Многие минские автомобилисты считают площадь Бангалор чуть ли не самым опасным местом во Вселенной. Тот, кто часто передвигается на машине по Брянской и Смоленской областям, в ответ может заявить, что там есть участки, по которым очень страшно ездить. Но если посмотреть на самые опасные трассы в мире, то площадь Бангалор покажется простым кольцом, а участок асфальта между Смоленском и Калугой — автобаном. Onlíner подготовил свой топ-10 опасных дорог мира.
Эта статья уже выходила на Onlíner. Мы обновили и дополнили ее — рейтинг опаснейших дорог мира стал еще точнее и актуальнее.
Пожалуй, самая знаменитая среди опасных дорог. Часто ее называют «дорогой смерти» или даже «дорогой судьбы». Если судьба занесет вас на этот 69-километровый участок, будьте аккуратны. Его протяженность невелика, но за это расстояние всякий водитель, оказавшийся на этой дороге, спускается из высокогорной столицы в тропические джунгли, теряя 3 километра высоты. Серьезный уклон, отвесные обрывы, частые туманы и дожди, экстремальная ширина, редко где превышающая 3 метра, а также отчаянные нравы местных жителей приводили к тому, что ежегодно на пути из боливийского Ла-Паса в город Коройко, центр провинции Северный Юнгас, случались тысячи ДТП, уносившие сотни жизни.
Самая высокая точка этой дороги — 3,6 км над уровнем моря. Самая низкая — 330 метров. Таким образом, подъем здесь весьма крутой, а покрытие оставляет желать лучшего. Тут нет никаких ограждений, и каждый год несколько десятков машин падают вниз. Учитывая, что по «дороге смерти» часто ездят автобусы, ежегодное количество жертв не раз переваливало за сотню (иногда доходило до 300 человек). В 1983 году с нее в пропасть упал рейсовый автобус. Погибло более 100 человек, эта автокатастрофа стала крупнейшей в истории Боливии.
Практически вся дорога покрыта грязью и глиной. Часто здесь образуется туман, а во время дождей нередки оползни. Для некоторых экстремалов дорога в Юнгасе является своего рода «Эверестом среди трасс». Сесть в машину и проехать эти 69 км — тот еще выброс адреналина. Потом можно всем рассказывать, что проехал по самой опасной дороге в мире. Самое сложное здесь — разъехаться с грузовиком. Ширина «проезжей части» (если это можно так назвать) редко превышает 3,2 метра.
В 2006 году рядом построили нормальное шоссе — двухполосное, с ограждением и асфальтовым покрытием. Оно перетянуло на себя весь трафик. Но на «дорогу смерти» все еще ездят — в первую очередь велосипедисты (массово скупают экстрим-туры за $50—100). Хотя и желающие пощекотать нервы автомобилисты тоже иногда встречаются. Но значительно реже, чем в прошлом столетии.
Нажмите на баннер, чтобы прочесть, во что превратилась «дорога смерти» в последние годы.
Это 250-километровое шоссе уносило жизни 50 человек ежегодно. Поверхность дороги настолько ужасна, что бóльшую часть года въезд легковых автомобилей просто запрещен. Лучше всего сюда ехать на мотоцикле (что и делают туристы, ищущие экстрим). Местные жители передвигаются по трассе исключительно на внедорожниках. Хотя ходят здесь и рейсовые автобусы.
Проблема тут такая же, как и на «дороге смерти» в Боливии: обрыв вкупе с отсутствием ограждений. Оползни, камнепады, встречный транспорт — все это может привести к неприятным последствиям.
Здесь не такой большой подъем, как на участке, описанном выше, но много небольших перевалов, каждый из которых может закончиться падением с большой высоты. Несмотря на опасность и внушительное количество жертв, тут каждый день ездят сотни машин. Дело в том, что шоссе соединяет десятки деревень и альтернативного способа добраться до некоторых населенных пунктов просто нет. Разве что на вертолете.
Эту дорогу официально называют Cotopaxi Volcan Road. Как несложно догадаться, она ведет к вулкану Котопахи в Эквадоре. И хотя здесь нет крупных обрывов и не случается оползней, эквадорская трасса тоже довольно опасна. Ее протяженность — всего 40 км, но дорогу вносят в список самых опасных мест для автомобилистов на планете. Начнем с того, что Котопахи — активный вулкан. Самым разрушительным считается извержение 1768 года. Гигантский столб пара и пепла, извержение серы, лавы и пирокластов, а также последующее за всем этим землетрясение полностью разрушили город Латакунга, расположенный неподалеку. Последнее извержение случилось в 2015 году (спустя почти 140 лет «сна»).
