Жара. Как быстро остудить салон автомобиля

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка
15 июля 2024 в 8:00

30-градусная жара на улице — это 50-градусный филиал ада в салоне автомобиля, оставленного на стоянке под прямыми солнечными лучами. Расскажем, как снизить температуру и как обеспечивать комфортный микроклимат уже во время поездки.

Как уменьшить нагрев салона во время стоянки

Быстрее и сильнее всего автомобиль нагревается, когда стоит закрытый под солнечными лучами. Поэтому если есть возможность, его лучше оставлять в тени. Если стоянка планируется на несколько часов, при выборе места стоит учитывать, как будет перемещаться тень в течение этого времени.

Все же вынуждены оставить машину на солнце? Можно несколько снизить нагрев если не всего салона, то хотя бы передней панели и рулевого колеса, используя специальный светоотражающий экран. Некоторые водители устанавливают его не изнутри, а снаружи, и в этом есть своя логика: солнечные лучи будут отражаться не доходя до стекла, и оно будет меньше греться.


 

на лобовое стекло, крепление на присоски, универсальный размер, 1 предмета в комплекте

Если вы сталкиваетесь с тем, что со временем присоски перестают хорошо держать и экран падает на панель, попробуйте их хорошо промыть или протереть спиртосодержащим средством (например, одеколоном), также не забудьте и про стекло в местах крепления присосок.

К нам в руки попал интересный вариант экрана, который раскрывается как зонт. Что-то в этом есть: в сложенном виде такой девайс занимает совсем немного места, к работе готов за считанные секунды, а в салоне крепится в распор оконного проема. Но по части эффективности он ничем не отличается от традиционных экранов.

Оставлять в таких условиях в салоне людей, тем более детей и животных, которые не могут самостоятельно выбраться из автомобиля, нельзя: есть угроза для здоровья и жизни. 

Опасно держать под прямыми солнечными лучами зажигалки и дезодоранты — они могут взорваться. Не стоит оставлять на жаре продукты питания, напитки и лекарства, зато их можно поместить в термосумку или термопакет с аккумуляторами холода — на несколько часов этого хватит.

Немного снизить температуру можно при помощи микровентиляции салона. Вы просто на пару сантиметров опускаете все стекла и слегка приоткрываете люк, если он есть. Но надо понимать, что эта мера поможет убрать считанные градусы: в солнечный день температура внутри автомобиля с закрытыми окнами и дверьми будет существенно выше, чем на улице.

Сначала остужаем, потом едем

Некоторые водители совершают ошибку: садясь в машину, сразу включают кондиционер на максимум — но все равно вынуждены страдать, пока тот справится с задачей и остудит салон.

Есть вариант получше. Перед началом поездки откройте на пару минут все двери. Такая гипервентиляция позволит сбить температуру на 10—15 градусов. Правда, все поверхности все равно останутся горячими. Здесь поможет такой лайфхак: накиньте на руль буквально на 30 секунд смоченный водой платок. Им же можно охладить рычаг коробки и все нужные детали.

Если время позволяет, после гипервентиляции можно закрыть все двери, включить кондиционер — и подождать на улице минут пять, пока температура в салоне не приблизится к комфортной.

Если нет времени ждать — просто откройте все окна и проветрите салон на ходу, пока маневрируете по парковке или едете по двору на небольшой скорости. Затем закройте окна, включите кондиционер и…

Тут важно не перегнуть палку. Прежде всего температура в салоне не должна отличаться от температуры окружающей среды больше чем на несколько градусов. По крайней мере, нельзя резко устраивать холодильник. То есть стоит избегать резких перепадов температуры, а также прямых потоков холодного воздуха, чтобы не спровоцировать переохлаждение организма и простуду.

Система климат-контроля сама поддерживает заданный микроклимат и сама же распределяет потоки. В случае с обычным кондиционером водитель должен сам все регулировать.

