Вновь и вновь мы возвращаемся на площадь Бангалор, будто это какое-то мистическое место на карте города. Это не единственный перекресток с круговым движением, не единственное турбокольцо, но почему-то нигде больше не происходит такого числа резонансных происшествий или даже относительно тихих конфликтов. Сегодня вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению, разбираемся в обстоятельствах ДТП, в которое угодила наша читательница. Для нее последствия весьма ощутимые: крупный штраф и лишение прав.
11 июля около 19:50 Светлана за рулем Renault Sandero двигалась по улице Богдановича со стороны улицы Кульман в направлении площади Бангалор. На кругу ей нужен был второй съезд, чтобы ехать дальше по улице Богдановича, в направлении улицы Некрасова.
— Мы ехали с сыном домой. На светофоре перед площадью Бангалор я была третьей в крайней правой полосе. Загорелась стрелка, все тронулись. Я посмотрела — никого не было, поэтому я совершенно спокойно поехала. Этой машины я вообще не видела, не пойми откуда она взялась. Если бы я ее видела, наверное, это я бы в нее въехала, а не она в меня, — рассказывает женщина.
Автомобиль, о котором она говорит, — Toyota. За рулем тоже была женщина, она выехала на площадь Бангалор с улицы Сурганова и проезжала по кругу, разворачиваясь в обратном направлении, чтобы снова выехать на улицу Сурганова. Вблизи выезда траектории двух авто пересеклись: Toyota врезалась в левый бок Renault, в обе двери.
Светлана утверждает, что на месте ДТП ей предлагали разобраться без ГАИ, по европротоколу, наверное.
— Я позвонила мужу, он сказал, дескать, не надо, вызывай ГАИ. Ну вот и вызвала на свою голову. Инспектор посмотрел, замерил, оформил бумаги. И вдруг у меня забрали права. Как, за что? Муж подошел, тоже не мог ничего понять. А инспектор говорит, мол, Toyota находилась на кругу, ей нужно было уступать. А то, что на этом кругу давно стоят светофоры, это ничего? — недоумевает участница аварии.
В отношении Светланы было составлено постановление о наложении взыскания по ч. 12 ст. 18.13 КоАП. В ГАИ пришли к выводу, что она при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с основным запрещающим сигналом светофора, не уступила дорогу автомобилю, двигавшемуся с другого направления, что повлекло создание аварийной обстановки.
— Разбор в ГАИ прошел очень быстро. Я не согласилась со своим нарушением, мне выписали максимальный штраф (10 базовых величин — 400 рублей) и лишили прав на 4 месяца. Сказали, что я могу это обжаловать. И я обжаловала в УГАИ ГУВД Мингорисполкома, — рассказывает Светлана.
В УГАИ действительно приняли решение отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение. «Собранные по делу доказательства получены в порядке, установленном ПИКоАП РБ, но не являются достаточными для установления виновности по факту нарушения», — сказано в ответе, который женщина получила из УГАИ ГУВД.
— Приезжаю в районную ГАИ, а мне говорят, что дело пересмотрели, но и после этого решение остается без изменений. Что мне делать? Я снова буду обжаловать его, — говорит женщина.
Принципиальный момент, на который Светлана то и дело обращает внимание, — светофор. Но не тот, на сигнал которого ехала она сама, а тот, который горел водителю Toyota.
— Когда я выезжала на круг, я видела повторитель ее светофора, там горел красный свет, — уверена наша собеседница.
Светофор этот виден, и на записи регистратора, когда к нему подъезжает Светлана действительно горит красный сигнал светофора. Вопрос в том, на какой сигнал водитель Toyota выехала на перекресток.
— Если она ехала на красный, то, на мой взгляд, и в ДТП она виновата. В правилах же четко написано: на красный ехать строго запрещено. А вот на зеленую стрелку с основным красным ехать можно... — отмечает женщина.
— ... уступая дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, — добавляет Юрий Краснов.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (п. 104):
при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
Нарушение этого пункта ПДД, напомним, и вменяется Светлане.
— Когда Светлана начинала движение — мы видим это на видео, — у нее горела стрелка с красным. Пока она выехала на перекресток, у нее за спиной светофор мог переключиться в режим основного зеленого, но она в любом случае об этом не знала. Не исключено, что в какой-то момент у Светланы появилось преимущество, мы этого не исключаем, но и однозначно утверждать это не можем. Я не могу с уверенностью говорить о том, на какой сигнал светофора другая машина — Toyota — проезжала стоп-линию. Опять же в правилах сказано, что нужно дать закончить проезд перекрестка, — продолжает ведущий рубрики.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (п. 107):
при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и предоставить преимущество пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги.
Краснов замерил время между тем, как на одном светофоре загорается зеленая стрелка, и как на другом загорается красный сигнал — 10 секунд.
— Очень все неоднозначно, — качает головой инструктор. — И у ГАИ здесь больше возможностей разобраться объективно. Конечно, можно говорить, что и желтый сигнал светофора запрещает движение, кроме некоторых исключительных случаев. Скорость у Toyota, на мой взгляд, не была такой, чтобы торможение было какой-то проблемой: нажал на педаль и встал колом. Но это скорее нюансы. С моей точки зрения важнее то, что этого ДТП можно было избежать, если бы хоть кто-то из водителей смотрел туда, куда нужно, и вовремя затормозил.
Можно еще раз пересмотреть видео. Когда загорается зеленая стрелка, все машины начинают движение, некоторые успевают проехать перекресток.
— Уверен, что это было дополнительным фактором. Светлана видела, что все поехали, она чувствовала себя спокойно в этой толпе, не ждала проблем. Смотрела на чужой светофор и считала, что раз красный — то никто не едет. Наивные рассуждения. Плюс слева обзор ей закрывали машины. Но важный момент: водитель синего Logan вдруг затормозил — заметили? Он уступил дорогу Toyota. Даже если Светлана не видела машину, которая едет наперерез, она должна была контролировать ситуацию и видеть, что машина слева от нее вдруг затормозила. Одно это должно было заставить ее реагировать: а что там, а почему он тормозит? — отмечает Юрий Краснов.
— Светлана видела вообще все: и то, что машины перед ней поехали, и какой светофор загорелся ей самой, и какой сигнал горел для другого направления. Единственное, чего она не видела, — машины, которая едет на нее сбоку. А ведь стоило смотреть именно на это.
А в какую сторону смотрите вы, выезжая на перекресток с круговым движением?
— А вторая девушка, на Toyota — она куда смотрела? Перед ней машины же несколько автомобилей проскочили, нужно быть начеку. Даже если она заметила, что Logan ее пропускает, а что за ним? Обзор закрыт, нужно быть осторожной. Обе машины ехали с одинаковой скоростью: если бы водители друг друга видели, то и ДТП бы не случилось: тормознули бы, испугались и поехали дальше, — считает преподаватель.
Можно ли предотвратить подобные происшествия техническими средствами организации дорожного движения?
— Надо сделать как на площади Богушевича: одним загорается сразу основной зеленый со стрелкой, а другим — красный. А то стрелка с красным, потом стрелка с зеленым — если движение интенсивное, то это опасно, — отмечает инструктор.
Снова все сводится к тому, умеет ли водитель видеть дорожную обстановку и ориентироваться в ней.
— Я проезжаю площадь Бангалор каждый день и не по одному разу. Скажу так: двое хороших водителей здесь всегда разъедутся, даже если один вдруг не разберется и допустит ошибку. И в той ситуации, которую мы разбираем, ДТП не должно было случиться. Машины ехали с абсолютно одинаковой скоростью, кому-то надо было притормозить.Даже если обе считали, что у них преимущество. Я тоже попадаю в такие ситуации: кто-то едет не по правилам и не понимает этого, а ты притормозил, дал человеку проехать — и все хорошо. Не надо искать себе проблемы, — призывает ведущий рубрики.
— Я слышал, что в Германии, если происходят такие ДТП, то виноватыми считают обоих водителей, а не ищут крайнего. Мне нравится такой подход, — продолжает он. — Светлане же будет очень сложно что-то доказать. Решение принято, и, чтобы его оспорить, нужны железные аргументы. Да, ситуация дурацкая, да, могут быть сомнения. Возможно, в таком случае столь строгое наказание...
— Дело не в строгости наказания, а в том, что я считаю, что моей вины здесь нет! — настаивает женщина.
Краснов разводит руками.
— Мы знаем случаи, когда одного водителя штрафовали за проезд на красный свет, а другого наказывали за создание аварийной обстановки и ДТП. Решение остается за ГАИ. Я говорю о другом — о том, как не попадать в такие ситуации.
— Не важно, на какой свет едет другой водитель. Даже если на красный — это плохо, так нельзя. Но! Наша задача не попасть с ним в ДТП. Не нужно заранее решать, кто и как должен ехать, кто выскочит, а кто не выскочит. Нужно смотреть по сторонам, контролировать обстановку.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by