Чего скрывать: все мы время от времени совершаем ошибки. Разумное, взвешенное поведение позволяет совершать их реже и с более легкими последствиями. Но случаются и серьезные провалы, когда все кругом хотят воскликнуть: «Да что же вы как дети малые?» Вместе с Юрием Красновым, преподавателем и инструктором по вождению, мы вспомнили такие случаи и составили свой перечень поступков, которые ни в коем случае нельзя совершать на дороге.
Минская кольцевая, внешнее кольцо в районе улицы Казимировской. Внезапно автомобили в первом и втором ряду останавливаются. Серебристый Renault медленно двигается поперек дороги и затем утыкается в бордюр. Автор видео предположил, что водитель пропустил нужный ему поворот.
— Я думаю, он пытался попасть на съезд, который уже проехал, — Краснов грустно вздыхает, просматривая это видео. — Слушайте, ну есть же правила. Понятно, что все в ПДД не пропишешь, но есть элементарные правила поведения, которые водители выработали за долгие годы, — их нужно соблюдать.
Если ты едешь по скоростной дороге и у тебя съезд, который ты почти проехал, не надо пытаться во что бы то ни стало туда заскочить.
— Бывает, повезет: смотришь — пустая дорога, нет машин ни сбоку, ни сзади, и ты, интенсивно снижая скорость, начинаешь перестраиваться и успеваешь юркнуть в этот съезд. Но в этой ситуации все не так. Видно, что водитель проехал свой съезд, что он пытался вернуться. У меня даже было такое ощущение, что он навстречу ехал — такое тоже бывает, — продолжает ведущий рубрики.
Даже если предположить, что водитель Renault не вспомнил вовремя, что ему нужно на съезд, у него были адекватные варианты, как исправить ситуацию. До развязки МКАД с улицей Притыцкого меньше километра.
— МКАД — это не автобан, где до ближайшей развязки ты будешь ехать 20 км. Ну проехал съезд, сделаешь круг, потратишь лишние 2—3 км — что такого? Не говоря уже о том, что всегда можно как-то скорректировать маршрут, подъехать иначе туда, куда тебе нужно. Незачем рисковать и поперек трехполосной дороги, где все едут под 100 км/ч, пытаться куда-то съехать. Л — логика. Ей нужно пользоваться, — добавляет инструктор.
— В этой связи вспоминается, как люди заезжают на развязку, теряются там и потом на аварийке пятятся назад. Здесь снова проблемы с логикой — ну ошибся, проедь чуть больше, перестрой маршрут. Зачем создавать коллапс на дороге, рискуя попасть в ДТП? Прокатись по развязке — у нас они не такие большие, — разберись и поезжай куда нужно, — продолжает преподаватель. — Или наоборот, едут вперед против шерсти. Но тут другое: человек при выезде не понимает, куда ему ехать. Те, кто не знаком с местом, могут запутаться: знаков не было или не заметил их — ошибся.
— Ты едешь, тебе навстречу прет поток, и ты думаешь, что так и надо? В таком случае это неумение наблюдать, неумение анализировать. Что делать, если оказался в такой ситуации? Включи аварийку, попытайся развернуться — люди тебе помогут, остановятся, дадут уехать. Не нужно продолжать ехать навстречу. Это как закурить на АЗС. Есть опытные водители, у которых уже имеется понимание того, как можно и как нельзя вести себя на дороге. Общайтесь с такими водителями, не придумывайте свои правила, которые на дороге или вообще не работают, или опасны, — советует Краснов.
Кстати, про закурить. Это только кажется, что есть прописные истины, всем давно понятные. Оказывается, нет.
АЗС узнаваемой сети на въезде в Заславль, мужчина заправляет машину. Находясь в шаге от автомобиля, в бензобак которого вставлен шланг, человек поджигает сигарету и закуривает. Все это время рядом с ним находится девушка, которую, видимо, ничего не смущает. Помните этот случай?
— Курил на заправке? Это не ко мне, это к другим специалистам. О чем думает человек, который закурил на АЗС? Причем взрослый человек! Что я могу тут сказать? Опасно! А без меня вы этого не знаете? — Краснов от возмущения лаконичен.
На столичной улице Буденного водитель Toyota решил не останавливаться перед пешеходным переходом, а совершить на нем обгон. Все могло закончиться очень плохо.
— Это про менталитет наших водителей. Впереди пешеходный переход, а он по встречной поехал — зачем? Разметка же видна. Странное поведение людей: если ты едешь за машиной и она по какой-то причине едет медленнее, чем тебе хочется, — ну наверное, это не просто так. На дороге надо иметь терпение, а кто не имеет терпения, тот попадает в неприятные ситуации, — констатирует инструктор.