Однако самое опасное здесь — частые наводнения. Из-за характерного рельефа и большого количества спусков и подъемов даже небольшое количество осадков вызывает проблемы у водителей. Ежегодно фиксируются смертельные случаи, когда люди в буквальном смысле тонут на дороге.
Эта дорога на первый взгляд может попасть в топ-10 самых хороших в мире. Но есть участок, где зафиксировано огромное количество смертей. Общая протяженность трассы — 3364 км. Она является самой длинной дорогой в Чили и входит в знаменитое панамериканское шоссе. Опасный участок находится между городами Арика и Икике (300 км). Опасность — в однообразном пейзаже, который практически не меняется на протяжении трех сотен километров.
Пейзаж в основном лишен каких-либо отличительных особенностей, а дорога почти всегда прямая до горизонта. Все, что видит водитель, — это двухполосную трассу с ограничением скорости в 100 км/ч и пустыню Атакама. Многие теряют концентрацию и вылетают с дороги. Крайне не рекомендуется ездить по Ruta Nacional 5 в ночное время — на такой трассе очень легко заснуть за рулем. Кроме того, определенную опасность здесь представляет сильный боковой ветер, который часто переворачивает грузовики.
Безумно живописная, но очень опасная трасса возле каньона Скипперс в Новой Зеландии имеет протяженность чуть более 25 км и находится прямо на отвесной скале. Этой дороге уже 140 лет, и расширить ее не представляется возможным. Поэтому разъехаться двум автомобилям здесь труднее, чем в любом минском дворе. Интересно, что местные прокатные компании запрещают ездить на арендованных машинах по данной трассе (тут официально не действует автомобильная страховка).
Дорогу строили шахтеры еще в XIX веке, и тогда они не думали, что однажды здесь будут ездить не только тележки шириной максимум 1 метр. Для того, чтобы автомобили могли разъехаться, тут есть специальные расширения. Иногда приходится сдавать задним ходом по 3 км, чтобы уступить дорогу встречному транспорту. Вот уж где точно научишься ездить по зеркалам!
Знаменитый туннель Гуолян, который находится в горах Тайханшань, является национальной достопримечательностью Китая. Открыли дорогу протяженностью 1,2 км, пронизывающую скалы, еще в 1977 году. Примечательно, что построили туннель 13 местных жителей. Многие из строителей тогда погибли.
Правда, несчастные случаи здесь продолжаются — серьезные ЧП регистрируют чуть ли не каждый год. Неудивительно, ведь ширина проезжей части составляет не более 4 метров. Для освещения туннель сделали частично открытым — сюда постоянно попадает дневной свет. Ночью по нему практически не ездят.
Сегодня эта дорога является единственным способом добраться до горной деревни Гуолян. Наиболее частая причина инцидентов тут — камнепад. Учитывая небольшую протяженность туннеля, многие предпочитают прогуливаться здесь пешком. Это и безопаснее, и полезнее.
Первоначально шоссе Далтон предназначалось для перевозки строительных материалов на Трансаляскинский нефтепровод. Уже при проектировании было понятно, что это будет одна из самых опасных дорог в мире. Интересно, что протяженность трассы составляет ровно 666 км. Первая машина проехала здесь в 1974 году, и долгое время шоссе Далтон работало исключительно для коммерческих перевозок. Лишь в 1994-м дорогу открыли для всех автомобилей, включая легковые.
В случае, если по пути у вас сломается машина, помощи придется ждать долго. Вдоль дороги расположено всего три населенных пункта: Колдфут (с населением 10 человек), Уайзмен (14 человек) и Дедхорс (25 человек постоянного населения и еще 3000 временных работников) — да парочка придорожных мотелей у примечательных объектов (например, возле моста через реку Юкон).
Хотя на самом деле ехать по этой трассе особо некуда, если только вы не направляетесь в гости к рабочему на нефтепроводе. Кроме того, власти США настоятельно рекомендуют заранее позаботиться о предметах первой необходимости при планировании путешествия по данному шоссе.
В одном из выпусков Top Gear Кларксон и компания в поисках самой красивой дороги натолкнулись на французский Коль де Турини (Col de Turini) и остались в полном восторге благодаря его крутым шпилькам и опасным краям.
Тут нельзя ехать быстрее 40 км/ч. Здесь проходит этап «Ралли Монте-Карло WRC» (один из наиболее щекочущих нервы участков 32-километрового этапа), сюда раз в год приезжают погонять любители проверенной временем техники во время Retro Rally, на вершине Коль де Турини назначают встречи международные автоклубы. Одним словом, место невероятно автомобильное и одновременно — опасное.
