«Время ожидания — более 9 суток». Истории о прохождении границы, лайфхаки и хитрости

Автор: Виталий Петрович. Фото: архив Onlíner, фото носит иллюстративный характер
UPD
19 августа 2025 в 17:04

В минувшие выходные очередь у единственного открытого для легкового и пассажирского транспорта погранперехода на границе с Польшей превысила 4000 автомобилей и 100 автобусов. Это сутки и сутки ожидания. Причем существуют долговременные последствия. К примеру, автобус, который приезжает в Варшаву с многочасовым опозданием, не может отправиться в обратный путь по расписанию. Есть сведения, что задержки рейсов Варшава — Минск уже составляют 24 часа.

Пересекали недавно границу? Расскажите нам, сколько времени потратили: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

В одну сторону — неделя

Еще неделю назад, когда в очереди было на полторы тысячи меньше машин, на пересечение границы уходило несколько суток.

— Мы выезжали ночью в понедельник, в электронной очереди стояли ровно 5 суток. И все, кого мы знаем, говорили, что такого не было никогда, — рассказала нам читательница.

К выходным ситуация сильно усугубилась. Вчера Госпогранкомитет сообщал о 4050 автомобилях в очереди перед пунктом пропуска «Тересполь» (с белорусской стороны — «Брест»). Это значит, что в ожидании пересечения границы можно провести неделю и даже больше.

А как на автобусе?

С автобусной очередью ситуация сложилась также очень серьезная — более 100 автобусов. Известная практика — за доплату пересаживаться в автобус в начале очереди, но контролирующие органы регулярно напоминают, что это незаконно.

А что, если по-честному сидеть в своем автобусе и ждать? В соцсетях одна из таких пассажирок поделилась информацией.

Встали в очередь 15 августа в 15:18. Спустя почти двое суток — 17 августа в 13:06 — автобус въехал за шлагбаум пункта пропуска «Брест». В 16:03 автобус отправился из белорусского пункта пропуска. И вечером того же дня — в 20:43 — попал на контроль на польской стороне. Выезд с границы состоялся в 21:45.

— Общее время ожидания на границе — 2 суток 6 часов 30 минут (или 54,5 часа), — говорит пассажирка.

А как обратно?

В результате автобус с огромным опозданием приезжает в Варшаву. А ведь водители обязаны соблюсти режим труда и отдыха. В результате складывается ситуация, когда обратный рейс изначально отправляется в дорогу с многочасовой задержкой.

Пассажирам приходят СМС-уведомления от перевозчиков: рейсы задерживаются на сутки.

— Не понимаешь, что делать: съезжать с квартиры, такси вызывать — или нет? Сидеть с семьей в 5 человек с сумками на вокзале тоже не хочется, — нервничают люди.

Вторник. Машин еще больше

В понедельник в очереди было 4420 авто и 100 автобусов. Во вторник очередь еще выросла. По информации Госпогранкомитета, сегодня перед пунктом пропуска «Тересполь» («Брест») фиксируется 4585 единиц авто и более 130 автобусов.

— Сопредельная сторона приняла за сутки на свою территорию лишь 30% авто, — указали в ГПК.

Литовское направление остается самым загруженным для фур. Перед погранпереходами «Шальчининкай» («Бенякони») и «Мядининкай» («Каменный Лог») фиксируется 710 грузовиков, ожидающих въезда на сопредельную территорию.

— Через данные пункты пропуска в Литву проследовало всего 21% авто от нормы, — добавили в пограничном ведомстве. — Сотрудники латвийского погранперехода «Патерниеки» («Григоровщина») с пятницы приняли на свою территорию 40% грузовиков от нормы. Въезда в Евросоюз на этом направлении ожидают 220 фур.

Маленькие хитрости

Наши читатели жалуются на то, что даже в такой ситуации при действующей электронной очереди находятся те, кто хитрит ради приоритетного проезда на контроль.

— На сегодняшний день время ожидания в электронной очереди — более 9 суток. При этом местные организовали там целый бизнес, так как существует приоритетная очередь: с инвалидами или детьми до 3 лет. Существует «бизнес»: к тебе в машину подсадят инвалида, и ты по приоритетному праву едешь до шлагбаума, на паспортный контроль. Там инвалид выходит и его забирает «свой» автомобиль, который возвращается из Польши. Потом это авто снова занимает очередь, естественно, с приоритетом, — утверждает один из наших читателей.

Как рассказали корреспонденту Onlíner люди, знакомые с ситуацией, тарифы на такую услугу колеблются от 250 до 400 долларов.

— Чем быстрее — тем дороже. За 400 долларов можно попасть за шлагбаум уже на следующий день, — отмечают собеседники.

Опасно, впрочем, делать далекоидущие выводы. Мы не сомневаемся, что в очереди по обе стороны границы полно тех, кто совершенно справедливо может рассчитывать на приоритетное право пересечения границы.

