Умеете ли вы нормально перестраиваться? Конечно, об этом лучше бы спросить не вас, а ваших соседей по потоку. Бывает, что совершенно нормальный с точки зрения одного водителя маневр создает массу проблем другому. Да и в целом взаимодействие на дороге — это про собственные безопасные действия и про готовность реагировать на действия остальных. А когда сам действуешь почти наудачу, да еще и в соседней полосе водитель рискует, — могут быть проблемы. Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, разбираем случай на первом кольце в Минске. Один из участников утверждает, что запросто мог оказаться в бетонном столбе.
Дело было на свежем участке первого транспортного кольца. Здесь сложно: сплошные мосты и путепроводы — легко запутаться. Оба водителя ехали со стороны улицы Толстого в направлении проспекта Дзержинского: автор видео — в крайней правой полосе, а красный Volkswagen Passat — в третьей, то есть через ряд от него. Между двумя авто, во втором ряду, двигался большегруз. И вот в такой ситуации водитель Volkswagen решил перестроиться через ряд сразу в правую полосу, помешав автору видео.
— Если бы не реакция и опыт, то спокойно мог бы оказаться в бетонном столбе, — отмечает наш читатель.
И прежде чем разбирать действия обоих водителей, оценим общую обстановку на этом участке дороги.
— На самом деле, здесь не так просто сориентироваться. Дорога новая, не все еще успели хорошо ее изучить. Путепроводы, разъезды, изгибы с каждой стороны. Не все водители заранее понимают, по какой полосе им лучше ехать, — говорит Юрий Краснов.
— И даже если кто-то уже ездил здесь и кое-как изучил маршрут, это не всегда спасает: более плотный поток, ты не успел перестроиться там, где обычно, и вот ты начинаешь метаться. И здесь эта проблема бросается в глаза. Люди проезжают мост, что ведет с проспекта, и уже теряются: какой ряд им занять? Другие начинают метаться, хотя находятся в нужной полосе, — их гложут сомнения, — продолжает ведущий рубрики.
— Люди мечутся по дороге, думая, что по своей полосе они не приедут, куда им надо. А если не сумеют перестроиться — все, пиши пропало: жена два раза успеет замуж выйти, пока будешь искать дорогу домой.
Как следствие, еще одна особенность. Мы достаточно долго наблюдали с моста за этим участком дороги и заметили, что здесь, как, возможно, нигде в городе, водители забывают включать указатель поворота при перестроении. Или «моргают» формально, в самый последний момент, когда, по сути, уже занимают соседнюю полосу.
— Двое из троих не показывают здесь поворотники. А знаете почему? Потому что люди только в последний момент понимают, куда им надо ехать. Они не успевают сориентироваться. Как следствие, не успевают предупредить остальных о своих перемещениях. Все делается впопыхах, но спешка на дороге мешает, — качает головой инструктор.
— Как вы хотите здесь безопасно ездить, если даже указатели поворота не используете?
И вот такая чехарда иногда вызывает много негатива со стороны водителей, в чью полосу вдруг вторглась другая машина, не моргавшая поворотником.
— Бывают такие автомобилисты, особо ревностные, которые говорят: чего, дескать, он перестраивается под меня, пусть заранее занимает тот ряд, который ему нужен. А как он может заранее занять нужный ряд, если он не знает, какой ему нужен? Едет и разбирается по ходу. Понять, простить и обязательно помочь — вот что нужно делать с такими водителями, — считает преподаватель.
Вернемся к видео и конкретной ситуации, которая могла закончиться ДТП. Как оценить действия каждого из водителей?
— Прежде всего я уверен, что оба водителя заранее друг друга не видели, ведь между ними был грузовик. Один перестраивался вправо, и у него был полностью закрыт обзор. Причем он наверняка смотрел по зеркалам, видел грузовик и опрометчиво думал, что в первой полосе никого нет. Другой водитель выезжал из-за грузовика и тоже никого не видел, — пересматривает видео ведущий рубрики.
— Отсюда правило: если вы опережаете габаритный транспорт и хотите перед ним перестроиться вправо, а сбоку у вас не одна полоса, а две или больше, то нужно не просто бросить взгляд в зеркало, а повернуть голову, нормально оглянуться и посмотреть через форточку задней двери, что у вас сбоку и сзади. Потому что в зеркало, с большой долей вероятности, можно не увидеть машину, которая находится от тебя через полосу и, не исключено, которая станет перестраиваться туда же, куда и вы, — предупреждает Краснов.
Хорошенько обернуться, чтобы оценить обстановку вокруг, — вообще замечательная привычка. Она может здорово помочь и при перестроении, и при проезде круговых перекрестков, и при пересечении пешеходных переходов, когда вдруг из-за плеча выскакивает кто-то на электросамокате.
— И тут же хочу сделать оговорку про одновременное перестроение. Эта не наша ситуация, но люди задают вопросы. Правило работает в обе стороны: если я буду перестраиваться влево, то я тоже буду смотреть очень внимательно, ничего по сути не меняется. Просто если я перестраиваюсь влево, то при одновременном перестроении должны уступать мне, а если я перестраиваюсь вправо, то уступать должен я. Но есть важный нюанс: при одновременном перестроении разрулить ситуацию помогает водитель, которому должны уступить. Потому что ему обстановку слева лучше видно. А тот, кто должен уступить, оказывается в более сложном положении, — добавляет инструктор.
Правила дорожного движения
При перестроении, выезде на трамвайные пути, съезде с них водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно, без изменения их направления движения.
