Длинный седан по цене двух коротких — а есть ли смысл? Тестируем «директорскую» Lada Aura

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Максим Малиновский, «АвтоВАЗ»
34 552
18 марта 2025 в 8:00
Покупайте в приложении Каталог Onlíner и получите шанс выиграть один из трех Samsung Galaxy S25 Series!

Стоило припарковаться во дворе, как тут же заднюю дверь открыла пожилая женщина:

— Здравствуйте, я Людмила.

— Добрый день, Людмила, это не такси…

Впрочем, представители Lada утверждают, что Aura — это как раз и есть автомобиль для бизнесменов и чиновников или же для пассажирских перевозок в дорогих тарифах. Оправданны ли такие амбиции?

Vesta XL

Сам «АвтоВАЗ» позиционирует Aura как «автомобиль бизнес-класса», «разработанный с акцентом на дополнительный комфорт пассажиров второго ряда сидений» (цитаты из фирменного пресс-релиза). И в самом деле, основное отличие от седана Vesta, который послужил в качестве базы, — удлиненный на 250 мм кузов (4690 мм против 4440 мм). На это же расстояние увеличилась колесная база и, собственно, пространство от передних кресел до заднего дивана (до 1060 мм).


Если при взгляде спереди и сзади Aura никак не отличима от Vesta, то в профиль вы сразу обращаете внимание на удлиненные задние двери. Несмотря на явное изменение пропорций автомобиля, внесенные изменения выглядят довольно органично, причем обошлось без дополнительных элементов вроде оригинальных задних стоек, накладок на крыше или форточек в дверях.

Все дело в том, что удлинение выполнено комплексно, с применением новых штампованных деталей (крыши и дверей), оригинальных стекол и так далее. При этом от глаз скрыты меры по усилению кузова, которые призваны сохранить его жесткость. Это выгодно отличает заводскую версию, разработанную для промышленного производства, от независимых проектов с применением обходных технологий, когда кузов «режется» пополам, используются вставки и чуть ли не вручную изготовленные оригинальные элементы.

Удивляет лишь то, насколько сильно задрали «корму»: расстояние между колесом и задней аркой — как у кроссовера, а не седана. Дорожный просвет у Aura составляет внушительные 176 мм. С меньшим клиренсом автомобиль смотрелся бы элегантнее, но с учетом большой колесной базы это значительно ухудшило бы его геометрическую проходимость. Так что инженеров в этом вопросе можно понять.

А еще на этом седане лучше парковаться не между машин на стоянке, а вдоль бордюра. В идеале же персональный водитель должен сам распахивать перед пассажиром широченную заднюю дверь, а затем элегантно, но с выверенным усилием ее закрывать. В противном случае возможны сюрпризы.


Во-первых, если боковое пространство ограничено, открывать дверь будет неудобно, а на максимальный угол, скорее всего, и невозможно. Но иначе вы просто не оцените в полной мере все прелести того огромного проема, который облегчает процесс посадки и высадки. Следует также признать, что новые фиксаторы отлично удерживают дверь в нескольких заданных положениях.

Во-вторых, если вы сами, сидя на заднем диване, попробуете закрыть распахнутую дверь, вам не понравится тянуться к ее внутренней ручке. То же, кстати, касается и кнопок обогрева задних сидений, но об этом чуть позже.

Наконец в-третьих, чтобы безошибочно захлопывать тяжелую заднюю дверь, требуется определенная сноровка. Если будете применять обычное усилие, то, скорее всего, она закроется лишь на один щелчок замка, а доводчиков здесь нет. Если же действовать наверняка, «с оттяжечкой», то будет громкий и несолидный для длинного седана «хлоп».

Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)
Выбор покупателей
для легковых автомобилей/минивенов и кроссоверов, индекс скорости: H (до 210 км/ч), индекс нагрузки: 91 (615 кг)

Все ради этого

— Ого, сколько здесь места! — невольно вырвется у любого, кто впервые заглянет в салон Aura через заднюю дверь. Расстояние между передними креслами и задним диваном действительно впечатляет: редкий легковой автомобиль способен предложить столько места в области ног задних пассажиров.

А ведь создатели модели поработали также над тем, чтобы добавить немного места и над головой. Ради этого изменили подушку дивана, сделав ее более тонкой, а также чуть приподняли потолок. Спинка при этом не завалена назад, а установлена на значительный угол — достаточно удобное положение, но регулировок не предусмотрено. Наконец, подголовники дополнены мягкими и очень удобными подушечками.


Ну и вишенка на торте — предлагаемая в топовой комплектации обивка сидений из натуральной кожи наппа с тиснением, строчкой и перфорацией. Выглядит солидно, ощущается приятно. Причем можно выбирать из двух цветовых вариантов: либо черный, как на тестовом автомобиле, либо светло-серый, который на фото выглядит просто шикарно.

В общем, по сравнению с обычной «Вестой» здесь и просторнее, и удобнее. Вот только взрослые пассажиры среднего роста все равно жалуются на то, что потолок нависает над головой, а по ширине это все тот же седан В-класса, то есть сзади комфортно будет лишь двоим.