Так, для эффективного охлаждения салона можно поставить вентилятор на максимум, выбрать минимальную температуру воздуха — и подавать его на центральные и боковые дефлекторы, направляя потоки вбок и вверх, то есть не напрямую на водителя и пассажира. Подавать воздух от кондиционера на лобовое стекло сразу не стоит — после стоянки оно наверняка будет очень горячим и может лопнуть от перепада температур. При достижении комфортной температуры внутри автомобиля скорость вентилятора можно снизить, а потоки перераспределить.

Что делать, если нет кондиционера?

Вопрос на миллион! Гипервентиляция поможет сбить температуру в салоне, но во время поездки его надо продолжать охлаждать. Система вентиляции будет гнать горячий воздух даже на скорости, так что ничего не остается, как использовать другие технические возможности, имеющиеся в вашем распоряжении.

Например, в старых машинах встречаются треугольные форточки: изменяя угол их поворота, можно получить приток прохладного воздуха. В иных случаях придется приоткрывать окна, а если есть люк, его можно приподнять. Полностью открывать последний — не всегда хорошая идея: аэродинамических шумов может быть больше, чем толку, а солнечные лучи будут беспрепятственно попадать в салон, нагревая его. В целом с положением люка можно экспериментировать, достигая наибольшего эффекта.

Проветривая салон, также стоит избегать попадания прямых потоков на людей, что, как уже отмечалось, может спровоцировать переохлаждение и простуду. Например, если водитель едет один, лучше открыть переднее правое окно и заднее левое или же приоткрыть люк. Сквозняк по диагонали лучше проветрит салон, но не зацепит водителя. При наличии пассажиров, возможно, придется выбрать иную конфигурацию.

Бонус. Поможет ли вентилятор?

В прошлом году мы опробовали дешевую модель и убедились, что в жаркую погоду толку от нее немного. Но, может быть, более мощный вентилятор будет эффективнее?

Взяли три модели (не автомобильные, а бытовые, но нам же просто сравнить) и опробовали их на гусе.

настольный/портативный, мощность 10 Вт, DC двигатель, 4 скорости, управление механическое, питание: USB/аккумулятор

Плюшевую птичку взяли для прикола, но в каждой шутке есть лишь доля шутки: именно на гуся мы направляли поток воздуха, а с помощью пирометра измеряли температуру поверхности его алого клюва.

Для начала проверили самый дешевый и маломощный вентилятор, который работает от USB-розетки. Рабочее напряжение — 5 В, а мощность — всего 2,5 Вт. Цифры смешные, но на деле от такого устройства действительно можно получить поток свежего воздуха — если тот изначально не раскален. По крайней мере, в офисе от этого девайса был толк.

А вот в машине — увы. Температура на клюве если и изменилась, то не более чем на градус (или это ветер подул в приоткрытое окошко?). Да и по ощущениям когда направляли вентилятор себе на лицо, никакой прохлады от него не получали.

Берем аккумуляторный вентилятор, который имеет несколько скоростей и даже режим вращения. Однако его мощность всего 10 Вт: вдвое больше, чем у предыдущей модели, но все равно довольно скромно. И результат не сильно отличается. Да, вентилятор гонит воздух, но тот изначально горячий — ни субъективной прохлады, ни объективного охлаждения (о чем свидетельствует наш пирометр) ждать не приходится.

Возьмем еще одну компактную модель: она имеет мощность 20 Вт, но работает уже от сети 220 В, так что используем инвертор. Поток воздуха субъективно стал больше и сильнее, но не холоднее — ни по ощущениям, ни по прибору (те же +43...+44 градуса, что и во время предыдущих измерений).


Справедливости ради отметим, что более мощные модели размещались чуть дальше, чем самая маленькая, но сути это не меняет: принципиально на микроклимат ни один из приборов не повлиял. Да и с какой стати? С тем же успехом мы могли включить систему вентиляции (без кондиционера), получив потоки такого же горячего воздуха с улицы.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by