В новом цикле статей мы вспоминаем самые значимые, популярные и просто любимые автомобили, которые продавались в первой четверти ХХI века. Многие из них доехали и до Беларуси. А какая машина круче? Послушаем владельцев на этот счет. Ну а выбор «народной» тачки 25-летия по традиции остается за вами — читателями Onlíner. Брать или даже не смотреть? Ответ — в конце статьи, в результатах опроса. Сегодня рассказываем про BMW i3.
К внешнему виду BMW i3 все уже привыкли. Но каков цвет! В лучах летнего солнца немецкий электрокар играет красками и вообще выглядит очень приятно. А ведь этот экземпляр — 2014 года выпуска, на одометре у него уже более 126 тыс. км. Но владелец не спешит рассказывать про обслуживание или затраты — ему хочется рассуждать про философию этой модели и объяснить, почему он считает, что для самого производителя это был факультативный автомобиль.
— По всей видимости, в BMW создали ее, чтобы просто показать, что они тоже умеют делать «электрички», — объясняет свою точку зрения Дмитрий.
— Тут нет философии Tesla: немцы не строили собственные зарядки и так далее. Они решили выпустить экологичный автомобиль. Например, сделали кузов из карбона, чтобы он был легче, а сама машина — экономичнее. А из чего выполнен салон, обращали внимание? Из вторично переработанных материалов.
При этом здесь можно найти детали от других моделей BMW. Те же зеркала подходят от кроссовера Х1. Почему знаю? Эта машина американская, левое зеркало было не асферическое, соответственно, обзор через него никакой. В итоге поставил от Х1 — встало без проблем.
Как этот автомобиль появился в семье — долгая история, пересказывать которую сейчас вряд ли имеет смысл. Что нужно знать: с момента заказа машины в США до начала ее эксплуатации здесь прошло несколько лет, продавать ее сейчас не очень целесообразно с учетом вложенных средств, так что было решено ездить.
— Жена любит эту машину (цвет зашел), но так получается, что на ней постоянно езжу я — с мая 2024-го, — признается Дмитрий.
— Для тех, кто думает, что это игрушка (как я в свое время когда-то), скажу, что автомобиль действительно большой. А поскольку сейчас мой Citroen требует ремонта, эта машина стала единственной в семье.
Мы не чувствуем себя ущемленными. У меня двое детей — 13 и 8 лет, и мы здесь помещаемся. Они этот автомобиль любят, им нравится эта история с дверями, правда, раздражает, что сзади не открываются окна.
В общем, автомобиль со слов владельца получился универсальным. Багажник вроде скромных размеров, но Дмитрий утверждает, что два дорожных чемодана помещается. А если сложить задний диван, места уже по-настоящему много. Из дополнительных удобств — розетка на 12 В.
— Здесь довольно скромная комплектация. Например, нет аудиосистемы Harman Kardon. Кстати, звук на удивление неплох. Но он здесь нарочито низкий, что я исправил, установив дополнительные «пищалки», — говорит Дмитрий. Он начинает подробно рассказывать про настройки аудиосистемы и способы улучшить звук, но просим вспомнить, что еще стоит отметить по части оснащения и функционала.
— Что удивило в автомобиле, который начали выпускать в 2013 году, — это то, что теги треков мультимедийная система понимает — пишет и название альбома, и исполнителя. Русский язык есть.
Но имеет место удивительная экономия на спичках — экран перед водителем. Он очень мало информации показывает. Чтобы посмотреть общий пробег, заряд батареи или расход энергии, надо «листать» меню. А контрольные лампы — это действительно лампы, которые установлены выше самой панели. То есть какие-то аналоговые вещи здесь остались, и они выглядят забавно. Хотя, наверное, в 2014 году это вызывало совсем другие эмоции. Но сказать, что мне чего-то здесь не хватает, не могу.
Климат-контроль можно настроить так, чтобы он заранее включался, но это настраивается через мультимедиа: дистанционного управления здесь нет, и это тоже особенность американской версии. Есть у автомобиля из США и другие нюансы.
— Не работают мультимедийные сервисы BMW. Они просто недоступны, и перенастроить невозможно. Мастера говорят, что нельзя.
А еще владелец отмечает, что в американской версии часть функционала по умолчанию не работает, и, чтобы активизировать, например, складывание зеркал и дожим стекол, пришлось покупать переходник и включать эти опции через специальное приложение.
Выяснять технические нюансы помогает сильное белорусское сообщество, в котором есть не только владельцы BMW i3, но и специалисты по этой модели.
— Очень серьезное комьюнити. Люди в клубе (и вообще в интернете) очень помогают. Если что-то случается, откликаются моментом, — отмечает Дмитрий.
Из-за карбонового кузова она весит 1315 кг — то есть она относительно легкая, китайские модели похожих размеров куда тяжелее. А еще она очень интересно себя ведет на дороге.
Вообще, в разговоре Дмитрий то и дело упоминает китайские «электрички», отмечая, что в части многих настроек BMW демонстрирует более глубокий подход.
