Можете ли вы припомнить такую суровую зиму, как в этом году? Со снегом она немного задержалась, заставив ждать до конца декабря, зато в январе расщедрилась на сильные метели и крепкие морозы. «Классно, здорово, инстаграмно», — скажут катающиеся с горки дети, любители зимних видов спорта и романтики. А что про погодные условия думают водители, которым по работе приходится ежедневно сталкиваться со всеми плюсами и минусами зимней погоды? Расспросили сотрудников разных служб и профессий, связанных с автомобильным транспортом.
Читать на Onlíner— Автомобили у нас стоят в тепле. Но во время выезда на чрезвычайное происшествие в условиях сильных морозов есть риск того, что вода может замерзать в рукавной линии и в насосе. Поэтому современные автоцистерны оборудованы автономными отопителями в насосном отсеке, — объясняет старший прапорщик внутренней службы, водитель пожарной аварийно-спасательной части (с 2015 по 2026 год), старший инструктор-спасатель пожарной аварийно-спасательной части №12 МЧС Минска Александр Кулёнок.
Он уточняет, что в инструкции прописано, как действовать во время тушения пожаров в условиях низких температур.
— Мы насос не останавливаем, то есть он работает постоянно: лопасти вращаются, вода двигается (если не подается на рукавную линию, то просто циркулирует по закрытому контуру) и не замерзает.
Возможно, вы слышали о том, что когда автоцистерна заполнена частично, снижается ее устойчивость в поворотах. Но, по словам собеседника, для пожарного автомобиля эта проблема неактуальна. Во-первых, внутри емкости стоят специальные перегородки-волнорезы. Во-вторых, машины МЧС не ездят с наполовину заполненной или пустой цистерной — она всегда заправлена. А если вода расходовалась при тушении пожара, ее запас тут же пополняется — ведь очередной вызов может поступить, например, во время возвращения на базу.
— А вообще сложно управлять таким автомобилем?
— Автоцистерна, конечно, имеет свою специфику — она тяжелая, габаритная. Самое главное, ты доезжаешь туда, где требуется помощь спасателей (в кабине кроме водителя может находиться еще 5—6 человек. — Прим. Onlíner). Задача одна: безопасно и оперативно довезти коллег до места чрезвычайной ситуации. За здоровье людей несет ответственность конкретный водитель, который доставляет личный состав. Несмотря на то что проблесковые маячки, согласно ПДД, дают нам определенное преимущество во время движения, мы всегда должны быть внимательными и убеждаться в том, что другие водители и пешеходы нас пропускают.
Остро стоит проблема при проезде перекрестка на красный сигнал светофора. Другие водители зачастую нас либо не видят, либо игнорируют. Если говорить о зимнем периоде, то проблема еще в том, что сейчас видимость снижена из-за снега, намерзания на стеклах и зеркалах. Иногда люди не ориентируются в ситуации, не понимают, откуда мы вообще приближаемся.
По словам Александра, бóльшая часть автомобилей МЧС в гарнизоне — полноприводные, с блокировками межосевых и межколесных дифференциалов. Так что снег и бездорожье им не страшны. Добраться до места происшествия мешают скорее плохо припаркованные во дворах машины. И зимой эта проблема носит еще более острый характер.
— Образуются снежные наледи, из-за чего автомобиль, пускай у него и хорошая проходимость, все равно может стянуть в бок. Когда ты проходишь по двору и там очень узко, можно зацепить стоящую рядом машину, а мы не можем повреждать чужое имущество. Поэтому каждый водитель со своей стороны может помочь нам (если вдруг случилось происшествие), просто освободив проезд для специального транспорта.
— И как в таких случаях поступаете?
— Если видим, что не проедем, выходим на Центр оперативного управления и запрашиваем экипаж ГАИ, чтобы убрать машину. Но если это близко к месту чрезвычайной ситуации, то боевой расчет выходит из автомобиля, берет необходимое пожарно-техническое вооружение и выдвигается самостоятельно. Если требуется, начинают прокладывать рукавную линию. Во время чрезвычайных ситуаций важна каждая секунда и медлить нельзя.
Ну а в целом, конечно, мы пользуемся помощью наших спасателей. Водитель тоже может где-то что-то не увидеть — машины габаритные. Бывает, во дворах ребята выходят, подсказывают, помогают при маневрировании.
— Нынешнюю зиму можно считать суровой?
— Можно сказать, что на фоне последних лет она действительно была суровой. Но мы к этому были готовы, скажем так. Неожиданностей для нас не было. Наши автомобили выдержали все суровые испытания этой зимы, вовремя приезжали на все вызовы и даже оказывали необходимую помощь другой большегрузной технике, которая попадала в непростые ситуации в эту погоду.
