КРАСНОВ

Велосипедисты и самокатчики обнаглели и ездят по проезжей части? Краснов: «Я знаю почему»

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
28 июня 2024 в 8:00

Практически с начала теплого сезона мы удивляемся тому, как ведут себя некоторые велосипедисты, равно как и пользователи электросамокатов и моноколес. То кто-то рванет поперек шумного проспекта, то прокатится по крайней левой полосе загруженной улицы, то проедет большой перекресток наравне с машинами. «Да они просто обнаглели!», «Вот за это их и не любят!» — кричат одни. Но такой подход — не метод Юрия Краснова, преподавателя и инструктора по вождению. Вместе с ним мы попытались разобраться, что в действительности движет такими участниками дорожного движения и каким образом на них можно повлиять.

На моноколесе по крайней левой

Один из недавних примеров: человек на моноколесе проехал по улице Ленина — прямо по проезжей части, по левому крайнему ряду.

— Юрий Сергеевич, вы ведь сами — известный моноколесник. Вот скажите: не перебор ли это?

— Перебор. Там всегда интенсивное движение, а еще и третья полоса, — подтверждает ведущий рубрики. — И это мы не знаем, как долго он ехал по проезжей части. Он приближается к пересечению с проспектом Независимости. Неужели собирается поворачивать налево? А затем вернется на тротуар или так и продолжит движение вместе с автомобилями?


ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее) — п. 2.60-1.

Для СПМ есть свои требования. В частности, запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности (п. 18.5):

          - со скоростью более 25 км/ч;

          - в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением                    - наркотических средств, психотропных веществ и т. п.;

          - перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения,                    - предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;

          - не держась за руль (при его наличии);

          - в возрасте до 14 лет (кроме пешеходных и жилых зон).

— Вопрос в том, почему он едет по проезжей части? Возможно, человек решил, что это необходимость, что у него нет другого выбора. Он едет по улице Ленина со стороны проспекта Победителей, пересекает проспект Независимости. Как ему это сделать? Через пешеходный переход, но тот, что на перекрестке, — подземный. То есть нужно спуститься вниз, потом подняться по ступеням вверх. Кстати, с моноколесом это сделать относительно просто: я сам часто оказываюсь в такой ситуации, — отмечает преподаватель. — Куда сложнее велосипедистам, в особенности если велосипед тяжелый, а едет на нем девушка. А с электросамокатами — совсем беда. Если самокат не складывается, а подземный переход не имеет пандуса, пересечь дорогу становится почти невозможно.

Была ли у человека на моноколесе альтернатива подземному переходу? Свернуть с тротуара направо, проехать 250 метров до улицы Комсомольской — там наземный пешеходный переход. Переехать проспект и вернуться обратно. Чтобы затем снова упереться в подземный переход возле Нацбанка. Снова делать круг до ближайшего наземного перехода? Можно, но маршрут только из-за этого перекрестка увеличивается почти на километр.

— Понятно, что у этого человека на моноколесе из средств защиты — только шлем и надежда на лучшее. Но рядом автомобили, и одно неосторожное движение может повлечь в буквальном смысле непоправимые последствия. Причем как для него самого, так и для водителя, которому, возможно, просто не повезет оказаться не в то время и не в том месте.


На электросамокате через весь проспект

Другой запомнившийся случай: пользователь электросамоката едет напрямик через все полосы проспекта возле Октябрьской площади. Конечно, вы это помните. Парня, к слову, кикшеринг заблокировал навсегда.

— Безусловно, есть люди, которые просто эпатируют публику. Такие считают, что все вокруг на них смотрят, удивляются, восторгаются или ругают — не столь важно. Главное, что такой человек — в центре внимания, он получает психологическое удовольствие от того, что делает так, как нельзя. Адреналин его заводит, — начинает инструктор.

Многие к такому выводу и пришли: выпендривается парень. Но если взять за основу рассудительность Краснова, то что получится?

— Вблизи Октябрьской площади три пешеходных перехода, и все три — подземные: ближайший — вход в метро, плюс переходы возле Дома офицеров и в районе улицы Ленина. А мы уже говорили, что с таким самокатом спуститься и подняться по лестнице — одна мука. Тем более что, к примеру, ближайший переход — спуск к станции метро — и пандусом-то не оборудован, насколько я помню, — продолжает преподаватель.


Какой выход? Ехать до цирка, где есть наземный пешеходный переход, а затем возвращаться обратно? Это плюс километр к маршруту. Причем на кикшеринговом самокате, где время — деньги.

— Идея пересечь проспект Независимости подобным образом — в корне неверная, не поступайте так. Но мы ведь хотим действительно понять проблему, а не просто отмахнуться, мол, парень хулиган. Условия в городе способствуют совершению таких нарушений.

Велосипедисты у «Пушкинской»

Еще один случай, на этот раз с участием велосипедистов. Двое парней ехали по проезжей части улицы Притыцкого. Впереди пересечение с проспектом Пушкина, большой и сложный перекресток. Ребята решили так и ехать, словно на мотоциклах. Причем один будто бы даже придерживался требований разметки: перестроился в третью полосу, откуда разрешено движение по прямой. Его товарищ жался к правому краю дороги, но ехал тем же курсом.

— Начинаешь анализировать — та же самая ситуация. Перекресток большой, его не всегда просто пересечь водителям, но и пешеходам тоже. Приходится опять спускаться в подземный пешеходный переход, где много людей, где вход в метро, где на самом деле легко запутаться и еще надо поискать, куда выйти, чтобы оказаться там, где тебе нужно, — пересматривает видео Краснов.

Снова и снова мы упираемся в то, что инфраструктура не соответствует растущему движению велосипедистов и обладателей средств персональной мобильности (СПМ) в городе. Дисциплинированные люди спустятся в переход или будут искать объездной маршрут. Единицы же поедут по проезжей части и попадут в новости, став примером того, как поступать нельзя.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края (п. 148).

Велосипедист обязан пересекать проезжую часть дороги по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться (п. 150).


Что там с инфраструктурой?

Минск. Одна полноценная магистральная велодорожка, которой в этом году, кстати, исполняется 15 лет! Километры совмещенных велодорожек, когда полоса для движения велосипедов и СПМ спроектирована рядом с тротуаром или размечена прямо на нем. И смелый эксперимент на улице Веры Хоружей, где на протяжении примерно одного километра велодорожка идет по проезжей части (эксперименту, напомним, уже 5 лет, но масштабности он так и не приобрел).

Экспериментальной велодорожке у Комаровского рынка — 5 лет! Пора делать выводы

— Вы, значит, не считаете всех нарушителей дорожными хулиганами? — спрашиваем Краснова.

— Всех — не считаю. Есть такие нарушения, которые провоцирует инфраструктура. Люди ездили бы по своим велодорожкам, если бы они были удобными.

— А как вам велодорожка на улице Веры Хоружей?

— Эксперимент мне нравится тем, что есть места, где действительно удобно ехать. Например, удобно организовано пересечение улицы Куйбышева: по светофору, не нужно спускаться в переход — это здорово, — говорит ведущий рубрики. — С другой стороны, когда я еду по этой велодорожке и понимаю, что у меня сзади машины и какой-нибудь резкий водитель может внезапно перестроиться, не увидеть меня и просто сзади ударить, — становится как-то не по себе.

— Я не могу сказать, что велодорожка на улице Веры Хоружей безопасная. Если кто-то банально не в курсе, не разобрался в разметке, не увидел человека на велополосе — может случиться беда.

— Кроме того, есть откровенно спорные решения. Например, в том месте, где велодорожка огибает автобусную остановку. Это очень странно, — добавляет Краснов.


— Какими, вам кажется, будут ПДД через 20 лет? Разрешат ли велосипедам и СПМ, к примеру, ездить по проезжей части?

— Я сторонник того, чтобы и велосипедисты, и СПМ ездили по велодорожкам. Они не должны ездить по тротуарам — это угроза безопасности пешеходов, живых людей, которых большинство на самом деле. А ездить по дорогам рядом с автомобилями просто опасно.

— Им нужна отдельная инфраструктура. Удачные примеры можно встретить за границей. В Турции, например, велодорожка отдельно, тротуар отдельно, проезжая часть отдельно. И они визуально отличаются друг от друга — это раз. К тому же тебе удобно двигаться именно по той части, которая предназначена для тебя. То есть что-то нарушать, ехать не по своей части попросту незачем, да и неудобно — это два.

— Звучит здорово, но, кажется, это потребует серьезных вложений, в том числе финансовых.

— Конечно. Поэтому у таких проектов должна быть поддержка. И поэтому я понимаю людей, которые сегодня занимаются организацией движения. Есть большой город со своей инфраструктурой, есть устоявшиеся связи, привычки. Делать что-то новое — всегда сложно и дорого, нужны большие усилия и очень значительные средства. С другой стороны, это делается ради безопасности людей, и необходимость в этом будет только расти.

— Все это — перспективы. А что посоветовать участникам движения прямо сейчас?

— Действительно, внезапно вся инфраструктура города не изменится. И велосипедистам, как и людям на СПМ, нужно оценивать риски. Надо знать и соблюдать ПДД, надо понимать, что водители просто не ожидают того, что на проезжей части появится такой участник движения, которого здесь быть не должно. Они к этому не готовы, они зачастую не знают, как адекватно реагировать. Нужно постоянно держать в голове, что и уровень подготовки наших водителей, увы, очень разный. Не все могут действовать на дороге безопасно. А защиты, по сути, нет никакой: ни у велосипедиста, ни у самокатчика или моноколесника. В таких условиях риск становится зашкаливающим.


— А как быть водителям?

— Следует быть внимательным и осторожным. Если видите человека, который ведет себя рискованно, нарушает правила, — нужно помочь ему, где-то прикрыть, чтобы ничего не случилось, и спокойно дождаться, пока он уедет. А у нас люди нетерпеливые: вместо того чтобы подумать о безопасности, они куда-то спешат, пытаются объехать и только усугубляют ситуацию. Между тем велосипедисты и пользователи СПМ могут и правил не знать. У нас же ПДД проходят, по сути, только в автошколах, и экзамены сдают только те, кто собирается получить водительские права. Все остальные могут не так хорошо понимать ситуацию, они могут не осознавать всех рисков и тех особенностей, с которыми водители сталкиваются на дорогах.

История от Юрия Краснова:

Ко мне из Венгрии приезжала заниматься девушка. И говорит:

— Мы Венгрии не любим велосипедистов.

— Почему?

— Потому что они плохие.

— Они и плохие только потому, что вы их не любите.


— А еще у нас есть такие водители, которые думают не о безопасности, а о том, с кем бы сцепиться. Если ты видишь, что кто-то нарушает правила, и ты такой неравнодушный, у тебя все закипает внутри, то, наверное, ты сам безупречен, правда? Но и в этом случае ты в ГАИ сообщи о нарушении, а не занимайся самоуправством. Ты должен действовать так, чтобы не создавать угрозы ситуации. Снял видео — привези в ГАИ, человека найдут и накажут. Не надо ему сигналить, не надо подрезать ни в коем случае: человек испугается, упадет не дай бог, и кто будет в этом виноват? — добавляет Краснов.

И вот пример: человек на электросамокате едет там, где не должен. Но правильно ли повела себя водитель? «Он вообще не понимал, чем он мешает, говорил, что места много — мол, просто объедьте его. Но как это возможно, ведь я не знаю, что у него на уме: вдруг он бросится под колеса?» — объясняла она.

— Дорога была абсолютно пустая, видно, что она специально перегородила ему путь. Зачем? Она могла просто принять в другую сторону от самоката и не провоцировать ненужный конфликт, — считает инструктор.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by