Правила ввоза автомобилей в Беларусь изменят. Что это значит?

Автор: Иван Кришкевич. Фото: архив Onliner
UPD
10 июля 2025 в 10:39

Правительство внесло важные изменения в нормативно-правовую базу в сфере ввоза и эксплуатации транспортных средств на территории страны. Соответствующее постановление подписал премьер-министр страны, сообщает телеграм-канал «Правительство Беларуси».

Внесена корректировка существующих временных особенностей проведения оценки соответствия транспортных средств, предусматривающая для юридических лиц максимальное количество ввозимых из третьих стран в течение года в Республику Беларусь колесных транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями одного типа без получения одобрения типа транспортного средства.

Отмечается, что изменения не затрагивают транспортные средства, ввозимые физическими лицами для личного пользования.

Данная мера позволит создать условия для безопасного обращения электромобилей в Республике Беларусь, аналогичные условиям государств — членов ЕАЭС, а также будет способствовать насыщению рынка продукцией, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств №018/2011», — отмечается в сообщении.

Для плавного перехода дилерских компаний к ведению бизнеса с учетом новых требований по получению в республике сертификатов безопасности для транспортных средств в отношении электромобилей установлен переходный период, предусматривающий введение требований по получению одобрения типа транспортного средства для таких транспортных средств, начиная с 1 января 2026 года.

Представители автомобильного бизнеса ждали этих изменений

В свое время о проблеме ввоза в страну электромобилей из Китая высказался генеральный директор СЗАО «БелДжи» Геннадий Свидерский.

— Они проходят только сверку номеров и все. Но мы же знаем, что требования в Китае отличаются от требований, которые действуют по 18-му регламенту (имеется в виду техрегламент ТС «О безопасности колесных транспортных средств». — Прим. Onlíner). Я борюсь за то, что все должны получить Одобрение типа транспортного средства, — заявлял в мае руководитель завода.

В свое время мы спросили у представителей автомобильного бизнеса, что будет в случае, если импорт автомобилей без ОТТС ограничат. Некоторые игроки «серого» рынка озвучили свои опасения по поводу предстоящих изменений. Особенно обеспокоены те, кто связан со сферой электрического транспорта. Говорят, это приведет к резкому уменьшению количества предложений на рынке (и, соответственно, к росту цен).

Подробнее можно прочитать в статье: «Выбор сократится, а оттого и белорусы могут потерять интерес к электрокарам».

Из комментария Минпрома

В своем комментарии Министерство промышленности отмечает следующие преимущества Постановления Правительства от 8 июля 2025 года №372:

— создание условий для безопасного обращения электромобилей на территории Республики Беларусь, обусловленных необходимостью соответствия международным тенденциям и требованиям ЕАЭС;

— урегулирование процедуры ввоза транспортных средств для юридических лиц, что способствует развитию бизнеса и стимулированию инвестиций;

— повышение уровня экологической безопасности за счет увеличения доли электромобилей на рынке;

— обеспечение гармонизации требований с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).

«Важно отметить, что постановлением не предусматривается введение дополнительных мер нетарифного регулирования, ограничивающих внутренний рынок Республики Беларусь. Данным нормативным правовым актом корректируется уже действующий в республике механизм реализации временных (до 31 декабря 2027 года) требований и порядка проведения оценки соответствия отдельных колесных транспортных средств», — также отмечено в комментарии Минпрома.

Когда заработает новый документ?

— Республика Беларусь делает шаг вперед к выполнению технического регламента Таможенного союза. Поэтому с момента вступления в силу постановления №372, начиная с 9 августа, начнется уже более подробный учет технических документов на ввозимые автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Таможенный регламент определяет партию до 150 единиц в год, то есть небольшая партия одного типа транспортного средства. На все остальное — крупный ввоз автомобилей с двигателем внутреннего сгорания — необходима будет уже оценка соответствия требованиям транспортного средства, — приводит слова первого заместителя министра промышленности Андрея Конюшко БЕЛТА.