— Например, у BYD при рекуперации не загораются стоп-сигналы, а здесь они срабатывают даже на минимальной скорости. Это важный аспект с точки зрения безопасности.
Здесь можно ехать в одну педаль даже при полностью заряженной батарее, то есть тормозная система имитирует рекуперацию. В китайских моделях она при 100% заряде недоступна, надо нажимать на педаль тормоза. А еще здесь есть самый настоящий Parking — не стояночный тормоз, а именно механизм, как в машинах с «автоматом».
Сама настройка режима старта великолепна: даже с таким большим крутящим моментом (250 Н·м) на скользком покрытии машина трогается плавно, но напористо, потом еще ускоряется. Также здесь можно ехать со скоростью улитки, и не надо придерживать машину тормозами, как на BYD.
И еще могу сказать, что переход в зимний или снежный режим на китайских электромобилях — это что-то особенное: мощность двигателя ограничивается до 8 кВт. А здесь даже в экорежиме при необходимости резкого ускорения ты просто нажимаешь педаль в пол и получаешь все 125 кВт мощности. Нет никакого ограничения.
Владелец уточняет, что BMW i3 предлагает на выбор три программы: Eco Pro+, Eco Pro и Normal. Есть различия в отзывчивости двигателя на педаль тока, но к этому быстро привыкаешь. Из интересных особенностей — в Eco Pro+ кондиционер не работает, только обдув. Все ради экономии! Но было бы что экономить.
Перед нами версия i3 REx мощностью 175 л. с. Емкость батареи — 22 кВт·ч, из них для использования доступно чуть менее 19 кВт·ч. И насколько же их хватает?
— Я приезжаю на работу, у меня за зданием есть медленная зарядка, рядом с домом тоже есть станция. Летом мне запаса хода хватает на три дня, чтобы ездить на работу и по делам.
Важное замечание: у этого автомобиля нет быстрой зарядки, да и к медленным столбикам Type 2 приходится подключаться через переходник. Плюс есть штатное зарядное устройство, которое позволяет подключаться к домашней розетке и получать до 3,5 кВт мощности. Но с учетом небольшой емкости батареи даже медленная зарядка не занимает очень много времени.
— Интересно, что на трассе эта машина экономичнее, чем в городе, — обычно у электромобилей все наоборот. В первом случае я проезжаю 130 км, во втором — 100 км, — отмечает Дмитрий.
— С этим автомобилем мы с семьей выработали новые привычки. Едем новыми маршрутами, где не надо летать, не надо никого догонять. Например, если раньше на дачу ездили через Ратомку по скоростной трассе, то сейчас — по старой Заславской дороге. То есть смотрим на красивые пейзажи, там разрешенная скорость то 70, то 90 км/ч, ставим на круизе 80 км/ч, где-то сбрасываем до 70 км/ч — и так вот едем на дачу.
Но зимой запас хода падает вдвое, причем это сильно заметно. То есть реально батареи хватает примерно на 60 км.
Но, по словам владельца, это поправимо. Здесь использован отдельный круг жидкостной системы отопления салона — жидкость подогревает электрокотел. Можно поставить автономный подогреватель, работающий на топливе, благо бензобак имеется.
Стоп, какой еще бак в «электричке»?
Читайте внимательно: BMW i3 REx, то есть Range Extender — электромобиль с удлинителем хода. В качестве оного используется 2-цилиндровый бензиновый двигатель от скутера BMW C650. При объеме 0,65 литра он развивает всего 38 л. с., но этого вполне достаточно.
— Они сделали так, что ты не хочешь пользоваться бензиновым двигателем. Сам мотор работает тихо, а глушитель — нет, — говорит Дмитрий. Он уточняет, что REx нужен не для зарядки батареи, а для того, чтобы увеличить автономность хода. Его можно включать принудительно, или же он запустится автоматически, когда батареи будет хватать лишь на 5 км пути. Емкость бака — всего 9 л, а расход топлива, со слов владельца, около четырех литров что в городе, что на трассе. Но вообще заправляться доводится редко.
— Мне автомобиль сообщает, что несколько месяцев бензиновый мотор не запускался, мол, не пугайтесь, сейчас начнет тарахтеть, это для профилактики. Это я к тому, что батареи мне хватает, — говорит Дмитрий.
— Обслуживание REx я уже проводил. Масляный фильтр — мотоциклетный, заправочный объем масляной системы — 2,6 л. А вот воздушный фильтр не меняется, он идет вместе с корпусом и рассчитан на весь срок службы. Это к вопросу о том, как часто, по мнению BMW, должен использоваться REx.
Кстати, я все переживал, как зимой будет заводиться этот моторчик. А оказалось, что он греется от электромотора: охлаждающая жидкость последнего идет через контур ДВС.
Бензиновый двигатель расположен там же, где и электромотор с редуктором и инвертором, — под полом багажника, то есть фактически на задней оси. Дмитрий замечает, что мастера не любят Rex как раз из-за плотной компоновки: мол, добраться до электрической части из-за ДВС сложно. Но это же «электричка», чему в ней ломаться?