Перекресток улиц Богдановича и Киселева. Автобус поворачивал направо, а такси — налево. Обоим транспортным средствам нужно было в один и тот же ряд. Автобус во время маневра остановился, чтобы пропустить пешехода. Таксист в этот момент подъехал к нему вплотную и, поскольку места не было, решил проехать по встречной, через двойную сплошную. Таким образом он опередил автобус и проехал перекресток.
— Я такие ситуации вижу регулярно, — отмечает ведущий рубрики. — Водитель, который хочет повернуть налево, пытается быстрее проскочить перед машинами, чтобы дорогу им не уступать. А там пешеходный переход, люди начинают дорогу переходить. И водитель не успевает проскочить. Если перекресток большой, то еще куда ни шло. А если маленький, то машина остается в чужой полосе движения.
— А тут еще и автобус поворачивал. Понятно же, что ему нужен больший радиус, нужно больше места: чего ты под него лезешь? Ну пропусти, постой даже на перекрестке — это более безопасное положение. Потому что не успеешь — и сам себя загонишь в ловушку, да еще других будешь нервировать, — добавил инструктор.
Улица Притыцкого в Минске, автор видео едет по крайней правой полосе. Вообще, это выделенный ряд для движения общественного транспорта, но мы не можем исключать, что водитель едет на электромобиле, а это разрешено. Вдруг впереди начинает перестраиваться Renault. Как минимум из третьего ряда в первый.
— Тормозить пришлось почти в пол. За мной ехал еще автомобиль. Спасибо водителю, что держал дистанцию. Иначе сами понимаете, что могло бы произойти. Renault никак не обозначил свой маневр, поворотники не включил. Просто выехал, и все. Потому что ему надо, — рассказал наш читатель.
— О том, что нельзя перестраиваться через несколько полос вслепую, мы уже говорили. Но я на примере этого видео хочу рассказать о другой частой ошибке. Автор видео едет на скорости мимо стоящих слева машин. Даже если ему можно, даже если он на электромобиле — нужно же понимать, что слева под тебя может кто-то вылететь внезапно. Понятно, что нельзя так вылетать, но от этого никому легче не будет. Лучше подстраховаться и сбавить скорость, чтобы, если что, суметь отреагировать, — рекомендует преподаватель.
Девушка в Гродно на днях едва не попала в аварию из-за внезапного разворота другого водителя. Справа по ходу движения в кармане остановочного пункта стоял Mercedes. Оказалось, что водитель хочет развернуться и уступает встречным автомобилям, но на попутные внимания как будто не обратил.
— Золотое правило: если ты разворачиваешься и прижимаешься для этого правее, перед маневром тебе нужно убедиться, что сзади нет машин. Возможно, есть те, кто считает, что раз они разворачиваются, то задние должны стоять и ждать. Такая уверенность часто приводит к ДТП. Поэтому если сместился в сторону, нужно стоять и ждать, пока все проедут. Негласное правило: если разворачиваешься, ты должен всех пропустить, — говорит Краснов.
А что делать, если дорога слишком узкая: ты прижался вправо, а автомобили за тобой все равно не могут проехать.
— Я часто вижу, что наши люди даже в такой ситуации будут щемиться: по встречной, как угодно. Поэтому все равно нужно глядеть в оба. Ну а остальным тоже важно понимать: если видишь, что машина смещается вправо и замедляется, — притормози, вдруг она пойдет на разворот, — добавляет инструктор.
И напоследок случай из Бобруйска. Водитель BMW объехала по встречной автомобили, еще и через пешеходный переход. Ее привлекли к ответственности.
— Никаких сомнений — это нарушение, — кивает ведущий рубрики. — Но посмотрите вот на что. Во-первых, разметка — как она нанесена? Она же перекрывает поворот машинам. А во-вторых, как действовали другие водители, те, которых она как бы обогнала? Они видят, что впереди пешеходный переход, придется останавливаться и пропускать пешехода. Зачем подъезжать вплотную, перегораживая выезд с другой дороги? Ты же все равно будешь стоять — что ты, не можешь дать человеку выехать? Сами перегородили выезд, а потом на женщину пожаловались.
— Да, она могла бы постоять и подождать — так и следовало поступить. Но не исключено, что она там ездит постоянно и знает ситуацию. Сначала там никто не уступает, потому что не обязаны, а проявлять вежливость у нас, к сожалению, не принято. Потом вообще запирают перекресток, не дают выехать. Еще и островок так нарисован, что не пойми как двигаться по правилам. И это провоцирует на не самые обдуманные поступки. Вот только накажут одного, а остальные как ездили, так и будут ездить, считая, что они правы, — подытожил Юрий Краснов.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by