Те, кто готов продвигать автомобиль и обеспечивать его дальнейшие гарантийные, постгарантийные сервисы, обслуживание, вынуждены будут перестроиться. Да, может быть, дилеры, которые просто привозили, продавали, могут и уйти с рынка, но крупные игроки перестроятся, в том числе потому, что предусмотрен переходный период, — отметил первый замминистра.

БЕЛТА уточняет, что для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания переходный период начинается с 9 августа, для электромобилей — с 1 января 2026 года.

Официальное опубликование

Постановление Совета министров Республики Беларусь от 8 июля 2025 года №372 опубликовано сегодня на Национальном правовом портале. Документ вносит изменения в постановления Совета министров Республики Беларусь от 8 июля 2022 года №452.

Настоящее постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. При этом действие части пунктов документа не распространяется на:

  • заключения об оценке единичного транспортного средства, оформленные до вступления в силу настоящего постановления;
  • оформление до 1 января 2026 года заключений об оценке единичного транспортного средства в отношении транспортных средств, приводимых в движение исключительно электрическим двигателем.

Комментарий Сергея Вариводы

Заключение об оценке единичного транспортного средства (ЗоЕТС) вместо одобрения типа транспортного средства (ОТТС) ввели в начале так называемого особого периода в 2022 году, чтобы не допустить возникновения дефицита легковых автомобилей на рынке. То есть это такая упрощенная оценка соответствия. А до этого мы десятилетие жили в рамках Технического регламента Таможенного союза, а он такой документ не предусматривает, — напоминает председатель правления Автомобильной ассоциации «БАА» Сергей Варивода.

Это был временный период. Видимо, правительство посчитало, что его пора завершать, угрозы дефицита нет. В прошлом году белорусский рынок вырос в 2,3 раза, да и сейчас предложение превышает возможности спроса. Поэтому насколько необходимо по-прежнему продолжать выдачу этих заключений — спорный вопрос. Видимо, он и разрешен в этом постановлении.

— Постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, для электромобилей этот срок отодвинут до 1 января 2026 года. Этих мер достаточно, чтобы дилеры успели адаптироваться к изменениям?

— Мы, представители бизнеса, просили (чтобы документ вступал в силу. — Прим. Onlíner) не ранее чем через три месяца со дня официального опубликования, потому что реально ты можешь сегодня заказать автомобили, они приедут в страну, а окажется, что эта квота малой партии исчерпана, получить заключение невозможно, ОТТС — малореально, отправить обратно в Китай совсем нереально. Поэтому вступление в силу подобных документов должно позволять спрогнозировать закупки поставки из Китая.

Сергей Варивода обращает внимание на п. 2 документа, согласно которому постановление вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но при этом оно не будет распространятся на заключения об оценке единичного транспортного средства, оформленные до этого момента.

По словам собеседника, это значит, что отчет 150 единиц — по всем видам силовых установок — начнется с даты вступления постановления в силу. Условно говоря, кто-то до этого момента мог завезти 1000 автомобилей с ДВС — есть возможность привезти еще 150 машин.

Что касается отсрочки до 1 января 2026 года, то она относится к «транспортным средствам, приводимым в движение исключительно электрическим двигателем».

Это значит, что в отношении таких транспортных средств в 2025 году не будет вообще никаких ограничений. По моему мнению, отсрочка по вступлению в силу постановления №372 распространяется как на чистые электромобили, так и на последовательные гибриды.

— Как новое постановление может сказаться на стоимости автомобилей?

— Что пугает бизнес? Это необходимость осуществления достаточно дорогостоящей процедуры по получению ОТТС. Хотя официальный дилерский бизнес, повторюсь, жил в этой парадигме с 2011 по 2022 год. Мы имели на руках такие документы. Стоимость ОТТС в ценах 2025 года для импортера — 100—150 тысяч белорусских рублей, редко больше. Если импортер продает, условно говоря, сотню-две автомобилей в год, то это вполне подъемные расходы. Если же это совсем мелкий игрок в автомобильном бизнесе, который продает десятки автомобилей, тогда, конечно, для него это будет дело затратное.

