КРАСНОВ

«Пора ставить камеры на светофорах. И штрафовать!» Краснов за радикальный способ исключить ДТП на перекрестках

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
19 июля 2024 в 8:00

Юрий Краснов, преподаватель и инструктор по вождению, хорошо известен своей взвешенной позицией и примирительными выводами о самых острых дорожных ситуациях. Тем не менее в этот раз он высказался довольно резко: «Пора ставить камеры на светофорах. И штрафовать! Это давно назрело». Такой вывод был сделан после ДТП на одном из центральных перекрестков в Борисове, поскольку вопросы возникли к обоим участникам.

Авария на перекрестке

Будний день, на часах около 19:00. Улица Гагарина в Борисове — это, можно сказать, продолжение трассы Р53 из Минска. И один из первых крупных перекрестков здесь — с улицей Строителей, на нем все и приключилось.

Виталий, который пригласил нас на разбор, ехал на своем Volkswagen по улице Гагарина со стороны городского стадиона, на перекрестке ему нужно было развернуться. Другой участник ДТП — на Renault — ехал во встречном направлении.

У нас есть два видео: одно — с регистратора, установленного в Renault, другое — с регистратора, установленного в машине очевидца, который ехал следом за Volkswagen.

Первый мини-разбор: действия водителя Volkswagen

— Я стоял ближе к перекрестку, стрелка налево в этот момент еще не загорелась, — рассказывает Виталий.

— Где именно стояли, покажите, — просит ведущий рубрики.

С ходу выясняется важный момент: Volkswagen до того, как загорелась дополнительная секция светофора, разрешающая поворот налево и разворот, находился за стоп-линией и пешеходным переходом, значительно ближе к месту пересечения проезжих частей. Почему это имеет значение? Потому что свой маневр, после того как загорелась стрелка, Виталий стал выполнять по факту существенно раньше, чем сделал бы это, если бы возобновил движение от стоп-линии, то есть от того места, где должен был находиться по правилам.

— Вы не дождались включения дополнительной секции светофора и уже перекатились за пешеходный переход, подъехали ближе к перекрестку, через стоп-линию, и были носом уже возле островка, — указывает Краснов. — Логика понятна: вы местный, вы уже знаете, что и как на этом перекрестке, и вы хотели поскорее развернуться. А оттуда навстречу вам ехала машина.

— Она не ехала, она неслась на огромной скорости, — поправляет наш собеседник. — И на записи видно, что на перекресток она вылетала на запрещающий сигнал.

— Да, к этому мы еще вернемся, — кивает инструктор. — Кстати, здесь довольно удобный участок дороги, проезжая часть широкая. Помню, когда попал сюда в первый раз, сразу обратил внимание на то, что местные здесь летают. 

— Иногда по улице Гагарина ставят временный радар, но именно в день ДТП его, к сожалению, не было. Иначе, я думаю, водитель Renault так бы не летел, остановился бы, — добавляет Виталий.

— А вы, как мне кажется, когда разворачивались, увидели эту машину в последний момент. И затормозили, — отметил ведущий рубрики.

— Да, так и было. Я развернулся, уже, можно сказать, занял полосу, а он врезался мне в заднюю часть. Уехать от него я бы никак не успел, а заранее я его просто не видел: когда я начинал разворот, он был еще далеко, — настаивает водитель Volkswagen.

Перекресток. Организация движения

Пока мы беседуем с Виталием, все поглядывают на перекресток. И ситуации, подобные той, которая привела к ДТП, изредка случаются. Автомобиль, который собирается поворачивать налево или разворачиваться на улице Гагарина, проезжает стоп-линию, на пешеходном переходе, понятно, он тоже не может остановиться и подъезжает вплотную к самому пересечению. Чтобы, когда загорится стрелка, стартовать сразу на перекресток.

— Вот это чисто поведение местного водителя. Он знает, что сейчас загорится стрелка, и он сунется. И в этом риск: если бы он стоял перед стоп-линией, то пока бы он доехал до перекрестка, тот, кто летит даже на красный, успел бы проскочить. А так поторопился и нарвался на неприятности, — комментирует ситуацию Краснов.

— А что делать, если, например, не успел остановиться на стоп-линии? — спрашивает Виталий. — Ты ехал, заморгал светофор, на переходе не остановиться, и тормозишь уже перед перекрестком. Дальше же не поедешь, он вон какой большой.

— По правилам, если водитель выехал на перекресток, он имеет право закончить проезд этого перекрестка. Но в такой ситуации действительно никто не рискует. В этом случае говорят так: наблюдай за светофором и планируй свое движение заранее. Если стрелка моргает — не надо ехать, остановись там, где положено, — отвечает инструктор.

Кстати, допсекция для поворота налево и разворота загорается на этом светофоре вместе с основным красным сигналом. Что приводит нас к п. 104 ПДД: при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

— Это, кстати, не понятно, — продолжает Виталий. — По ПДД я должен уступать, хотя по факту у меня своя полоса, своя допсекция для движения налево, встречным машинам горит красный свет — кому уступать?

— Действительно, вопрос справедливый. Здесь сделали стрелку с основным красным, а по ситуации уступать некому, — подтверждает Краснов. — Но из-за этого возникают задержки в движении. Например, перед стоп-линией стоит водитель, ему загорается стрелка с красным. А он не местный или недавно закончил автошколу. И он держит в уме: стрелка с красным — нужно уступать. И он не едет, он смотрит по сторонам, ищет, кому бы уступить, затем медленно едет по перекрестку, нервируя остальных. И вроде бы аварии не должны случаться, раз все медленно едут, но на практике выходит наоборот, именно из-за этой нервозности. По-хорошему здесь стрелка должна быть с основным зеленым, но тогда не сделаешь одновременный поворот налево. Другой вариант: с двух сторон основной зеленый сигнал, который разрешает только поворот налево, а движение прямо — по дополнительной стрелке прямо. Необычная модель организации движения, согласен, но я однажды видел такую схему на каком-то перекрестке в России.

Второй мини-разбор: действия водителя Renault

Смотрим внимательно на то, как ехал Renault. Он приближался к перекрестку со стороны въезда в город. Он должен был хорошо видеть светофор, видеть, как моргал зеленый, как загорался желтый. Почему водитель не тормозил?

— Многие забывают, что даже желтый сигнал запрещает движение. Да, он позволяет проехать тогда, когда нет возможности остановиться, когда он застиг тебя, скажем, в трех метрах от стоп-линии. Но плохая идея — видеть, как мигает зеленый, и только разгоняться, потому что есть риск вылететь на перекресток на красный и попасть в очень неприятную историю, — констатирует преподаватель.

Справа от Renault двое других водителей тоже поставили на то, что проскочат.

— Вот он эти машины догонял и хотел ими как бы прикрыться, проскочить с ними. Но не повезло, потому что тут Виталик был, а Виталик не любит, когда хотят проскочить, — подмечает ведущий рубрики. Виталий не обижается, кивает с улыбкой.

Еще один момент — автомобили, стоявшие в крайней левой полосе по ходу движения Renault. Они могли помешать водителю Volkswagen заранее увидеть приближающуюся к перекрестку машину.

— Виталий видел две машины, которые пролетали, а Renault увидел уже тогда, когда совершал разворот. И вот результат. Один торопился, и другой торопился, оба не успели, — подытоживает Краснов.

— И вот что я хочу сказать: пора ставить камеры на светофорах. И штрафовать! Это давно назрело. Вот увидите: поставят камеры — на следующий же день люди перестанут ездить на красный свет. Камера на красный, камера на пересечение стоп-линии — и таких аварий не будет.

Общие выводы

— Здесь, на перекрестке, с точки зрения оценки безопасности организация движения нормальная. Но местные водители, пытаясь друг другу помочь, сделать так, чтобы больше машин проехало через перекресток, сами создают себе проблемы. Можно сказать, дескать, была бы стрелка подлиннее, они бы не волновались так, действовали спокойнее. Но с другой стороны, всегда будет тот, на ком светофор начнет мигать, тот, кто захочет успеть. Возможный вариант — делать период работы допсекции подлиннее в часы пик, когда это особенно актуально, — отмечает инструктор.

— Виталий, чем для вас закончилось это ДТП?

— ГАИ решила, что я виноват, и выписала мне 15 базовых величин штрафа. А водителю Renault, насколько я знаю, только одну базовую, и он даже страховку получит.

— Какое решение, на ваш взгляд, было бы более справедливым?

— Обоюдная вина в ДТП. Ведь Renault летел на большой скорости на запрещающий сигнал, — считает водитель.

— Здесь момент какой, — анализирует Краснов. — У одного стрелка с красным — он должен уступить. Но тому, кому он должен уступить, тоже можно предъявить претензии, ведь он выезжал на перекресток на запрещающий сигнал. Плюс неплохо бы установить, с какой скоростью он ехал. Виновным признали Виталия — хорошо, он неправильно поступил, что заехал за стоп-линию и не пропустил эту машину. Но действия водителя Renault ведь тоже имели отношение к ДТП.

— Нарушений за 20 с лишним лет — по пальцам одной руки пересчитать. И тут такое! — досадует Виталий.

— Ну, тоже опыт, — успокаивает его преподаватель. — Даже если загорелся зеленый свет — не нужно торопиться, убедись, что дорога свободна и никто не проскакивает.

И оба сошлись на том, что дополнительный контроль станет гарантией того, что подобные ДТП не будут происходить. Камеры скорости — чтобы не носились, камеры на перекрестках — чтобы не проскакивали.

— Еще бы сделать так, чтобы стрелка загоралась не сразу после того, как встречным включился красный, а через пару секунд. Просто на всякий случай, — предложил Виталий.

— Это можно, — согласился Краснов. — Но если все делать по правилам и останавливаться до стоп-линии, то у водителя всегда будут эти пару секунд.

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by