Ограждения здесь столь низкие, что на некоторых участках едва достают до верхней кромки бамперов. На внедорожнике здесь, определенно, делать нечего: он будет раскачиваться из стороны в сторону и еще больше пугать водителя высоким клиренсом и перспективой перепрыгнуть каменный заборчик. А за ним — ничего, кроме горы и бесконечно длинного спуска к долине у подножья гор. Наверх нужно подниматься на авто примерно 2,5 часа. Вниз можно спуститься гораздо быстрее — но только один раз в жизни. Помимо риска вылететь в пропасть, дорога таит и другие опасности. Во-первых, это возможность обвалов, о чем на протяжении всего пути предупреждают знаки. Чтобы внезапный камнепад не накрыл машины, французы растянули на склонах огромные удерживающие сетки.
Вот какие дидактические наставления дает французский путеводитель: «Коль де Турини — высокий горный перевал в Альпах в округе Ниццы. Высшая точка — на высоте 1607 метров. Дорога считается невероятно опасной из-за обилия крутых поворотов и сравнительно небольшой ширины, вместе с тем она уже много лет остается в числе самых интересных дорог планеты. Во время поездки путешественникам представится возможность полюбоваться красивейшими каньонами и ущельями, интересными мостами и горными пейзажами. Опытные автомобилисты рекомендуют передвигаться по дороге со скоростью не более 30 км/ч, самыми опасными считаются участки трассы с крутыми поворотами, составляющими 180 градусов». Некоторые повороты приходится проходить «вслепую» — до последнего момента нет никакого намека на то, что кроется за скалой. Порой приходится обозначать свое присутствие сигналом клаксона — на всякий случай.
Нажмите на баннер, чтобы прочесть репортаж Onlíner с трассы Коль де Турини.
На этой египетской трассе нет обрывов, не бывает оползней или наводнений. Здесь на машину не упадет камень и разъехаться можно хоть двум «БЕЛАЗам». Главной опасностью на данном шоссе долгое время являлись бандиты и террористы. Они грабили автомобили и занимались похищением людей. Туристические автобусы в этом регионе почти всегда сопровождали военные.
После того как здесь возросло количество столкновений со злоумышленниками в ночное время, люди практически перестали ездить по этой трассе в темное время суток. А если все же приходилось выехать ночью, то автомобилисты не включали фары (говорили, мол, дорогу неплохо освещает луна). Это стало причиной нескольких лобовых столкновений, в том числе со смертельными исходами.
Passo dello Stelvio — не такая опасная дорога, как описанные выше, зато находится в «автомобильной доступности» от нас — в Италии. Стельвио является вторым по величине перевалом в восточных Альпах с асфальтированным покрытием. Трассу построили в конце XIX века. По слухам, во время возведения сооружения погибла почти половина рабочих. Примечательно другое — она до сих пор не подвергалась серьезной реставрации. Инциденты на данном участке случаются чаще всего по невнимательности водителей. И да — есть места без ограждений.
75 километров зигзагов, 75 петель (48 из них пронумерованы), почти 3 тысячи метров над уровнем моря, с набором высоты температура падает наполовину — вот основные цифры для любителей точных данных. Дорога открыта не целый год, а лишь с июня по октябрь. Причина, безусловно, в опасности, которую скрывает трасса. Она помнит не одну историю, как в пропасть вылетали машины — даже те, которыми управляли опытные гонщики. К слову, на Passo dello Stelvio периодически устраивают спортивные заезды: как на авто, так и на мотоциклах и даже велосипедах (гонщикам приходится подниматься вверх на высоту в 2757 метров).
Джереми Кларксон называл эту трассу «спагетти, брошенными на склон горы». Логичный вопрос: чем продиктована столь замысловатая форма дороги? При иной конструкции, например прямолинейной, отдельные участки просто бы сползли в бездны ущелья под тяжестью собственного веса. А в данном случае вес распределен оптимально с учетом рельефа и топографии, геологии, гидрологии и прочих факторов. Вторая причина: градус подъема не позволил бы транспорту двигаться — стоит напомнить, что изначально трассу строили для конных экипажей — менее мощных, чем современные автомобили.
Несмотря на то что данная дорога является одной из самых опасных в Европе, она манит огромное количество туристов со всего мира. Дорога включена в туристические проспекты в качестве своеобразной достопримечательности — как раз тот случай, когда желания проехаться по красивому маршруту достаточно, чтобы отправиться в путешествие.
Нажмите на баннер, чтобы прочесть репортаж Onlíner с трассы Passo dello Stelvio (перевал Стельвио).
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by