Вот уже три года Юлия Птица («Транспортный парк №2») возит пассажиров на автобусе МАЗ-203. До этого она работала на маршрутке, а стаж на легковом автомобиле — 22 года.
— Просто я когда-то пошла и отучилась на категорию D. Сама этого захотела. Люблю водить, руль — это мое. Я от этого получаю удовольствие, — говорит собеседница. По ее словам, управлять автобусом сложнее только из-за габаритов. Ну а по-настоящему специфику зимних условий за рулем этого транспорта довелось прочувствовать лишь в этом году, ведь предыдущие зимы были куда мягче.
— Последние дни стоят сильные морозы. Это как-то сказывается на работе? Возможно, подготовка к рейсу больше времени занимает...
— Конечно, в такие морозы двигатель прогревается немного дольше. Но мой автобус, как и остальные, подготовлен к зимним условиям, к тому же постоянно обслуживается. Сначала запускаем предпусковой подогреватель, затем заводим, даем двигателю поработать и уже едем в тепле. Не сказать, что на это уходит намного больше времени, чем в другие дни.
— Кстати, насчет тепла. Наши читатели иногда жалуются, что в салоне общественного транспорта может быть холодно. Как вы поступаете с отоплением?
— Обогрев салона включается на полную мощность. Но может быть прохладно за счет того, что двери постоянно открываются.
— Во время циклона Улли довелось поработать?
— Да, вечером 8 января, когда снегопад уже начался, была как раз вторая смена. Я тогда работала на 53-м маршруте (Ландера — Дружная). Пришлось в один момент перестраиваться на еще более безопасный стиль вождения. В одну горочку было сложновато, но справилась, подъем тот взяла.
Конечно, зимой водить общественный транспорт тяжелее: снег, лед, сама дорога. Мне главное — безопасно довезти пассажиров. Резко же ни в коем случае нельзя тормозить, потому что, бывает, люди за поручни не держатся. Поэтому все плавно, все аккуратно, никуда не торопимся. Снижаю скорость, выдерживаю безопасную дистанцию и боковой интервал.
— Во время снегопадов удается график выдерживать? Особенно если и весь поток вокруг замедляется.
— График, естественно, может нарушаться, потому что ты начинаешь приспосабливаться к резкой смене условий. Ты отвечаешь за целый салон пассажиров. Я в таких случаях снижаю скорость, насколько это возможно.
— Наверное, сложнее маневрировать, когда машины по краям дороги в сугробы превращаются?
— Водители и без снега так постоянно паркуются. Когда «на минутку» — никто никого не торопит: если быстро высадил или забрал пассажира и уехал, то ничего страшного. Больше мешают машины, которые припаркованы у самой остановки, из-за чего сложнее подъехать к ней или выехать с нее.
Старший инспектор ДПС службы эскортирования специального подразделения ДПС «Стрела» МВД Сергей Дубровский соглашается с нами: таких зим у нас давно не было. Столько снега, сколько принес Улли, было, пожалуй, только в Хавьер, а крепкие морозы держатся неделями.
— И насколько тяжело в такую погоду работать на улице?
— За столько лет службы уже привыкли. Это если стоишь на месте, то может быть холодно. А если двигаешься, тебе тепло, — отвечает собеседник. — Но при таких температурах дизельные машины могут уже стоять на обочинах — подмерзает топливо. И с такими случаями мы в эти дни часто сталкиваемся. Сегодня утром кое-где –25 градусов было. Так что в такие морозы лучше заправлять «Арктику».
Когда патрулируешь дорогу, обращаешь внимание на стоящие автомобили — конечно же, останавливаешься, спрашиваешь, все ли хорошо. Вот когда первые снегопады были, на одной машине просто оборвало ремень ГРМ: она как ехала, так в полосе и встала — тогда обочины заcнеженные были. Обозначили место, вызвали эвакуатор, машину даже без владельца зацепили, эвакуировали в безопасное место. Водитель позвонил, сказал «спасибо большое».
— В целом же небезопасно оставаться рядом с автомобилем или прямо в нем, если он вот так встал на зимней дороге?
— Знаете, бывает, что водитель где сломался, там и остановился. Прямо в полосе, даже не съехав на обочину. Мы такие машины сразу убираем куда-то в безопасное место. В первую очередь водитель должен обезопасить себя, использовать светоотражающий жилет, выставить знак аварийной остановки. Машину можно оставить, если она уже нетранспортабельна. Но около нее находиться нельзя. Сколько уже было случаев, когда кто-то находится рядом с машиной, сзади влетает транспорт, и в результате — летальный исход.
— Вы упомянули Хавьер. В этом году было проще или сложнее, когда циклон Улли проходил?
— Сейчас все службы были готовы и, в принципе, быстро все дороги почистили и последствия циклона устранили.
— Хавьер был в 2013 году, я тоже тогда работал в ночную смену, нас подняли рано утром. Служил тогда в подразделении ГАИ Оршанского РОВД… — вспоминает Юрий Тютюнов. Сегодня он — заместитель начальника службы специальных мероприятий специального подразделения ДПС «Стрела» МВД, майор милиции.
— Но и в этом году циклон неожиданно проверил на прочность всех сотрудников коммунальной и дорожной служб. Все отработали, я считаю, положительно: критических заторов на дорогах не было, людям оказывалась своевременная помощь. Надеюсь, что мы со своей задачей справились.
Мы с самого утра отрабатывали все ключевые трассы, где оказывали помощь водителям, чьи автомобили забуксовали либо съехали в кювет. В сложных погодных условиях важно предотвращать заторы и новые дорожно-транспортные происшествия, но для нас каждый застрявший водитель не нарушитель, а скорее человек, который попал в беду.
По словам собеседника, в такие дни сотрудники ГАИ переводятся на усиленное дежурство и работают еще и как спасатели, помогая водителям, попавшим в неприятную ситуацию на дороге, и работая в связке с МЧС, дорожными и коммунальными службами.
— «Прикурить» севший аккумулятор, помочь с заменой колеса, организовать объезды для спецтранспорта и спецтехники — всем этим в такие дни занимаемся. Например, во время циклона оказали с напарником помощь водителю, который не справился с управлением и застрял в сугробе. Мы его машину откопали лопатами, вытолкали. А затем от него в наш адрес пришла благодарность: оказывается, благодаря нам он успел на работу, избежал проблем.
— А сами водители часто приходят друг другу на выручку?
— В этот же снегопад мы помогали двум городским автобусам, которые проезжали через участок трассы М1. И один из них там застрял, из-за чего остальные транспортные средства, даже дорожная техника, не могли проехать.
Вот когда мы стали откапывать этот автобус, даже женщины вышли из автомобилей, помогали нам его выталкивать, чтобы освободить проезжую часть. А некоторые мужчины оставались в своих машинах и, скажем так, не способствовали оказанию помощи. Женщины и девушки были более инициативными в этой ситуации.
— Заснеженные дороги не мешают?
— Служебный транспорт у нас в подразделении — полноприводный, он хорошо приспособлен к таким условиям. У нас не было таких критических моментов, когда мы не могли доехать до человека, которому нужна была помощью. Наоборот, у нас была возможность пробраться туда, куда скорая помощь или грузовик не могли проехать.
— Какой совет можете дать водителям в дни сильных снегопадов и морозов?
— В такую погоду мы призываем водителей быть крайне внимательными и осторожными, отказаться от каких-то необязательных или дальних поездок, по возможности перенести их. И быть готовыми к помощи. Иногда трос или лопата в багажнике могут спасти ситуацию.
Виктора Каптура из «А100 Комфорт» встречаем на одной из улиц «Новой Боровой»: за рулем 10-тонного Lonking он убирает снег на подъезде к паркингу. Не спешите называть эту технику трактором — Виктор объясняет, что это экскаватор-погрузчик, который летом работает на стройке, а зимой используется для расчистки территорий от снега.
Lonking используется именно для расчистки дорог, а не тротуаров, учитывая ширину ковша и самой техники. При этом важно не зацепить столбики, сферы, прочие элементы инфраструктуры, которые под снегом могут быть и не видны.
— Мы в паре с «Авантом» работаем, — говорит собеседник, кивая на зеленый мини-погрузчик, который в этот момент расчищает верхний этаж паркинга. — Я черновую подготовку выполняю, а он уже чистовую уборку делает, там, где ювелирная работа требуется.
— А где сложнее всего работать?
— Во дворах, где интенсивное движение, постоянные разъезды. Кому-то куда-то надо выехать, кто-то кого-то подпирает, сзади еще подъезжают. Но люди разные. Кто-то старается освободить место, чтобы почистили, а кто-то так машину бросает. Иногда местные жители останавливают, на чай приглашают. Приветствуют.
При этом, по словам Виктора, даже в сильные снегопады, когда территорию микрорайона расчищают и по ночам (самое удивительное, что местные жители при этом не жалуются, понимая, что для них же стараются), работается нормально — на строительстве сложнее.
Здесь полный привод и полноуправляемое шасси: поворачиваются не только передние, но и задние колеса. Машина — зверь! Но Виктор признается, что застревать на ней уже доводилось, да и при управлении в зимних условиях надо проявлять осторожность.
— Кажется, плоскость ровная, а на плитке он скользит. Скорости особой нет, а он не управляется. Но опыт уже есть. Просто никуда не спешим, потихоньку все делаем.
Когда колеса добираются до льда, они начинают буксовать, а ты просто стоишь на месте. Как решаем вопрос? Ищем песок. Если позволяет рельеф, можно аккуратно ковшом помочь, но тут надо быть осторожным, чтобы плитку не разбить, еще что-то не повредить.
Ну а как работается в морозы?
— Здесь стоит дизельный двигатель Perkins, в –25 градусов завелся без проблем. Но в такие морозы заправляемся «Арктикой».
— В соцсетях обсуждалось видео, на котором подобная техника вывешивается на опорах, а колеса вращаются. Затем знающие люди объяснили, что это не пробег накручивается, а так прогревается трансмиссия…
— Да, там есть планетарная передача, шестерни, их надо обязательно прогревать при морозах от –10 градусов. Это именно так и делается: трактор поднимается, включается первая передача, колеса крутятся. Как долго? Примерно в течение 30 минут. Зато так дольше техника проживет, а работаешь уже точно в тепле.
Анна, водитель-курьер ООО «Первая доставка», признает, что во время сильных снегопадов на пути к клиентам возникали определенные сложности: дороги были скользкие, случались проблемы с заездами во дворы, и побуксовать доводилось. Но была хорошая подстраховка.
— Мне тогда помогал мой гражданский муж: он со мной ездил после работы или в выходные дни — так веселее. А если нужно было, мог подтолкнуть машину, — вспоминает собеседница. — Но, в принципе, достаточно быстро в городе все расчищали, а мой Citroen — автомобиль небольшой, легкий, и проходимость у него нормальная, потому что стоит хорошая зимняя резина. Единственный раз я застряла возле ТЦ «Европа»: попала в скользкую колею. Мужчины у нас очень отзывчивые, предлагали мне просто перенести машину, но ограничились тем, что просто вытолкали. На самом деле у нас очень хороший, добрый народ.
Анна утверждает, что на скорость доставки погода особо не влияет, скорее больше сказывается ожидание заказа в ресторане, а также стояние в заторах в часы пик. В том числе по этой причине она предпочитает работать в то время, когда на дорогах поменьше машин.
— Я стараюсь избегать поездок в центр города, потому что там проблематично с парковкой: или мест нет, или стоянка запрещена. Приходится далеко ходить, чтобы забрать заказ, а это все время.
Ну хорошо, а как насчет сильных морозов? Мешают они работе?
— У меня машина заводится без проблем, при любой температуре, а вот открыть ее иногда бывает проблематично: замок замерзает, и я не могу повернуть ключ. Поэтому прибегаю к такому лайфхаку: набираю дома в обычный целлофановый пакет теплую воду и прислоняю его к замку как грелку — помогает.
В мороз расход топлива, конечно, больше, но у меня машина достаточно экономичная: «кушала» 5—6 литров, а стала 7, то есть терпимо. А вот омывайки сейчас расходуется много, где-то на неделю хватает банки. Но компания по хорошей цене предоставляет незамерзайку, которая отлично работает даже в такую погоду.
А вот недавняя оттепель, наоборот, сыграла злую шутку: было очень мокро, быстро промокали ноги.
Из необычных случаев, произошедших этой зимой, Анна вспоминает один не самый приятный эпизод, который не имеет особого отношения к погоде, зато хорошо демонстрирует, с чем можно столкнуться на дороге.
— Видите скол на стекле? Это мне на кольцевой пластиковое сиденье прилетело — знаете, такое, как на стадионах или на аттракционах используются. Я ехала по средней полосе, бусик — по правой, и вот от него вдруг летит эта штука. Еще хорошо, что удар пришелся на дворник и пластмассовую решетку, так что стекло не так сильно еще разбилось, как могло бы. Но трещина все равно пошла.
— Если при околонулевой температуре я порядка 150—180 км проезжал, то при –20 градусах максимум 130 получается. Соответственно, приходится не один, а два раза в день заряжаться — и больше платить. Если в декабре я потратил 511 рублей, то в январе — 619, — говорит Сергей. Он также работает курьером в ООО «Первая доставка», но на электромобиле BYD Seagull.
По словам собеседника, в мороз и сама зарядка может занимать больше времени, а свободные станции еще надо поискать.
— Я, например, живу недалеко от ТЦ «Момо» и уже месяц не могу попасть туда на зарядку, там постоянно очередь. Ищу свободные станции в других местах, в том числе за городом.
— Может, зимой лучше работать на бензиновой или дизельной машине?
— Да. Только на том, что не надо тратить время на зарядку, я бы выиграл несколько часов. Но текущие условия — это временное явление. Придет весна, и «электричка» будет в плюсе. Летом я до 300 км проезжаю.
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by