И удобств для пассажиров мало: лишь одна USB-розетка да обогревы сидений, кнопки которых расположены в торце центральной консоли. Причем тянуться до них далеко и неудобно. Учитывая статус и стоимость модели, уже не зазорно просить дополнительные воздуховоды (помимо тех, что есть в ногах), а в идеале неплохо бы иметь отдельную зону климат-контроля.

Загвоздка в том, что в настоящий момент Aura вообще может предложить лишь простую систему обдува с механическим управлением и кондиционером. В ней даже режим рециркуляции включается архаичным рычажком. Впрочем, «климат» в этом году все же должен появиться, но вряд ли задним пассажирам достанется отдельная зона.


Так что, несмотря на кожаную обивку и царский простор, вопросы по части комфорта задних пассажиров имеются. Например, почему над вторым рядом предусмотрен общий светильник, а не индивидуальные плафоны? Почему задние стеклоподъемники лишены функции автоматического режима? Почему карманы в дверях такой формы, что даже небольшую бутылку пристроить еще надо постараться? Но за глубокую тонировку задней сферы спасибо.

Насколько известно, в будущем у Aura появится еще более дорогая версия — с раздельными креслами и электрическими регулировками, массажем, наверняка с вентиляцией. Возможно, с этими и другими опциями уровень комфорта возрастет.

Говорите громче!

В движении Aura оказывается неожиданно шумной. Так, при активном разгоне двигатель работает настолько громко, что достает и до ушей задних пассажиров. С набором скорости нарастают дорожные шумы, к которым на трассе добавляются и аэродинамические — такое впечатление, что где-то в районе задних стоек создаются сильные завихрения воздуха.

Это вообще удивительно, ведь Aura получила многочисленные шумопоглощающие и вибродемпфирующие накладки по всему кузову, призванные повысить акустический комфорт. Но, судя по всему, этих мер оказалось недостаточно, да и стекла у модели обычные, а не двойные, что тоже сказывается на общем уровне шумов.

Может быть, музыка отвлечет? Мультимедийная система позволяет настраивать эквалайзер и регулировать баланс по салону (передний ряд, задний, водительское место, центр), но в любом случае меломанам наверняка будет чем заняться по части работы над акустикой.


А что насчет плавности хода? Машина получила амортизаторы с оригинальными настройками и другие пружины, и такая подвеска радует отменной энергоемкостью. Она отлично справляется и с мелкими, и с крупными неровностями, так что до пассажиров доходит минимум вибраций и раскачки. В итоге получился очень хороший и универсальный вариант для любых дорог, хотя для «директорского» автомобиля, пожалуй, хотелось бы чуть большей мягкости, пусть даже в ущерб точности управления. Как там, кстати, обстоят с этим дела?

С точки зрения водителя

С увеличением колесной базы Aura должна быть более ленивой в поворотах в сравнении с «Вестой». На деле же самое большое отличие в поведении от базовой модели ощущается при маневрировании на малых скоростях, когда приходится учитывать большие габариты и солидное межосевое расстояние. В узких дворовых проездах порой сложно вписаться в поворот, не заехав на бордюр.


Но и на городских улицах, и на извилистой трассе длинный седан оказывается почти таким же маневренным и приятным в управлении, как и Vesta. Да, усилие на руле «синтетическое», но реактивное действие при его отклонениях хорошо чувствуется и нарастает, заданную траекторию машина на дуге держит уверенно, на активные управляющие действия реагирует без заминок и доворотов. И конечно, на высокой скорости Aura радует лучшей стабильностью удержания курса в сравнении с базовым автомобилем. В целом же очень понятное и правильное в реакциях шасси.

К слову, для этой модели перенастроили систему курсовой устойчивости, но на дорогах общего пользования при сухом асфальте и летних шинах у нас до ее проверки, естественно, не доходило. Это же касается и ABS. Ну а в обычных ездовых режимах работа тормозов (дисковых по кругу) понравилась.


Разгонная динамика, как ни странно, в целом устраивает. На бумаге 12,5 секунды до сотни выглядят провалом, но на деле ехать в темпе потока и даже быстрее его удается без напряга. Особенно резвой Aura кажется на городских скоростях, на трассе темп разгона, понятное дело, снижается и те же обгоны уже даются с трудом. Не очень солидно для «бизнес-седана»? Но на таких автомобилях и не принято гонять, тем более когда разгон сопровождается надрывным ревом мотора. А для степенной езды динамики хватает за глаза.

Тем более что управление тягой неплохое, пусть и не идеально выверенное — при старте с места силовой агрегат слишком уж активно реагирует на педаль газа. Тут самое время вспомнить, что Aura оснащается доработанным «атмосферником» 1.8 Evo мощностью 122 л. с. и вариатором китайского производства. Основная претензия — раздражающе громкий звук двигателя при разгонах, а так придираться не хочется. Тем более средний расход топлива по бортовому компьютеру оказался близок к паспортным 7,8 литра, что неплохо.

А в остальном…

Vesta как Vesta. Да, в максимальной комплектации и со всеми возможными для нее опциями, включая систему контроля слепых зон, подсветку поворотов, подогрев всех сидений, руля, ветрового стекла и форсунок стеклоомывателя.


