Кто о чем мечтал в детстве — помните? Не осознанное и поэтому правильное — о чем полагается мечтать, а первое, наивное и потому настоящее. Летать в космос, стать пилотом «Формулы-1», забивать как Роберто Баджо. Детские мечты обычно так и остаются мечтами, но иногда мы находим человека, который сумел их воплотить, и тогда мы говорим, что этот человек проживает свою лучшую жизнь. А он и не спорит, у него на лице счастливая улыбка, а в глазах — детская радость от того, что он точно знает: мечты сбываются, нужно только очень этого хотеть.
Нет, с Гришкой мы, конечно, уже не поговорим — что ж поделать, вовремя не спохватились. Представлять его будет уже давно повзрослевший Григорий. Мы как раз приехали в Брест открывать границу, а он в Бресте живет и иногда через эту границу ездит — приходится, чтобы снова и снова исполнять мечту.
— Когда я был маленьким и учился в школе, мы жили небогато, — вспоминает Григорий. — Все как у всех. И как любой мальчишка в те годы, я тащился от переводок — помните, были такие фантики — не фантики, наклейки — не наклейки: прикладываешь, растираешь хорошенько, и получается переводка. Так вот у меня были такие с мотоциклами: всякими, крутыми — класс! Но один запомнился: черный Honda. И я стал мечтать о нем, закрывал глаза и представлял себе: тоже Honda, тоже черный, почему-то с коробкой-«автомат». Я кому ни рассказывал — все у виска крутили. Ну ладно черный, ладно Honda, но c «автоматом» тогда мотоциклы никто не выпускал.
Тогда, может, и не выпускали, а потом все же стали. Тут главное было — не забыть мечту.
— И вот в 2016 году захожу я на Onlíner, смотрю мотоциклы и вижу: черный, Honda, АКПП. Созваниваюсь с человеком — через месяц мотоцикл у меня, мой первый мотоцикл, — добавляет собеседник.
Красиво, здорово. Но ведь на мотоцикле нужно куда-то ехать. На этот случай была другая мечта.
— Мне всегда нравились горы. Я в детстве любил рассматривать карты и даже отметил для себя: Альпы, хребет спускается к морю, там Канны, Ницца. Конечно, я тогда и представить себе не мог, что поеду туда когда-нибудь, что буду путешествовать по Европе, — Григорий, похоже, и сейчас удивляется.
Но он мечтал — это было залогом.
В том же 2016 году уже мотоциклист Григорий стал понемногу выезжать в путешествия.
— Первый раз мы поехали в Польшу, в Закопане. Там тоже были горы. Тогда я понял: я действительно люблю горы, я люблю ездить на мотоцикле, я люблю путешествовать. И с тех пор я всегда старался выбираться в такие поездки. Мы выезжали вшестером, впятером, вчетвером. В этом году должны были ехать втроем, но так вышло, что я поехал в одиночку. Один друг не смог, другой заболел — что было делать? — продолжает собеседник.
Сколько чудесных путешествий так и не состоялось из-за того, что в последний момент тесная компания путешественников начинала разваливаться. В конце концов остается единственный человек, верный идее, но и ему непросто: много сотен или даже тысяч километров соло могут испугать тех, кто к такому не привык.
— Волнение было, врать не буду. Но отказаться — нет, это не про меня. Ведь я долго готовился, планировал маршрут. Ведь я так этого хотел. Нет, я не мог не поехать, — взгляд Григория был упрям и серьезен.
Почти 6000 км пути, 10 ночевок и 11 дней в дороге, и просто потрясающая коллекция собранных альпийских перевалов. Здесь каждое название — легенда:
— Задумка была такой, чтобы нигде не ехать по одной дороге дважды. Я смотрел карты, изучал посты других путешественников в соцсетях, отмечал точки, трассы, перевалы. В результате больше 20 перевалов я преодолел сам в этой поездке, самых красивых и самых опасных альпийских перевалов. Я ехал туда, где круто, туда, где захватывает дух, — выдыхает мотоциклист.
А потом были французские Ницца, Марсель, Авиньон, Ним, Лион, Страсбург.
— Вторая часть поездки — культурная. Старые здания, соборы, базилики — все это я очень люблю. И вообще у меня есть особое увлечение: мне нравятся старинные двери, порталы. В этом плане во Франции есть на что посмотреть, просто невероятное что-то! А вот от Ниццы, кстати, ожидал большего, она мне показалась грязноватой. В центре еще ничего, а что подальше — беда. Зато Марсель — наоборот, прекрасный город, покорил меня, очень рекомендую, — делится собеседник.
Поездка началась в разгар лета.
— В прошлом году вместе с друзьями мы устроили тур в Италию и выехали в мае. Ошиблись с сезоном: май в Альпах — это все равно что зима. Мы ехали по дороге, а вдоль нее с двух сторон были стены из снега высотой по 4—6 метров. Едешь как по тоннелю, плюс холод, мы в дождь попали. Я должен был вернуться через две недели, а вернулся через восемь дней. Жена даже удивилась: «А ты чего так рано?» Тогда я понял, что май-июнь — это не лучшее время для такого путешествия. Тоже опыт, — говорит Григорий.