Хочу подчеркнуть, что сейчас правительство пытается завершить этот особый период выдачи документов по оценке соответствия. Он был временный. Видимо, по мнению правительства, это время вышло, трех лет было достаточно. Раньше такого документа, как заключение, не было.

Это возврат к прошлому, поэтому дилерам будет несложно адаптироваться к новым реалиям. Я хочу сказать, что менее 5% дилерских продаж осуществляется с получением документа ЗоЕТС, остальные — с ОТТС.

— В новом постановлении говорится, что «количество заключений об оценке единичного транспортного средства, оформленных в течение одного календарного года в Республике Беларусь в отношении ввезенных на ее территорию транспортных средств одного типа, не должно превышать предельный объем малой партии транспортных средств». О каком количестве идет речь?

— Здесь вернулись к Техническому регламенту 018-2011 «О безопасности колесных транспортных средств». В нем есть схема сертификации малой партии. Малая партия, определенная в техрегламенте, — это 150 единиц транспортных средств одного типа.

«Тип транспортного средства (шасси, компонента) — транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем». 

Из определения Технического регламента Таможенного Союза.

Тип — это что-то близкое к модели. Если, условно говоря, у вас марка Chery, то Tiggo 3, Tiggo 7 и Tiggo 8 — это разные типы транспортных средств. То есть ограничение будет по типу, не по марке.

Тут возникнут другие вопросы. Когда ЗоЕТС не было совсем, это была одна история. Когда появляется возможность получения заключения в количестве 150 единиц, возникает вопрос администрирования этой квоты. Ведь 150 единиц одного типа, ввозимых — я так понимаю — всеми импортерами в страну. Возьмем, к примеру, автомобили марки BYD. Их возят как минимум 2—3 десятка игроков, больших и малых. И вот каким образом наладить учет этой квоты, как спрогнозировать эту деятельность? Кто первый заказал, тот и привез? А если конкуренты оказались быстрее и квота выбрана, что дальше делать?

К сожалению, документ не сообщает главное: как будет организована система учета.

Каким образом предприниматель, планирующий заказать автомобиль из Китая, в частности, будет знать, сколько заключений в календарном году? Наверное, должны быть разъяснения ГТК, каким образом будут выпускаться в свободное обращение транспортные средства в том случае, когда к моменту их прибытия на таможенный склад квота будет исчерпана.

Смею предположить (это мое личное мнение), что ГТК ответит «с предоставлением предусмотренных законодательством документов», а таковым документом у нас останется только ОТТС. Поэтому система учета пока остается непонятной.

Не приведет ли это к тому, что компании просто начнут ввозить автомобили под заказ не в статусе продавцов, а просто как организации, которые оказывают услуги по покупке машин в Китае и доставке их в Беларусь? И все будет просто оформляться на физлиц? Как это уже было ранее.

Не только было, но и есть. Подводная часть айсберга — это тот самый ввоз через физических лиц с участием компаний-посредников. Я не исключаю, что часть этого бизнеса уйдет в такой неорганизованный импорт. То есть поставки будут осуществляться через физлиц. Тогда оформляется другой документ — Свидетельство о безопасности конструкции транспортных средств (СБКТС).

городской, мощность: 400 Вт, максимальная скорость на моторе: 40 км/ч, материал рамы: алюминий, колеса 14", вилка жесткая, тормоза дисковый механический + дисковый механический, вес 17 кг
взрослый/подростковый (макс. 120 кг), до 55 км/ч, мощность 1000 Вт, запас хода 77 км, аккумулятор 21 А·ч, задний привод, колеса 11"/10", вес 37.5 кг

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро