ПДД отправили средства персональной мобильности — электросамокаты, моноколеса и т. п. — на велодорожки и тротуары (п. 17.4). Несмотря на это, в городе то и дело замечают кого-нибудь, кто едет по проезжей части, обычно на электросамокате. А как на счет моноколес? На улице Ленина человек на таком приспособлении почувствовал себя равным в правах и обязанностях с водителями авто.
Видео на нашем форуме опубликовал пользователь с ником 2shifr.
— Такого я еще не видел, — лаконично прокомментировал он.
Пересечение улицы Ленина и проспекта Независимости всегда славилось загруженностью, а тут еще и вечерний час пик. Человек на моноколесе занял крайнюю левую полосу, откуда разрешен только поворот налево, на проспект, в сторону цирка. Осталось дождаться зеленого сигнала светофора — и что тогда? Продолжать движение по проезжей части проспекта?
Нужно отметить, что встречаются средства персональной мобильности, в том числе моноколеса, способные развивать серьезную скорость, сопоставимую со скоростью автомобильного потока в городе и даже превышающую ее. Этот аргумент иногда приводят те, кто высказывается за перемещение СПМ на проезжую часть. ПДД и на этот случай неумолимы: запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности со скоростью более 25 км/ч (п. 18.5.1).
Как же так, ребята? Примерно с таким вопросом мы обратились к инструктору по обучению езде на моноколесе Игорю Сущенко.
— Сегодня в Беларуси моноколесное сообщество работает над техникой безопасности, в том числе совместно с Госавтоинспекцией, и над соответствующими правилами дорожного движения. Мы проводим рейды по безопасности, встречи с сотрудниками ГАИ для разбора и каких-то нестандартных ситуаций. В том числе говорим о том, что в стране запрещено двигаться на моноколесах по автомобильным дорогам. Исключение — отсутствие велодорожки и дороги для пешеходов, тогда можно ехать по дороге, но не далее 1 метра от края проезжей части, и то соблюдая скоростной режим, — отметил он.
Есть предположение, что человек на улице Ленина не из Беларуси. Наши моноколесники по дорогам общего пользования не ездят, по крайней мере, замечены в таком не были.
Передвижение на СПМ по автомобильным дорогам — очень опасная затея. И неважно, есть на вас защита или нет. Колеса маленькие, вы в зоне повышенного риска. Причем вы подставляете не только себя, но и водителей. В Минске полно велодорожек, полно пешеходных дорожек, по которым можно с комфортом передвигаться. Нет никакой необходимости выезжать на автомобильные дороги с риском для жизни. Всегда обидно, когда случаются ДТП с подобным транспортом, причем обидно и за водителя авто тоже, — говорит Игорь Сущенко.
К слову, есть школа по обучению езде на моноколесе. Там и по ПДД сориентируют, если нет понимания в этом вопросе.
Человека в ярком шлеме на моноколесе снова видели на проезжей части. Впрочем, тротуар для движения он тоже использует, по крайней мере, время от времени.
Между тем один из читателей высказал версию, что на достаточно мощном моноколесе можно ездить и по дорогам.
— Да, это очень опасно, но вполне правомерно. Если у вашего СПМ мощность больше чем 250 Вт или максимальная скорость больше чем 25 км/ч, то ваше СПМ чудесным способом превращается в мопед. И движение на нем — только с наличием водительского удостоверения, и вы обязаны двигаться только по дорогам, рядом с автомобилями. Представляете, какое жуткое, страшное, опасное и хаотичное движение становится, если на дорогах появятся десятки тысяч самокатов, электровелосипедов, электроскутеров, так как почти все СПМ — с мощностью больше 250 Вт! — нагнетает читатель.
Поскольку мнение достаточно распространенное, необходимо всем еще раз открыть ПДД.
Определение в ПДД четко указывает, что моноколесо наряду с другими устройствами точно относится к СПМ.
Для СПМ есть свои требования. В частности, запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности (п. 18.5):
Что касается мощности двигателя. Речь об этом ведется применительно к мопедам:
Можно ли приравнять моноколесо к мопеду? В определении СПМ, к которым по этому же определению относится и моноколесо, указано: «устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами». А определение мопеда допускает приравнивание только механических транспортных средств.
Также важно помнить, что регистрационные действия в регистрационных подразделениях осуществляются в отношении мопедов, квадроциклов, иных механических транспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 и более куб. сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт, а также максимальной конструктивной скоростью движения более 50 километров в час и прицепов к ним, предназначенных для движения по дорогам.
Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро