КРАСНОВ

Не смотрел, не проснулся, не учел? Такие ошибки водителей раздражают даже инструктора

Автор: Виталий Петрович. Фото: Александр Ружечка
33 924
10 июля 2025 в 8:00

Любая авария — это результат ошибки, неверного решения. К счастью, далеко не все ошибки приводят к авариям, и большинство из них остаются без последствий, часто вовсе незамеченными. Последнее, впрочем, не так уж здорово, ведь на ошибках, в особенности на чужих, можно и нужно учиться. Поэтому ошибки важно замечать и анализировать, делая из них выводы, — в этом уверен Юрий Краснов, преподаватель, инструктор по вождению. Сегодня проводим очередную ревизию его видеорегистратора.

«Возникает вопрос о состоянии водителя»

— Я ехал по двору. Понятно, что скорость небольшая, меньше 20 км/ч, — показывает первое видео ведущий рубрики. — Этот водитель мне должен уступать: и по помехе справа, и еще потому, что у него выезд со стоянки. А он едет. Не видит меня? А как же боковое зрение? На тебя же машина едет! При этом у него слева были мусорные баки, которые закрывали обзор, нужно было притормозить возле них, убедиться, что никого нет. Выходит, человек не умеет следить за обстановкой. Отсюда возникает вопрос о его состоянии и навыках. Мне, к слову, показалось, что за рулем был пожилой человек.

Разумеется, столкновение двух авто на малой скорости — не самое страшное. Но ведь у такой невнимательности за рулем могут быть куда более серьезные последствия.

— В таких местах, где небольшая скорость (во дворах, к примеру), тоже нужно смотреть по сторонам. И надо останавливаться в опасных местах, перепроверять обстановку. Потому что дети могут выскочить из-за стоящей машины, животное какое-нибудь может кинуться через дорогу. А тут водитель не видит автомобиль, которому должен уступить! А пешехода он увидит в случае чего? — продолжает инструктор.

Проблема еще и в том, что при движении на малой скорости у многих притупляется чувство страха, а внимание рассеивается. Ну что может случиться — так им кажется. А случиться может все, что угодно.

— У меня недавно был такой случай в жилой зоне: очень узкая дорога, еще и машины припаркованы, и молодой парень как разогнался — он же уверен в себе! Пешеходов перепугал, рисковал всем — и ради чего?

Люди часто не задумываются о последствиях. Они в лучшем случае будут предпринимать меры при возникновении опасности, вместо того чтобы что-то сделать для ее предотвращения.

А где гарантия, что ты успеешь отреагировать? И такие ошибки часто свойственны либо слишком молодым водителям, либо, наоборот, слишком возрастным. Главное, что нужно усвоить: когда едете по двору — не теряйте концентрацию, смотрите по сторонам, готовьтесь к тому, что отовсюду могут появиться дети, бегом или на велосипеде, что откуда-то выедет машина, еще что-то произойдет. Лучше подстраховаться, чем надеяться на то, что с вами ничего плохого не случится, — подчеркивает преподаватель.

Типичная ошибка

— Еще одна типичная ситуация: девушка решила развернуться, но не вписалась и просто остановилась поперек дороги. А на нее едет водитель. Лучше было подождать, не торопиться, а она сама себя загнала в ловушку, — отмечает Краснов.

Этот случай перекликается с еще одним, произошедшим на проспекте Независимости в Минске. Там тоже двое водителей одновременно стали выполнять разворот.

— Понятно, что водитель Porsche не должен был разворачиваться через пешеходный переход и вообще не должен был начинать маневр, пока первый водитель не освободил дорогу. Но это не обязательно следствие наглости на дороге.

Типичная ошибка водителей: они думают, что первая машина в такой ситуации будет поворачивать налево, и сами торопятся начать разворот. А потом оказывается, что и первая машина разворачивается — вот так сюрприз!

Мораль такая: если ты едешь за машиной, то сначала дай ей проехать, а потом и сам езжай, куда хочешь. А у нас все хотят проехать быстрее — эта спешка усугубляет любую ситуацию, — считает ведущий рубрики.


Наконец, тем, кто стал свидетелем такого недоразумения на дороге, тоже лучше проявить спокойствие и выдержку.

— Каждый опытный водитель должен понимать, что подобные ситуации неизбежны, поэтому к ним нужно относиться спокойно. Если перед вами поперек дороги кто-то не вписался — не злимся, а помогаем человеку проехать. Он осознает свою ошибку и больше ее не совершит. Теорию не всегда легко усвоить, некоторым нужно самим все попробовать на практике — тогда до них быстро доходит. Главное, чтобы при этом не случилось ничего серьезного, — добавляет инструктор.

«Риск лобового столкновения»

— А вы знаете, как опасно бывает на перекрестке улицы Сурганова и улицы Якуба Коласа, где дорога смещается чуть в сторону? Смотрите! — Краснов открывает очередное видео.

— Там нет разметки между потоками, и в результате люди, которые едут по улице Сурганова со стороны улицы Кузьмы Чорного, смещаются слишком рано и выезжают на полосу встречного движения. Возникает риск лобового столкновения. Когда я там еду, всегда стараюсь быть еще более аккуратным, — говорит преподаватель.

Нанести разметку на этом участке дороги затруднительно — мешают трамвайные пути. А перекресток не такой простой, как может показаться: смещение на рельсах может таить в себе скрытые опасности, если, например, перебрать со скоростью в мокрую погоду.

— Раньше проблемы не было, потому что полосы были шире. А теперь много где полос делают больше, но они становятся уже. Проспект Независимости — яркий тому пример, — отмечает ведущий рубрики. — Вот только узкие полосы — это всегда дополнительные трудности. Начинающие водители плохо понимают габариты своих автомобилей и могут случайно вылезти из своей полосы в соседнюю.

Когда-то говорили так: раз полосы уже, то водители будут снижать скорость. Как бы не так! Неуверенные едут медленнее и все равно не могут удержаться в узкой полосе, а уверенные несутся так же, как если бы полосы были широкими, — они не боятся. И в результате случаются ДТП, когда один ехал медленно, а другой летел.

И у водителей автобусов свои трудности. Один остановился на остановке, другому приходится вылазить в третью полосу, чтобы его объехать и не удариться зеркалами. Кстати, замечали, что на проспекте Независимости, где изгибы дороги, вся разметка стерта? Это от того, что водители едут и не вписываются в пределы своей полосы. Поэтому дорога с узкими полосами — это дорога, на которой больше аварийных ситуаций. Выход один: снижать скорость, не лететь, следить за ситуацией.


Ситуация схожего характера.

— Проехали площадь Бангалор, начался участок, где ведутся строительные работы. Знаки висят, скорость снижена — нужно тихонечко проехать и не искать проблемы на свою голову. Но нашелся водитель, который решил подгазовать, в результате не вписался и с изгиба выехал в мою полосу. Хорошо, что я успел увернуться и он отскочил назад, но опасность была реальной. И я бы не сказал, что это какой-то нетерпеливый водитель, скорее попросту неопытный. Прежде чем так поступать, нужно пересмотреть ДТП, о которых пишут: «Не выбрал безопасную скорость движения», — комментирует инструктор.

«Не проснулся?»

Раннее утро, тихая улица.

— Я еду по главной дороге, справа, со второстепенной, не глядя выезжает водитель. Не проснулся, что ли? Хорошо, я ехал медленно и притормозил. А был бы молодой и горячий, летел бы по пустой дороге пусть даже разрешенные 60 — и что было бы? — задается вопросом Краснов.

— И вот смотрите, в чем разница: я еду, у меня справа закрыт обзор. Пусть я на главной — не важно, — я еду осторожно. Почему второй водитель не понимает того же? Ему машины закрывают обзор слева, к тому же он на второстепенной — вдвойне нужно быть осмотрительным, остановиться, посмотреть пару раз по сторонам, — продолжает ведущий рубрики.

— Кстати, есть люди, которые не умеют медленно ехать на «механике». Они боятся, что снизятся до скорости, на которой заглохнут. И они на свой страх и риск выезжают на перекресток по принципу «пусть мне повезет». Некоторым везет. Остальные потом рассказывают, что смотрели по сторонам и вообще не знают, откуда что взялось.

«Такая невнимательность может привести к последствиям»

У вас так бывало: едете рядом с другой машиной, и вдруг она ни с того ни с сего начинает перестраиваться прямо в вас?

— Все потому, что человек делает выводы и не перепроверяет ситуацию вокруг себя, — считает преподаватель. — Я еду, слева машина снижает скорость перед неровностью, я в этот момент начинаю ускоряться. А другой водитель вдруг на меня перестраивается, думая, что я еще где-то сзади, на неровности. Но ты же посмотри, убедись. Такая невнимательность может привести к последствиям.

Еще одна деталь — автомобиль, который заезжал на парковку справа.

— Может быть, водитель Seat решил, что из-за этой машины мне придется задержаться и я не смогу проехать? Он посчитал, что полоса справа точно свободна для него, и решил не смотреть в зеркало. А как он использует указатель поворота — обратили внимание? Моргнул — и начал перестроение. А следовало заранее его включить, выждать минимум три мигания, а самому за это время перепроверить, все ли безопасно. Он этого не сделал, и в итоге ситуация запросто могла привести к ДТП, — уверен Краснов.

ручная дуговая сварка (MMA), входное напряжение 220 В, сварочный ток: 20-200 А, диаметр электрода: 1.6–4 мм, 2.3 кг
активная, 4 DIN/5–13 DIN, плавная регулировка затемнения, защита от УФ/ИК 16, режим шлифования

У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by