22 774
24 июля 2025 в 8:00
Источник: Василий Колосов. Фото: Василий Колосов

130 лет Skoda. Музей чешской марки в Млада-Болеславе

Источник: Василий Колосов. Фото: Василий Колосов

Сперва, откуда ни возьмись, появился Favorit, а потом Skoda прибрали к рукам немцы из Volkswagen — и чешские автомобили стали еще лучше. Наверняка примерно так для многих белорусских автовладельцев звучит краткая история Skoda. Между тем компания из Млада-Болеслава гораздо старше не только концерна из Вольфсбурга, но и многих других автомобильных марок Старого света.

В этом году Skoda празднует 130-летие — к юбилею в заводском музее подготовлена специальная экспозиция, насчитывающая несколько десятков редких и просто интересных экспонатов. Всего час езды от Праги — и вуаля: добро пожаловать на родину Skoda, в Млада-Болеслав.

Своя музейная экспозиция у Skoda появилась еще в 60-е годы прошлого столетия, но она была весьма скудной. В нынешнем виде музей, который в минувшем году посетило более 212 тысяч человек, существует три десятилетия: он переехал в здание, где располагались старые производственные цеха. В них еще до Первой мировой войны собирали автомобили Laurin & Klement — эта марка давно канула в лету, но именно от нее принято вести автомобильную историю Skoda.

От двух колес к четырем

Началась вся эта история в конце XIX века с бракованного велосипеда марки Germania, приобретенного книготорговцем Вацлавом Клементом: у велика постоянно слетала цепь. Письменное обращение с жалобой на неисправность в компанию Seidel & Naumann не дало результата, и рассерженный чех решил открыть собственную мастерскую по изготовлению велосипедов. Его верным помощником в непростом деле становится другой Вацлав — опытный механик Лаурин. Так в самый канун Рождества 1895 года появляется компания Laurin & Klement (L&K).

Поначалу помимо компаньонов в небольшой мастерской в Млада-Болеславе работали три человека. Всего через год компания предлагала ассортимент из пяти моделей велосипедов (под названием Slavia), а штат предприятия насчитывал 21 сотрудника. Дело пошло: друзья Вацлавы расширяют производство и осваивают выпуск мотоциклов.

Первые мотоциклы L&K представила осенью 1899 года — это модели Slavia Type A и Type B с одноцилиндровыми двигателями мощностью 1,25 и 1,75 л. с. соответственно и с ведущим задним колесом. Для своего времени они были весьма прогрессивными: мотор размещался по центру рамы и имел зажигание от магнето. В 1903 году начался выпуск модели CC с двухцилиндровым V-образным мотором. Укреплению репутации чешской фирмы способствовали и успехи в гонках. Так, в 1905 году модель CCR выиграла первый (правда, неофициальный) чемпионат мира по мотогонкам.

В том же году был представлен трицикл LW с 780-кубовым одноцилиндровым мотором (5 л. с.) с жидкостным охлаждением. Пассажиры располагались спереди на обтянутом кожей диванчике — водителю приходилось смотреть на дорогу поверх голов седоков. Трицикл массой 160 кг имел переднюю подвеску на двойных полуэллиптических рессорах, мог разгоняться до 40 км/ч и предлагался в варианте с грузовой платформой. Выпуск LW продолжался до 1911 года, а до наших дней сохранилось только три экземпляра, один из которых и экспонируется в музее.

Благодаря предпринимательскому таланту Клемента молодая компания стремительно развивалась: в самом расцвете мотоциклетной эры L&K уже приступает к разработке четырехколесных средств передвижения. Чтобы освободить производственные мощности для выпуска автомобилей, компания прекратила выпуск велосипедов и расширила цеха. Осенью 1905 года в одном из номеров австрийской газеты Allgemeine Automobil-Zeitung был анонсирован выход первого автомобиля L&K – компактной и легкой двухместной модели Voiturette A с двигателем V2 объемом 1 л (7 л. с.), позволявшим развивать максимальные 45 км/ч.

Успехи L&K в мотогонках показали, что триумфы в соревнованиях отлично способствуют развитию бизнеса — число подиумов и продажи были связаны друг с другом. Вслед за мотоциклами на гоночные трассы вышли и автомобили из Млада-Болеслава. Среди них и модель FC: с 1907 по 1909 год компания выпустила 19 таких машин, различавшихся между собой как внешне, так и технически. Спроектированы они были под руководством гонщика и главного инженера L&K Отто Иеронимуса. Рядные «четверки» имели объем от 2 до 2,5 л, в трансмиссии использовалась трехступенчатая коробка передач, привод — на задние колеса.

Первый бестселлер и начало «шкодовской» эры

Апрель 1911 года, автосалон в Праге. На стенде L&K представлена новая базовая модель серии S, которой суждено было стать бестселлером. Разумеется, с поправкой на спрос той поры: в начале прошлого века автомобиль все же являлся предметом роскоши, а объемы производства моделей L&K исчислялись лишь десятками или сотнями экземпляров.

Laurin & Klement Typ S

S-серия предлагалась с различными кузовными вариантами, в том числе в виде лимузина или ландо с колесной базой до 3,22 м. Со временем объем двигателя увеличился с 1,8 до 2,4 л, а отдача — с 14 до 30 л. с. До 1925 года удалось продать более 2000 экземпляров «эски».

К началу Первой мировой войны L&K являлась крупнейшим автопроизводителем Австро-Венгрии — империи с населением более 50 млн человек, в состав которой тогда входила и Чехия. Компания поставляла свою продукцию в десятки стран. Но после Первой мировой войны все изменилось: Австро-Венгрия стала историей, из-за утраченных экспортных рынков упал спрос, а летом 1924 года на предприятии в Млада-Болеславе произошел пожар: большая часть оборудования фабрики была уничтожена. На выручку приходит машиностроительная группа Skoda из Пльзеня, основанная Эмилем Риттером фон Шкодой — в 1925 году L&K поглощает конгломерат, который до этого занимался чем угодно, но только не легковыми автомобилями.

Примечательно, что производившаяся с 1925 по 1929 год модель 110 первое время носила сразу два логотипа – Laurin & Klement и Skoda. Объем выпуска этого автомобиля достиг отметки в 3000 экземпляров. После этого завод в Млада-Болеславе был модернизирован: благодаря щедрым финансовым вливаниям небольшие конвейеры заменила 200-метровая сборочная линия, позволявшая выпускать до 85 автомобилей в день. Был построен и отдельный цех по выпуску двигателей.

В 1934 году Skoda представила хребтовую раму, которая легла в основу новых моделей компании. В частности, на ней располагался кузов Popular — самого продаваемого автомобиля Skoda в межвоенный период. Для достижения оптимальной развесовки чешские инженеры применили схему Transaxle: двигатель находился спереди, а коробка передач — в «хвосте» рамы. Такое компоновочное решение пригодилось в 1936 году, когда Popular занял второе место в ралли Монте-Карло в категории автомобилей с двигателями объемом до 1,5 л. В честь этого достижения была выпущена лимитированная серия Popular Sport Monte Carlo — представленное в музее купе 1937 года с мотором 1.4 (30 л. с.) является одним из 20 сохранившихся экземпляров.

Skoda Popular Sport Monte Carlo

Skoda продолжала поиск нестандартных технических решений. В 1935 году был построен прототип 935 Dynamic с каплевидным обтекаемым кузовом, в создании которого использовались последние наработки в области гидро- и аэродинамики. 55-сильный оппозитный четырехцилиндровый мотор объемом 2 л тут установлен в пределах колесной базы перед задней осью, в паре с ним работает 4-ступенчатая полуавтоматическая коробка передач разработки французской компании Cotal.

Немного роскоши

Наряду с массовыми моделями в межвоенное время Skoda выпускала дорогие и статусные представительские автомобили. Среди них величественная и роскошная Skoda Hispano-Suiza 25/100, которую собирали по лицензии испано-французской компании Hispano-Suiza во второй половине 1920-х годов.

Один из 100 таких лимузинов верой и правдой служил первому президенту Чехословакии Томашу Масарику. На него устанавливался 6,6-литровый шестицилиндровый двигатель (100 л. с.) с двойным зажиганием и легкосплавным блоком цилиндров, сделанный на основе авиационного мотора.

Skoda Hispano-Suiza

В 1929 году на сцену выходит блистательная Skoda 860 — с восьмицилиндровым мотором под длинным капотом. На тот момент это был самый мощный и совершенный агрегат собственной разработки Skoda — со стальными «сухими» гильзами, коленвалом с девятью вкладышами и гасителем крутильных колебаний. При объеме 3,9 л он развивал 60 л. с., разгоняя двухтонную машину до 110 км/ч.

Незадолго до остановки производства легковушек в 1940 году ограниченной серией из 10 машин была выпущена модификация флагманской модели Superb, оснащенная могучим 4-литровым V8 с верхним расположением распредвала. Уцелел лишь один экземпляр Superb 4000 (Typ 919), который и занял свое место в заводском музее.

антикоррозийное средство, аэрозоль, 400 мл
Выбор покупателей
антикоррозийное средство, мастика, аэрозоль, 500 мл, 0.5 кг

«Шкоды» плановой экономики

В первые мирные месяцы 1945 года автомобильное отделение Skoda было национализировано. Первая послевоенная легковушка марки поступила в продажу в 1946 году — это модель 1101, более известная как Tudor. Она выпускалась десятками тысяч штук в различных кузовных вариациях, среди которых был и родстер. Большая часть машин отправилась на экспорт, в том числе в Австралию, Канаду, Бразилию и Индию.

Наступает осень 1957 года. Skoda производит сенсацию за пределами социалистической Чехословакии. На автосалоне в Лондоне рядом с родстером Skoda 450 позирует обладательница титула «Мисс США» Шарлотт Шеффилд. Впоследствии чешский фотограф Вилем Хекель сделал несколько снимков машины с победительницей конкурса красоты, которые и сегодня считаются одними из самых успешных в истории рекламной фотографии.

50-сильный мотор и небольшая снаряженная масса (930 кг) позволяли открытой «двухдверке» развивать максимальные 128 км/ч. Skoda произвела немногим более 1000 таких родстеров, две трети из них нашли покупателей за рубежом.

Skoda 450

В начале 1959 года с конвейера сходят первые двухдверные седаны Octavia. Оснащались заднеприводные машины 1,1-литровой «четверкой» (40 л. с.), позже в гамме появился универсал. Восьмая послевоенная модель Skoda производилась до 1971 года, после чего это имя было забыто на четверть века.

В 1964 году в Млада-Болеславе освоили выпуск новой модели 1000 MB с несущим кузовом и заднемоторной компоновкой. Блок четырехцилиндрового двигателя и картер 4-ступенчатой «механики» изготавливались из алюминия по запатентованной методике методом литья под давлением, позволявшим значительно снизить общую массу агрегата. Изначально литровый мотор развивал 37 л. с., в 1966 году мощность увеличили до 43 л. с.

В 1970 году на торгово-промышленной ярмарке в Брно дебютировало купе 110 R — пожалуй, самая элегантная спортивная модель Skoda и социалистического автопрома в целом. Производилась она на заводе в Квасинах и стоила 78 000 крон (на тот момент это примерно 40 средних зарплат). Рядная «четверка» 1.1 мощностью 52 л. с. располагалась сзади, с ней купе развивало 145 км/ч. Выпуск 110 R продолжался до 1980 года.

Под крылом Volkswagen

Собственно, неформальное сотрудничество чешской компании с автогигантом из Вольфсбурга началось еще в конце 1970-х годов. В 1987 году стартовало производство хетчбэка Favorit с поперечно установленным спереди двигателем и передним приводом. В девяностые он пришелся ко двору и в нашей стране, став одной из первых бюджетных иномарок, на которую белорусы пересаживались с советских автомобилей. Skoda разработала Favorit самостоятельно, а Volkswagen предлагал оснастить модель своими моторами и другими компонентами. Тогда этим планам не суждено было сбыться.

Но в конце 1989 года в Чехословакии происходит «бархатная революция» — и уже полтора года спустя Skoda становится частью растущей империи Volkswagen. И это уже хорошо известная история. В 1996 году начинается вторая жизнь Octavia, в начале XXI столетия чехи снова вспомнят имя Superb: под патронажем Volkswagen компании удалось создать реноме производителя добротных и максимально практичных автомобилей для весьма консервативной публики.

За последние три десятилетия объем продаж чешской марки вырос впятеро, модельный ряд пополнился кроссоверами и электромобилями — и это скорее дань моде, чем необходимость. Пять лет назад манифестом Skoda новой «электромобильной эры» стал кроссовер Enyaq, а в начале этого года чехи приступили к выпуску компактного паркетника Elroq: по задумке, он должен стать самой массовой «электричкой» марки.

ручная дуговая сварка (MMA), входное напряжение 220 В, сварочный ток: 20-200 А, диаметр электрода: 1.6–4 мм, 2.3 кг

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by