О Реестре автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, который заработает уже в ноябре (а с августа в него можно будет «включиться»), в сфере такси говорят буквально все, высказывая диаметрально противоположные мнения. Большие надежды на него возлагают в Транспортной инспекции: там считают, что «электронный банк» поможет прочесать ряды тех, кто сейчас работает нелегально или полулегально. Например, позволит избавиться от таксистов-однодневок, которые не соблюдают правила — ездят без оклейки и т. п. Но любые нововведения вызывают массу вопросов. Для того чтобы ответить на них, «транспортники» и налоговая провели встречу с представителями служб такси. Выяснилось, что некоторые перевозчики и водители не знают даже базовых правил, поэтому на мероприятии обсуждались и давнишние нормы. Мы собрали в один текст самые острые и волнующие вопросы, прозвучавшие там.
77 организаций и ИП из сферы такси — больше 100 человек.
Кто отвечал на вопросы таксистов?
Виталий Киреев, начальник Транспортной инспекции Минтранса.
Юрий Костюк, первый заместитель начальника Транспортной инспекции Минтранса.
Андрей Гладкий, начальник управления автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса.
— Когда будет опубликовано постановление Совмина в рамках реализации указа №32 «Об автомобильных перевозках пассажиров»?
— Как только оно будет принято в Совете министров. Сейчас проект постановления находится на юридической экспертизе. Он проходил общественное обсуждение, кардинальных изменений в нем не будет.
— Как быстро можно будет подключиться к реестру — не в теории, а на практике?
— Транспортная инспекция ориентирована на то, чтобы включать в реестр (диспетчера/перевозчика/автомобиль/водителя) в течение одного рабочего дня.
— При любом нарушении перевозчик сразу будет исключаться из реестра? Даже если, допустим, у одного из автомобилей треснуло лобовое стекло (то есть появилась техническая неисправность) и его в тот же день остановила ТИ?
— Транспортная инспекция при разбирательстве будет учитывать все факты. На лобовом стекле автомобиля появилась трещина, и перевозчика сразу исключили из реестра — такого не будет. Каждый факт будет изучаться. Если вины перевозчика нет, то исключать его не будут.
В подобном случае (как в примере с лобовым стеклом) может приостанавливаться нахождение автомобиля в реестре. Но если дефект в течение нескольких дней будет оперативно устранен, то тогда ТС будет вновь «включаться».
— Смогут ли учреждения здравоохранения оперативно вносить в реестр информацию, касаемую водителей? Например, он в отпуске получил травму, из-за которой больше не имеет права работать в сфере пассажирских перевозок?
— Сейчас такой возможности не предусмотрено. Но в будущем планируем предусмотреть возможность, чтобы медработник мог вносить информацию о результатах прохождения предрейсового медосвидетельствования. Однако речь о среднесрочной перспективе.
— Собираются ли запускать национального оператора — государственного агрегатора, который составит конкуренцию «Яндексу»?
— На площадке Министерства транспорта такая работа не проводится.
— Сможет ли наниматель проверить водителя, которого собирается принять на работу, по реестру?
— Да, к реестру будет предоставлен ограниченный доступ: любой желающий сможет проверить, находится ли водитель, автомобиль или перевозчик в базе. Наниматель (перевозчик) будет видеть расширенную версию собственных данных: все сведения, касающиеся автомобиля (например, когда пройден/заканчивается техосмотр), водителя и т. д.
— Сможет ли автопарк нанять водителя по договору подряда?
— Договор подряда — однозначно нет. Только трудовые отношения.
— Сможет ли водитель трудоустроиться на 0,25 или половину ставки?
— Официально да, если не нарушается режим труда и отдыха.
— Допустим, водитель работает на разные автопарки. Каждая организация должна внести его в реестр?
— Пока что нет возможности технически предусмотреть возможность работы (и отражения этого в реестре) водителя по совместительству и учета его рабочих часов. Это отдаленная перспектива на будущее, когда будет модернизироваться реестр.
В ходе обсуждения выяснились подробности: перевозчик будет самостоятельно присваивать водителю статус активности в реестре. Проще говоря, работодатель, когда его сотрудник выходит на линию, должен будет нажать на соответствующую «кнопку» в этом самом «электронном банке». Водитель закончил смену на сегодня? Его нужно «выключить». Делать все это можно будет вручную либо автоматически (то есть сразу обозначить в системе, что данный водитель работает в определенное время в определенные дни — по будням с 09:00 до 18:00, например).
«Если водитель „активен“ более 11 часов, то он будет подсвечен красным цветом. Таким образом, система будет сигнализировать, что таксист больше не может осуществлять перевозки, пока не отдохнет», — пояснили представители Транспортной инспекции.