Никуда не делись и подсадки в автобус, который стоит в очереди ближе к пункту пропуска. Озвучиваются такие тарифы: 120—160 рублей с человека.

— Подсаживают к себе только водители туристических автобусов. И из-за этого очередь растет в том числе: эти автобусы и приезжают за тем, чтобы подбирать таких «подсадочных», — рассказали нам.

Дополнено. Реальные истории

Читатели делятся с нами своими историями о прохождении границы в эти дни.

— Это было жестко. Я приехал к границе в ночь с пятницы на субботу, наш автобус был примерно 110-й. Некоторые сразу собрали вещи и пошли куда-то вперед, ну а я еще не осознавал масштабы катастрофы, остался спать в автобусе. Утром в субботу поговорил с водителем: он сказал, что стоять самый минимум — это двое суток. И тогда  я понял, что нужно что-то делать, пошел в самое начало очереди автобусов узнавать как и что. Заглядываешь в автобусы, которые стоят в начале очереди, спрашиваешь, есть ли свободные места. Так я подсел в седьмой по счету автобус за 50 евро. Часам к 15 мы попали на белорусскую таможню, все остальные этапы тоже длились очень-очень долго. В итоге мы выехали в сторону Варшавы только в 3 часа ночи с субботы на воскресенье. Но без пересадки я провел бы на границе на двое суток больше, — рассказал нам Дмитрий.

История типичная: тот, кто не стоял на границе сутки-двое или даже больше, пересаживались в другие автобусы за доплату. Такса, как мы поняли, — 50 евро. Но встречаются и спекулятивные цены.

— У нас была история, — рассказывает читатель Николай. — Мы стояли уже где-то четвертые в очереди, на часах примерно полночь. Заходит в салон девушка, говорит кому-то: «У меня билет, вы сидите на моем месте!» А ей в ответ женщина: «А я водителю заплатила 50 евро, я никуда не уйду!» Оказалось, что девушка действительно приехала на границу в этом автобусе, у нее билет, но, чтобы не сидеть двое суток в автобусе, она отъехала в Брест. Вернулась, а место занято. Та женщина, которая ее место заняла, ни в какую, не уступает! Позвали водителя, он зачем-то на обеих наорал, но вроде нашел девушке свободное место. Как я понял, в автобусе держали несколько свободных мест как раз на такие вот случаи. А в другом автобусе, когда мы ехали, водитель просил пассажиров, которые пересаживаются, сообщать свои места. Такой учет, конечно, надежнее.

Тайминг Николая следующий: прибытие в конец очереди — 17 августа в 19:00. В очереди больше 100 автобусов было. В 19:30 подсели в восьмой от шлагбаума автобус. За шлагбаум пропускают в следующем порядке: 1 туристический автобус, 3 — регулярные рейсы. В 02:00 въехали за первый шлагбаум. Примерно в 08:15 прошли паспортный контроль на белорусской стороне. В 12:00 — на польской. В 12:30 въехали в Польшу.

— В чате люди писали, что платили водителям по 100 евро за подсадку, хотя «стандарт» вроде — 50, — говорит собеседник.

Но случаются и чудеса. Одна из наших читательниц рассказала, что возвращалась из Польши в Беларусь сегодня. Билеты на автобус были на 17 августа, но дважды отправление переносили из-за задержек. В результате автобус сегодня в 10:15 был на границе.

— Прошли рекордно быстро: въехали на польский контроль в 13:15, на «нейтралку» — в 13:35, на белорусскую сторону — в 14:26. А в 14:51 уже прошли наш паспортный контроль, — говорит она.

По нынешним временам такой темп кажется настолько фантастическим, что в него почти невозможно поверить.

Автобус быстрее машины

При этом перевозчики констатируют: автобус все еще остается предпочтительным вариантом для пересечения польской границы, если вы хотите сэкономить время.

— Польское направление у пассажиров считается привлекательным в том числе и по стоимости билета. Поездка до Варшавы из Гродно или Минска обойдется дешевле, чем до Вильнюса. Мало того, за последний месяц некоторые перевозчики пошли и на снижение стоимости. Билетов в наличии хватает, — утверждают в сервисе «Атлас». — Между тем, говорят, что среднее время ожидания прохождения границы на машине составляет 7—9 суток. Автобус в этом плане выигрывает, но и пассажирам надо готовиться к длительному ожиданию. По данным на утро вторника, в очереди стояли 140 автобусов. Сколько это по времени? Не меньше суток, а в некоторых случаях можно в очереди провести и 2 дня.

Что касается литовского направления, то здесь проще с очередями, но более высокие цены на билеты, да и билеты эти нужно еще найти.

— Автобусы и через «Бенякони», и через «Каменный Лог» следуют четко по расписанию и без задержек. Но и без того серьезный спрос на поездки в последнюю неделю еще больше вырос. Поэтому путешествие лучше планировать заранее. Сейчас, например, раскуплены практически все билеты до конца августа, — предупредили в «Атласе».

Знакомы с ситуацией? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро