полосе, затем перед ним перестроился Lexus, который через некоторое время затормозил. По словам нашего читателя, за рулем этого автомобиля находилась девушка. Дистанции между машинами явно было маловато. Затем последовало еще одно торможение, и было нечто похожее на столкновение. Потом стоп-сигналы Lexus снова зажглись, и дальше последовал уже совершенно явный удар. Это подтверждает и автор видео.

— Когда я стал опережать автобус, то перестроился, а водитель Lexus в этот момент ехала на большой скорости. Я видел эту машину, но, когда перестраивался, не мог оценить, с какой скоростью она едет. А водитель, видимо, обиделась на меня за эту ситуацию, и из-за этого все и случилось, — рассказал свою версию читатель.

— То есть сначала Lexus вас догонял, а потом уже, когда он был впереди, так случилось, что водителю этого авто нужно было перестроиться? уточнил ведущий рубрики.

— И я девушке вроде как оставлял место. Но она, как это часто бывает, решила «поучить» меня, — указал собеседник.


В нашем распоряжении запись без звука. Мы не можем утверждать, сигналил ли водитель машины, в которой работал видеорегистратор. Сам по себе звук клаксона мог испугать водителя Lexus, спровоцировать торможение. Но при таких объективных данных это только предположение.

— И располагая лишь предположениями, мы не станем искать правых и виноватых, для этого есть специальные инстанции, а оценим ситуацию как есть, со стороны. Тем более что подобное на наших дорогах происходит часто, пусть и не каждый такой случай заканчивается разбором в ГАИ, — отмечает Краснов. — Если принять, что все так и было, то девушка едет на скорости, перед ней пытается выехать машина. А девушка же не знает, кто за рулем, насколько он будет быстр, насколько четко выполнит это опережение. Получилось как получилось. И оба водителя обиделись друг на друга — мы так предполагаем. И возникает другая ситуация: уже Lexus нужно перестроиться. А тут автобус, впереди красный свет, начались оттормаживания — и два автомобиля столкнулись. Хотя по большому счету ничего плохого не должно было произойти в столь безобидной ситуации.


Инструктор раз за разом пересматривает видео.

— А вы настолько не ожидали такого развития ситуации, что и остановиться не сумели? С вашей точки зрения, Lexus настолько резко затормозил, что столкновения было не избежать? — уточняет преподаватель у участника ДТП.

— Дело в том, что автобус, который я опережал, затем следовал за мной. Загорелся красный свет, а автобус сзади. Я согласен, что чуть-чуть отвлекся, посмотрел полсекунды на этот автобус. Но я не рассчитывал, что Lexus будет несколько раз оттормаживаться, — ответил водитель.

Точка зрения водителя Lexus к моменту публикации остается невыясненной. Со слов автора видео мы знаем, что на место вызывали ГАИ. И виновным в ДТП признали именно нашего собеседника. Наказание — лишение права управления транспортными средствами на три месяца за несоблюдение дистанции, повлекшее аварию.

— Вот и получается: достаточно серьезные проблемы из-за такого пустякового случая на дороге, — отмечает ведущий рубрики.

А как вам кажется, кто виноват в этом ДТП?
2952 человека уже сделали свой выбор!


«Не ждать, кого бы куда не пустить, а ждать, кому бы помочь»

— И ведь типичная ситуация. Когда мы едем в населенном пункте по улице, где много машин, где все друг к другу близко и возникает заторовая ситуация, мы должны постоянно думать о других людях, которым, возможно, понадобится куда-то перестроиться. Не ждать, кого бы куда не пустить, а ждать, кому бы помочь. В городе все время кому-то необходимо куда-нибудь перестроиться — это нормально. В потоке такие автомобили всегда видно. Не помогать — значит провоцировать опасную ситуацию. Зачем? Дай ему проехать — и все будет хорошо, и никто не пострадает, — гнет свою линию Краснов.

Подобных ситуаций полно, просто присмотритесь к ним, когда поедете за рулем в следующий раз. Одна из стандартных: две полосы, в правой припаркованы машины. Соответственно, из этого ряда водителям нужно перестроиться влево. И тут сразу видно, кто есть кто. Кто в состоянии впустить человека, дать ему проехать, а кто будет ускоряться, чтобы остаться впереди.

— У меня была недавно ситуация на паркинге ТЦ «Момо». Я еду к выезду, я должен уступать дорогу. Вижу справа автомобиль, но водитель еле-еле сунется. Ладно, я выезжаю, а он вдруг разгоняется и начинает бибикать истошно. И вот для чего это? Ну езжай ты дальше со своей скоростью, какая тебе разница? Или человек специально крадется по паркингу, чтобы найти машину и внезапно ускориться, а потом посигналить? — удивляется инструктор. — И ведь таких, как он, много на дороге. В потоке едешь, видишь сзади машину, она тебя не догоняет, вы едете с одинаковой скоростью, между вами есть расстояние. Ты включаешь указатель поворота, начинаешь перестраиваться, он тут же газует и закрывает тебе калитку. Причем ему некуда дальше ехать, он просто заезжает сбоку и упирается в другой автомобиль.

Сразу вспоминается, что участникам той аварии в Молодечно впереди уже загорелся красный свет. Торопиться было некуда, как, впрочем, не из-за чего было и тормозить. Действительно ли водитель Lexus тормозила, чтобы проучить оппонента за то, как он опережал автобус? Действительно ли автор видео не сигналил, как он утверждает? Была ли у водителей возможность избежать столкновения? Вопросы, на которых у каждого из участников ДТП, наверное, будет свой ответ.

— Выяснять отношения за рулем — это всегда нарываться на такую же реакцию. Тот, кто сигналит с желанием поскандалить, прекрасно понимает, что никто перед ним не станет хлюпать носом. Будет такая же реакция в ответ — поплевались и разъехались. А смысл? — пожимает плечами Краснов. — Сигналить, кстати, тоже не следует просто так. Стандартная ситуация, в которой мы можем подавать сигнал, следующая: в нас начинает перестраиваться машина, и мы сигналим, чтобы водитель нас увидел и чтобы не случилось ДТП. Сигналить, чтобы выразить свое недовольство, — такого в ПДД не предусмотрено.


Вспомните, когда в последний раз вам кто-нибудь сигналил. Даже если вы изначально были в чем-то не правы, то разве резкий звук клаксона и вызванный им адреналин располагают к спокойной конструктивной реакции?

— Могу рассказать на собственном примере, — продолжает преподаватель. — Дедушка на «Москвиче» едет позади в соседней полосе. Мне нужно перестроиться. Включаю поворот, смотрю на него — он едет с такой же скоростью, что и я. Я перестраиваюсь — он ускоряется и сигналит. Хорошо. Так совпало — вместе остановились в какой-то момент. Я подхожу, вежливо спрашиваю, для чего же так поступать? Ответ: «Я тороплюсь!» Ну вот и что это? Мы в одно время приехали в одно и то же место: сильно он куда-то успел? Для чего плодить хаос на дороге?

Пропустите или добавите скорость?

Закон джунглей: кто первый — тот и прав

— Если не брать конкретно эту ситуацию в Молодечно, а в принципе рассмотреть любой дорожный конфликт, то у каждого есть определенные сходства, касающиеся поведения людей. На дороге есть те, кто действует по каким-то собственным, почти первобытным законам. Они будто не вполне контролируют собственные эмоции и руководствуются другими механизмами поведения: кто первый схватил — тот и съел, кто быстрее — тот и прав. Конкуренция за место в потоке: один хочет занять место, другой на каком-то эмоциональном уровне не хочет этого допустить. Ему кажется, он что-то потеряет от этого, лично он окажется в проигрыше, — говорит Краснов.

У ведущего рубрики за всю его преподавательскую карьеру было много курсантов и много историй. И совсем не редкость, когда человек в обычной жизни ведет себя спокойно, образцово, а садится за руль — и не может сдержаться.

— Я часто слышу, как женщины именно так говорят о своих мужьях: будто подменили человека, после того как он сел за руль — всех ругает, обзывается, всеми недоволен, ни одной ситуации не пропускает. А на работе он преподаватель, профессор, со студентами на «вы». Так от этого все! Он садится за руль и живет по другим законам, по закону джунглей. На работе он сдерживается, а в своем автомобиле он же хозяин, может вести себя иначе, — отмечает инструктор.


И вот один водитель не может сдержаться за рулем, другой не может. Встретятся такие где-то в потоке — скандал, выяснение отношений, и поди потом разберись, кто прав, а кто виноват. При этом достаточно сдержаться хотя бы одному, погасить этот импульс — и ничего не случится.

— Разумеется, одномоментно мы всех не изменим. Человек всегда видит только собственные аргументы. Но понемногу обращать внимание людей на проблему такого поведения, заставлять их взглянуть на ситуацию под другим углом — это то, к чему мы стремимся, — утверждает Краснов. — Поэтому пикнули вам сзади — ну моргните аварийкой, пусть человеку легче станет. Подрезали вас — не отвечайте тем же, отпустите его с миром. А тем, кто любит бибикать, скажу так: не надо. Это вы не ДТП предотвращаете, это вы нагнетаете ситуацию там, где этого можно было бы не делать. И все всё понимают. Если вам кажется, что кто-то нарушает правила, — обращайтесь в ГАИ. Занимаясь «учительством», самоуправством по сути, вы хуже делаете самому себе в первую очередь.


Начинать нужно с себя, но это и сложнее всего

— У этого ДТП в Молодечно есть только один условно позитивный итог: на его примере можно поучиться тому, как важно быть внимательным на дороге и как важно уметь контролировать свои эмоции, — акцентирует внимание преподаватель. — Первое: нельзя на скорости проезжать мимо стоящих или замедлившихся машин. А если летишь — будь готов, что кто-то может внезапно выехать. Второе: возникла спорная ситуация — не усугубляй. Обиделся на тебя водитель — сохраняй спокойствие, он пообижается-пообижается и успокоится. А выяснение отношений ни к чему хорошему никогда не приводит. 

В свете сказанного вспомните любую конфликтную ситуацию на любой развязке или круговом перекрестке.

— Кстати, это очень показательный пример того, насколько важно помогать друг другу, оставлять место тому, кто въезжает, и тому, кто выезжает. Тогда мы как раз и будем разъезжаться как в идеально синхронизированном механизме. А если кому-то интереснее создать другим проблемы — то получается именно то, что мы видим в любой момент на любом сложном перекрестке, будь то площадь Бангалор или развязка Независимости — МКАД. Один не знает, как ехать, а другому интереснее не помочь, а подставиться, чтобы потом прислать видео. Такие водители едут и ищут, кого бы еще им унизить, будто самоутверждаются за чужой счет, — запомните, Краснов такое не одобряет.


— Проблема в том, что каждый хочет, чтобы всю работу сделали за него. Чтобы уступали ему — тогда и он, может быть, станет уступать. Чтобы всех виноватых наказали и все кругом ездили строго по ПДД, тогда и он, может быть, будет. А начинать нужно с себя, но это и сложнее всего. Куда проще, увидев, как кто-то ошибся, подъехать вплотную и сигналить на всю улицу. Вы из этих? Я — нет, — твердо говорит ведущий рубрики.


У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by