— В августе прошлого года села низковольтная батарея. Автомобиль год или полтора не эксплуатировался, в итоге «сдался» AGM-аккумулятор на 12 В. Сейчас стоит обычная кислотная батарея, правда, большей емкости. Система на это рассчитана: просто заходишь в настройки и меняешь тип батареи и емкость, — объясняет Дмитрий.
Проблема в том, что при разряде 12-вольтной батареи «развязались» блоки, и автомобиль отказался запускаться. Удаленная диагностика, эвакуатор, день работы мастеров и 2000 рублей победили недуг.
— Тяговая батарея была в порядке, ячейки отбалансированы. Но один датчик температуры отклеился от батареи, а датчик BMS выгорел. Чтобы их заменить, надо было повозиться, отсюда и соответствующая цена, — вспоминает владелец.
Ну а как насчет остаточной емкости? Насколько жива батарея?
— Запас хода еще нормальный, 130 км автомобиль проезжает. В прошлом году в инженерном меню автомобиль показал, что из доступных 18,7 кВт·ч осталось 15,7 кВт·ч. Правда, мне специалисты сказали, что это всего лишь калькулятор старения, который по определенной формуле рассчитывает цифры с учетом пробега и возраста автомобиля. А насколько это соответствует действительности, будет понятно после диагностики.
Несмотря на историю с батареей, Дмитрий автомобилем доволен и утверждает, что по части обслуживания особых вопросов не предвидится.
— Передняя подвеска здесь оригинальная. Сзади — тоже, но там ничего сложного, стальные рычаги, сайлентблоки перепрессовываются. Я не скажу, что по i3 все есть. По VIN-номеру все хорошо читается, но далеко не все можно найти в наличии. Однако начинаешь разбираться и находишь, что те же отбойники или пыльники можно подобрать от младших Х-моделей. И цены не такие уж запредельные.
Но амортизаторы, конечно, свои, причем передние постукивают (и это нормально для ранних моделей, потом была ревизия). Б/у детали есть, причем все. И батареи целиком, и отдельные ячейки (по 400 рублей).
В прошлом году заметил, что не регулируется свет по высоте. А ведь здесь стоят адаптивные светодиодные фары BMW (Dynamic LED). Нашел, что сломан датчик высоты кузова: особенности доставки из США, скорее всего, его повредили, когда грузили (еще и один из рычагов погнули). На самом деле датчик универсальный, подходит на многие модели BMW. После этого я перестал замечать светотеневую границу: фары просто отлично светят, и все. Мое почтение немецким инженерам.
Обращаем внимание на необычно узкие для 19-го диаметра колеса. Как обстоит дело с доступностью покрышек?
— Шины — это боль, откровенно дорого, если брать именитые марки. Цена вопроса — от 750 рублей за колесо. Причем шины здесь разноширокие: спереди 155/70 R19, сзади 175/60 R19. В защиту этих покрышек скажу, что машина стоит на дороге великолепно, чтобы ее переставляло, такого не бывает. Ну и это еще один плюс в копилку подвески.
Но кроме мировых брендов есть еще и китайские, а там все намного доступнее. 140 рублей за колесо. Купил две передние покрышки I-Link, и они, кстати, очень даже ничего. Например, они тише тех Michelin, которые здесь стояли до того. Но я списываю это на то, что они уже были старые. Сзади еще шины Bridgestone не менялись, и вот их я слышу очень хорошо.
Подобрать щетки тоже оказалось проблематично. Правая щетка должна быть покороче, левая подлиннее. В итоге владелец поставил две одинаковые — от Volkswagen Sharan. Они друг за друга не цепляются, а справа еще и зона очистки стала больше.
— По части управляемости и динамики BMW i3 — настоящий хулиган. От нее никто не может этого ожидать на дороге. Я тоже, когда эту модель видел раньше, воспринимал ее как игрушку.
Но на этом автомобиле можно ездить как очень плавно и спокойно, так и «дерзить», потому что он очень быстрый. И это еще не самая быстрая версия.
Но это BMW, а чего вы ждали? Я вспоминаю об этом, только когда начинаю активно ехать. И тогда этот автомобиль показывает, на что способен. Он следует за рулем, едет как по рельсам, разгоняется до последнего, пока не достигнет максимальной скорости (а это 152 км/ч). Выглядит игрушечным? Да. Но при этом он остается BMW.
19 июля в Минске состоится уникальное событие — благотворительный Betera-матч Протас vs Шарангович в формате 3×3.
На лед «Олимпик Арены» выйдут команды амбассадоров Betera Алексея Протаса и Егора Шаранговича. Вместе с ними сыграют братья Костицыны, Грабовский, Колячонок и другие топовые белорусские хоккеисты. Зрителей ждет не только динамичная игра, но также автограф-сессия и активности. Попасть на арену можно с 12:00, начало матча — в 14:30.
Купить билет можно на Ticketpro (стоимость — 25 BYN). Все вырученные средства Betera передаст на благотворительность.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by