При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа. Этим правилом должен руководствоваться водитель, транспортное средство которого съезжает с трамвайных путей (п. 59).
Отдельная тема — попытка перестроиться через полосу или даже две.
— Если ты едешь по пустой дороге, у тебя хороший обзор и сзади точно никого нет — хорошо, ты можешь перестраиваться сразу через несколько полос, — считает преподаватель. — Но если вокруг тебя машины, то нужно перестраиваться ступенчато: перестроился, остался в полосе, пропустил кого-то, если необходимо, и дальше стал перестраиваться. В каждой полосе нужно проехать, чтобы убедиться, что ты можешь совершить следующее перестроение. И обязательно предупреждать о своих действиях остальных — заранее включать указатель поворота. У нас на дорогах это большая проблема. Даже когда у водителей хороший обзор, один перестраивается, а другой едет в своей полосе, и его типа подрезают. А все из-за того, что люди слишком поздно включают указатель поворота.
— И возникает ситуация: один водитель поздно включил поворотник, а другой, двигаясь в своей полосе, в этот момент принял решение ускоряться. Я еду в своей полосе — да, возможно, мне понадобится ускориться. Но если бы я заранее увидел указатель поворота на другой машине, я бы понял, что задумал водитель, и как-то скорректировал бы свои действия, я был бы готов. И так каждый: он едет, у него свои мысли, свои планы. Конфликтной ситуации можно избежать, если не создавать кому-то проблему внезапно, — отмечает ведущий рубрики. — Банальный пример: я еду себе спокойно, а другой водитель едет рядом, смотрит на меня, думает, дескать, перестроюсь, Юра же спокойно едет. И он начинает перестраиваться в тот момент, когда спокойный Юра вдруг захотел газануть. У Юры машина разгоняется не слишком быстро, и проблемы, скорее всего, не будет. Но если у кого-то машина помощнее, то риски возрастают.
В общем, включайте указатель поворота заранее, дайте другим возможность отреагировать.
На первом кольце в рассматриваемой ситуации не было одновременного перестроения, там был один автомобиль, который перестраивался вправо, и другой автомобиль, который ехал по своей полосе, опережая грузовик.
— Ты же видишь, как я езжу по городу: передо мной перестраиваются машины, и для меня никакой проблемы нет, потому что я еду с такой скоростью, что мне достаточно чуть притормозить или даже просто отпустить газ — и машина передо мной перестроится. В городском потоке — и это нужно понимать — все равно кому-то куда-то надо перестраиваться и постоянно есть те, кому надо всегда. И если бы все ехали с одинаковой скоростью, никакой проблемы не было бы, — рассуждает Краснов. — Опасные ситуации чаще всего происходят с теми водителями, которые опережают транспортный поток на скорости большей, чем у этого потока. Либо, как в нашем примере, выскакивают из-за габаритного транспортного средства. Ты его не видел, он тебя тоже не видел, но он летит. И это риск. Причем я частенько замечаю, что мощный двигатель усугубляет ситуацию. Хорошая динамика разгона, водитель знает, что может в любой момент «притопить», но с моментом может не угадать. Он нажал на педальку, а в этот момент кто-то впереди начал перестраиваться.
Проблема не в том, с какой скоростью ехал автор видео. Проблема в том, что он ехал существенно быстрее грузовика слева от себя. И, не имея обзора, оставлял себе слишком мало времени на реакцию на случай непредвиденной ситуации, которая и произошла.
— Он опережал грузовик, но он должен был понимать, что нельзя на такой скорости выскакивать. Нужно было прогнозировать ситуацию, — говорит инструктор. — Хотя, возможно, он это понимал и именно поэтому успел среагировать.
— Многие на его месте подумали бы: я еду в своей полосе, никуда не перестраиваюсь — что может пойти не так?
— Вот нельзя так думать! Должно быть критическое мышление. Двигаясь в потоке, я всегда держу впереди место для другого водителя. Мало ли как ситуация сложится, — поясняет собеседник и затем после некоторой паузы добавляет: — Но есть нюанс, из-за которого он мог так быстро ехать. Ведь существует правило: не виси подолгу у грузовика на правом колесе, иначе он может начать перестраиваться в тебя. И водитель легкового автомобиля спешил и по этой причине едва не попал в неприятную ситуацию.
— У грузовиков есть слепые зоны, мы раньше это обсуждали. А у легковушек такие зоны есть?
— Есть. Но я люблю говорить так: слепых зон у машины нет, есть невнимательные водители. Я как-то разговаривал на эту тему с будущим преподавателем автошколы — она проходила курсы повышения квалификации. И я рассказываю, что вот ты едешь в потоке, поглядываешь по зеркалам. Но ты не можешь все видеть в зеркала, поэтому есть такой прием: измени угол, наклонись чуть вперед, подвинься ближе к зеркалу, и слепая зона откроется. Опять же — оглянись, посмотри через плечо. Ты увидишь больше, чем в зеркале, ты лучше будешь контролировать обстановку.
— И вот эта будущая преподаватель меня спрашивает: «А что, разве из статичного положения с водительского места не все можно увидеть?» Выходит, человек этого просто не знает, — удивляется Юрий Краснов.
— Полностью на зеркала надеяться нельзя. Как ни странно, но не для всех это очевидно, у людей разное мышление. Вот только дороги у всех одни и те же, и хочется как-то так на этих дорогах пересекаться, чтобы всерьез не пересечься.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by