И даже более того, с кожаным салоном: благородным материалом отделаны не только сиденья, но и дверные карты.

Передние кресла имеют неплохую форму и настраиваемый поясничный упор, но боковая поддержка скромная, подушка по-китайски короткая, и это никак нельзя компенсировать из-за отсутствия регулировки по углу ее наклона. Радует, что на кожаной обивке не скользишь и к ней не прилипаешь (вентиляции нет, но достаточно и перфорации), плюс есть трехступенчатый обогрев.

Мультимедийная система Lada Enjoy Pro Vision имеет глубокую интеграцию с сервисами «Яндекса»: вы можете общаться c Алисой, выводить карту онлайн-навигатора на приборную панель и так далее. Правда, для этого придется раздавать мобильный интернет с телефона.


Радует, что есть сервисы Android Auto и Apple CarPlay. Но вот сам по себе смартфон в интерьере Aura (как и Vesta) — элемент чужеродный. Его просто некуда пристроить: на центральной консоли подходящих полок и емкостей нет. Ну разве что использовать узкий кармашек с пассажирской стороны или вообще закинуть в бокс, который прячется под центральным подлокотником.

Жаль, что с преимуществами обновленной базовой модели сохранились и ее недостатки. Самый раздражающий — очень странный алгоритм работы системы распознания ключа. Вот вы открыли автомобиль, неспешно сели за руль, нажимаете кнопку стартера — а на экране цифровой приборки появляется надпись «Ключ не распознан». Все потому, что вы должны были запустить двигатель в течение 30 секунд после открытия машины. Или же в течение этого времени положить брелок в специальное место под передней панелью. В противном случае придется снова закрывать и открывать автомобиль.


Вы серьезно? Все время помнить про эти 30 секунд или каждый раз класть куда-то там вглубь центральной консоли ключ? А если я собирался багажник загрузить или пассажиру с посадкой помочь? К чему такие сложности?

По ходу тест-драйва не обошлось и без глюков. Раз пять или шесть начинал вхолостую срабатывать передний парктроник, хотя все датчики были чистые. Если почитать форумы «вестоводов» и материалы российских коллег, то и Vesta, и Aura могут подкидывать те или иные сюрпризы, хорошо хоть мелкие.

Можно было бы сказать, что зато у автомобиля отличное соотношение цены, технических характеристик, внутренних размеров салона и оснащения. Увы, это не тот случай: Aura в комплектации Premier стоит от 91 900 рублей — считайте, вдвое дороже начальной версии седана Vesta с 1,6-литровым мотором и МКП.

В базовое оснащение исполнения Premier входят светодиодная оптика, система курсовой устойчивости, система контроля слепых зон, передний и задний парктроники, обогрев рулевого колеса и передних сидений, круиз-контроль. Но установлена более скромная мультимедийная система Lada Enjoy с 7-дюймовым экраном, а у заднего дивана обогревается только подушка.

Вот в версии Status стоимостью от 98 900 рублей уже есть кожаный салон с одним из двух вариантов цветового решения, полноценный обогрев задних сидений, а также топовая мультимедийная система Lada Enjoy Vision Pro с 10-дюймовым планшетом, восемью динамиками и сервисами «Яндекс Авто». Но и в этом варианте исполнения вы получите лишь четыре подушки безопасности и кондиционер.

Оценка Onlíner
Итак, что мы имеем на выходе? Довольно дорогой седан повышенной комфортности на базе модели 10-летней давности (перезапущенная в 2023 году Vesta NG — это всего лишь модернизация автомобиля, появившегося в 2015-м). Да, с отделкой из натуральной кожи, впечатляющим расстоянием между передними креслами и задним диваном и широченными дверными проемами, но с узким салоном, довольно скромной шумоизоляцией, пробелами по части оснащения (всего четыре подушки безопасности и кондиционер вместо климат-контроля) и всего лишь 122-сильным «атмосферником» под капотом.

При этом при бюджете до 100 000 рублей есть модели седанов и лифтбэков, которые могут похвастать и более мощными моторами, и более щедрыми комплектациями. Ну разве что не предложат натуральную кожу и столько места для ног задних пассажиров. В общем, при такой ценовой политике Aura рискует превратиться у нас в очень нишевый продукт. Будем рады ошибиться.

Нравится
Много места для ног задних пассажиров
Управляемость и плавность хода
Топливная экономичность
Не нравится
Работа системы распознавания ключа
Скромная для такой модели разгонная динамика
Акустический комфорт

Технические характеристики Lada Aura

Длина/ширина/высота 4690/1764/1496 мм
Колесная база 2885 мм
Дорожный просвет 176 мм
Объем багажного отделения 480 л
Двигатель 1.8 Evo
Рабочий объем 1774 куб. см
Макс. мощность 122 л. с. / 5900 об/мин
Макс. крутящий момент 170 Н·м / 3700 об/мин
Разгон с места до 100 км/ч 12,5 с
Средний расход топлива 7,8 л
Объем топливного бака 50 л

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by