Допустим, ТИ останавливает водителя, который везет пассажира, но его статус – «не активен». Тогда инспекторы будут проводить проверку и выяснять, чья это вина: перевозчик забыл нажать нужную «кнопку» или же таксист вышел на линию, не согласовав это с работодателем.
— Можно ли будет пользоваться автомобилем в личных целях (съездить на дачу с семьей или за продуктами в магазин)?
— Если такой факт установит Транспортная инспекция, то придется нести ответственность за нарушение ПДД.
Отметим: этот вопрос на встрече в разных интерпретациях звучал неоднократно. Тем, что автомобиль нельзя будет использовать в личных целях, особенно были возмущены «ипэшники». Ведь не всегда человек, работающий сам на себя, может позволить себе сразу две машины — семейную и «служебную». Как быть? Во время встречи прозвучал простой совет — пользоваться магнитными наклейками и снимать их, когда едешь по лично-бытовым нуждам.
— Сможет ли водитель (в том числе ИП, работающий сам на себя) хранить свой автомобиль у себя во дворе?
— В правилах пассажирских перевозок существует норма, которая обязывает перевозчика обеспечивать межсменное хранение ТС на охраняемых стоянках. Дворовая стоянка, если это не охраняемая территория, для этого не подходит.
— То есть любой сосед сможет пожаловаться, что таксист оставляет на ночь свою машину во дворе жилого дома, и административную ответственность за это будет нести перевозчик?
— Если такое обращение поступит в адрес ГАИ или ТИ, то будет проведена проверка. Если факт нарушения подтвердится, то перевозчику придется нести ответственность.
— Проводит ли сейчас ТИ подобные проверки, запрашивая у перевозчиков подтверждение того, что машины хранятся на охраняемых стоянках?
— Пока мы не проверяем подобные факты, заявлений или обращений еще не было. Документ, подтверждающий то, что автомобиль хранится на охраняемой стоянке, не нужен для того, чтобы «включиться» в реестр.
— Какие устройства для видеофиксации в салоне может использовать водитель? Мобильный телефон подойдет?
— Никаких конкретных требований в отношении модели и классификации устройств проект постановления не предусматривает. Единственное требование — видео- и аудиофиксация должны вестись и в сторону салона, и в сторону дороги. Разрешение должно быть 1280 на 720. По хранению требований также нет.
В числе вопросов, которые не касались введения реестра, была возможность для такси передвигаться по полосам для общественного транспорта. Представители ТИ заверили, что если в перспективе ПДД будут корректироваться, то они выступят с такой инициативой.
Другое горячее обсуждение касалось перевозки детей. Вне зависимости от возраста и роста в такси они могут ехать без специальных удерживающих устройств. Некоторые водители против этой нормы. Их попросили сформулировать свои предложения по изменению пунктов ПДД и направить в МВД.
— Могут ли использоваться программные кассы (благодаря этой технологии пассажир смог бы получать электронный чек: при вызове такси с помощью смартфона на него бы приходило и подтверждение оплаты. — Прим. Onlíner)?
— Законодательством предусмотрено использование как таксометров, так и программных касс, — ответил представитель налоговой. — Вторые разрабатываются операторами программно-кассовых систем, которых в Беларуси сейчас всего пять. Две организации, предполагаем, к концу лета уже принесут на оценку свои продукты. Как только программные кассы будут готовы и пройдут комиссию, соответствующая информация появится на сайте Министерства по налогам и сборам.
— Некоторые поездки могут быть убыточными для исполнителя. Водитель или ИП, приобретая их у диспетчера, не видят ни точку Б, ни стоимость поездки до того, как заказ будет принят. Не нарушаются ли права водителя, если он вынужден работать в таком случае себе в минус?
— У перевозчика есть договор с диспетчером на оказание соответствующих услуг. В рамках этого документа можно регулировать все действия. Если вы считаете, что ваши права нарушаются — порядок действий описан в договоре на оказание услуг, отстоять их можно и в судебном порядке.
— Если водитель принимает только безнал, то он не обязан иметь таксометр. Но зачастую пассажиры, садясь в такси, меняют в приложении форму оплаты: привязанную карту — на наличные. Некоторые делают это намеренно, так как вызвать машину за налик сложнее. Как с этим бороться?
— Мы попытаемся еще раз прописать в требованиях к диспетчеру положение, чтобы эта возможность у пассажиров — менять форму оплаты во время выполнения заказа — была исключена. Мы сформулируем это правило, и если оно пройдет согласование, то будет включено в проект указа.
Какие важные вопросы, касающиеся нового реестра и сферы такси, остаются нераскрытыми, на ваш взгляд? Напишите нам: sv@onliner.by или t.me/veronika_saiko.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by