Были сделаны выводы, и уже в этом году подготовка была более тщательной.
— Вплоть до того, что я смотрел панорамы тех дорог, где мне придется ехать, — отмечает мотоциклист.
Помимо всего прочего, есть одна весьма значительная особенность путешествий соло — трудности с проживанием.
— Когда вы едете вчетвером, то апартаменты — это идеальный вариант. Пусть они стоят 100 евро за ночь — каждый скинулся по 25 евро, и никаких проблем. А одному платить по сотке за каждую ночь сложновато. Отели можно найти дешевле, но все равно меньше 80 евро в тех местах, куда я ехал, не реально. За 10 ночей выходило 800 евро. Короче, я взял с собой палатку. Правда, до этого я никогда не ночевал в кемпингах и даже не представлял, как туда заселяться, что говорить, но решил, что как-нибудь разберусь, — продолжает Григорий.
Дальше стоял вопрос питания. Чтобы не зависеть от магазинов и ресторанов, которые в горах могут быть, а могут и не быть, белорус взял с собой все необходимое.
— Гречка! Сушеное мясо! Термос и горелка. Короче, у меня было все, чтобы в любой ситуации не остаться голодным, — смеется он. — За все путешествие я съел восемь пакетиков гречки (для индивидуальной заварки. — Прим. Onlíner). В магазинах покупал колбасу, хлеб, сыр, воду — без особых излишеств. Сыр в Альпах изумительный везде!
— Во сколько же обошлась такая поездка без излишеств?
— Я рассчитывал на 2000—2500 евро. Уложился в 1200. Главным образом деньги шли на топливо (цена за литр в горах — 1,9 евро) и на жилье. Иногда все же приходилось ночевать в гостиницах. К тому же кемпинги тоже платные: от 18 до 35 евро. За эти деньги, кроме непосредственно места, можно воспользоваться душем, туалетом, стиральной и сушильной машиной, можно перемыть свою посуду, наконец. Электричество есть не во всех кемпингах, кстати. А в некоторых есть и электричество, и Wi-Fi, и даже кафе, где можно купить еды, перекусить. Там даже концерты бывают: люди играют на гитарах, песни поют. В общем, у меня не было ни одного раза, чтобы я остался голодным или лег спать неумытым.
Какую-то сумму «съели» платные дороги — в тех случаях, когда на них приходилось выезжать. В Швейцарии, во Франции это 50—60 евро в сутки.
— Из дому я выехал в пятницу, часов за пять прошел границу и одним махом доехал до Австрии. Это где-то 1000 км. Но после Варшавы меня отпустило, перестал нервничать, ехал в удовольствие. Это только кажется, что на мотоцикле тяжело. На спортивном, может быть, было бы труднее, а на моем вполне комфортно. У меня Honda NT 1100 — за всю поездку, к слову, не подвел ни разу, — рассказывает собеседник.
В ту ночь Григорий остановился в отеле, чтобы отдохнуть после долгого дня.
— Весь план у меня был в телефоне. На второй день к обеду я въехал в Словению и оттуда двинулся в Альпы, — продолжает мотоциклист. — Я очень люблю входить в повороты, класть влево, вправо — это самый кайф. И я же знаю, как нужно ездить, — так мне казалось. В Альпах перестало казаться: я понял, что ездить я не умею. Плюс навыки забываются, нужно втягиваться, вспоминать. Конечно, местные в горах ездят быстро, классно. А я только на третий день начал втягиваться. Но старался быть аккуратным и постоянно сам себя осекал: не выпендривайся, не гони, едь спокойно.
Любой, кто ездил в горах хоть на чем-нибудь, знает: горы не любят бахвальства. Не умеешь — не рискуй, иначе наказание может быть суровым.
— В прошлом году, когда мы были в горах, двое товарищей упали, — вспоминает белорус. — Один передний тормоз пережал — не успел оглянуться, как уже летел: мотоцикл упал на бок, он сверху на него плюхнулся, и оба так поскользили. А второй не рассчитал поворот. Тот и неопасный был, но он сильно заложил и зацепил дорогу кофром. Его развернуло, понесло. А вдоль дороги такие столбики стоят высотой в полметра: товарищ руки растопырил и обнял этот столбик. Это его и спасло, иначе там дальше обрыв — страшно подумать, что могло случиться. А так ничего серьезного, только ушиб грудной клетки. У меня сейчас тоже были опасные моменты: я дважды на встречку выезжал, но там все понимают, не сигналят, ждут. Поэтому старался выбирать разумную скорость, все время учился. Передо мной девочка ехала на BMW 1250 — это было шедеврально: я не знаю, умеет ли у нас в стране кто-то так ездить, как она.
Но мотоциклисты — не единственные, кто рискует в горах.
— Больше, чем мотоциклистов, на этих горных трассах только велосипедистов. Они там повсюду, и они сумасшедшие. Спускаюсь как-то с одного из перевалов — впереди велосипедист. Я скорость смотрю — 70 км/ч. Езжай, думаю, флаг в руки, — смеется Григорий. — А велосипеды у них... У меня сын занимается, я немного в ценах понимаю. По 20 000 евро там были велики — все серьезно.
Так он и ехал, выписывая маршрут по легендарным подъемам. Легендарным и для мотоциклистов, и для велосипедистов — для всех, кто знает и любит эти горы. Искал кемпинги с помощью приложения, навигатор указывал дорогу. Если возникали трудности с языком — спасал переводчик.
— Какие Альпы вам ближе: итальянские, швейцарские, французские?
— Мне уютнее в Италии. Там красиво, обалденно! И горы, и водопады, и леса. А какие там дороги — красивейшие перевалы. В Швейцарии тоже очень красиво. Но там мне сложнее с людьми: они какие-то жесткие, строгие. Все знают, как правильно, все за этим следят — неуютно.
— Какой перевал вам запомнился больше всего?
— Стельвио?.. Нет, скорее Гавия. Там серпантин сначала, потом выезжаешь на плато и оказываешься как на Марсе: кругом пустыня и камни разбросаны. Еду дальше и вижу, что дорога уходит в облако. Становится темнее, на губах появляется странный такой вкус, и кругом ничего не видно. Ты понимаешь, что вот дорога кончается, там обрыв — а ничего не видно, только белая пелена. Ногу туда вставляешь — и своей ноги не видишь. Едешь дальше — дорога сужается так, что два мотоцикла едва разъедутся, а машины — без шансов. Затем въезжаешь в лес. Незабываемый перевал!
Что такое 11 дней? Мгновение.
— Уже во Франции, когда ездил по городам, смотрю — 300 км до Парижа. Думаю, может заехать? Потом решил — нет. Сейчас съезжу, все посмотрю — и что я буду делать в следующем году? Оставил на потом, — признается мужчина. — Поэтому из Страсбурга взял обратный курс, переехал в Германию. А там — дождь. И всю дорогу через Польшу он валил. Поэтому я махнул домой за 1400 км. А что оставалось? Часть одежды промокла: я понимаю, что даже если заночую, то поутру все это снова надевать — оно мне надо? Короче, в 7 утра стартовал, в 2 ночи переехал границу и был в Бресте.
— Как вас жена одного отпускает в такие поездки?
— Если честно, когда я купил мотоцикл, мы чуть не развелись, — совершенно серьезно говорит Григорий. — У меня появились новые друзья, я начал куда-то уезжать, меня не было по выходным. И все уже катилось у нас с женой в никуда. А потом случился новогодний корпоратив, я позвал ее и там познакомил с теми, с кем я езжу. Ребята тоже пришли с женами, они пообщались между собой. И с тех пор у нас с женой проблем не было. Правда, у меня есть святая обязанность: прежде чем я сам куда-то поеду, я обязан вывезти семью куда-то на море. Поэтому сначала еду с ними, потом возвращаюсь и спустя какое-то время еду сам.
— Когда вернулся, жена спросила: «Ты еще будешь ездить с кем-то?» — с улыбкой говорит мотоциклист.
— А вы что?
Он задумался.
— Нет. Мне было комфортно с собой — это не объяснить. Я проехал почти 6000 км и включил музыку только на обратном пути, в Польше, когда уже лил дождь. Все эти дни мне было хорошо одному, мне ничего не нужно было. Я беседовал с собой, спорил, размышлял, планировал. Я был предоставлен сам себе и все делал вовремя — тогда, когда сам хотел. Был момент: я ехал и кричал в шлем — просто от радости! И я понял, почему в Альпах европейцы просто сидят на одном месте и подолгу смотрят в горы. Сначала не понимал: не пьют, не едят, ничего не делают — сидят и смотрят. А потом понял — им хорошо. И мне было хорошо, просто быть наедине со своими мыслями и смотреть.
— А если одиноко станет?
— Так всегда можно найти, с кем поговорить. В кемпингах, на стоянках — люди все дружелюбные, готовы помочь, общительны, ни от кого никакого негатива я не видел. И тему найти несложно, у нас же общие интересы: горы, дорога, стоянки. Мотоцикл, вон, Honda — уже на целый день разговоров, — смеется собеседник.
Григорий рассказывает о путешествии этого года, а сам уже думает о поездке в следующем году. Есть план, но рассказывать пока не будем — чтобы не сглазить.
— В этом смысл: взять мотоцикл — и ехать?
— Да, пожалуй. Я хочу увидеть мир, а мотоцикл — очень удобный способ это делать. Но что интересно: в этом году я был в семи странах, но понял, что нигде больше жить не хочу, только здесь. Мне здесь хорошо. Да, там классно, там очень красиво. Но у нас лучше! Я был в горах, я жил этими горами, а теперь я вернулся и мне хорошо, — говорит мотоциклист. — Теперь я знаю, что бояться ничего не надо. У любого получится все, чего он хочет, главное только — верить в себя. И нужно четко знать, чего хочешь, ведь трасс и дорог очень много, нужно выбрать те, что подходят именно тебе. А значит, нужно планировать — тогда все будет как надо.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by