Январь этого года напомнил всем нам о том, какой может быть зима. Мы отвыкли и от такого количества снега, и от таких морозов и сейчас вовсю обсуждаем важнейшие вопросы: к примеру, остаются ли права на парковочное место у того, кто его очистил, и на какой срок? Опытные инструкторы Юрий Краснов и Виталий Жуковский в ответ лишь хмурятся: «Не о том думаете!» Вот они, собираются в рейд по минским дворам: в руках лопаты, в распоряжении — полноприводная «Нива». Поедем с ними?
— «Нива», — смотрим недоверчиво.
— Садись! — решительно указывают инструкторы. — Сейчас ты поймешь, что эта машина идеально подходит для таких условий. Вот только стекла очистить бы — подогрева-то нет.
Ни подогрева стекол, ни подогрева зеркал. Сиденья, конечно, тоже никого не согревают, руль холодный, но есть печка. В общем, нужно признать, что многие из нас отвыкли не только от настоящих зим, но и от автомобилей без комфортных опций.
Зато в нечищенных дворах и на заснеженных парковках этот автомобиль властвует!
— Зачем нам та лопата? Где хочу — там и еду, — восторгается Краснов в ушанке.
Оказалось, что он хочет ехать там, где нам с вами и в голову бы не пришло. И ведь проезжает!
— Как вам в целом такая зима?
— Красота, мне все нравится, — ведущий рубрики остается в восторге и от автомобиля, и от дорожных условий.
— Я в гараж недавно заезжал, стал машину чистить. Сосед подходит: «А что ты тут чистишь, мучаешься? Скоро же лето!» — рассказывает Жуковский. — На самом деле, сейчас мороз — и это хорошо. А вот если через неделю, как некоторые говорят, опять будет около нуля градусов, как у нас водится, то все поплывет. И сугробы станут как камень: заденешь машиной — беда.
Дороги после снегопада расчищают хорошими темпами. Тем не менее много где сугробы из отваленного к краям проезжей части снега все еще лежат. В итоге дороги стали ýже: где было две полосы — осталось полторы, а по факту одна — приходится терпеливо ехать гуськом. На пешеходных маршрутах, где не ходил трактор, все то же самое: по протоптанным тропинкам ходят «в одного», друг за другом.
— Это еще что такое? — удивляется Краснов.
Слева нам сигналит водитель Lada.
— Я еду по своей полосе, он хочет меня опередить, но у него впереди снежный отвал — полоса фактически заканчивается. И он едет в меня и сигналит — как это понимать?
— Может, водитель решил, что раз на дороге снег, то он может сам определять количество полос, исходя из ширины проезжей части? — предположил Жуковский.
— Это правило работает, когда из-за снега не видно разметки. А здесь дорога почищена и разметку видно, просто в его полосе препятствие в виде снега: нужно снизить скорость и перестроиться в другой ряд, соблюдая ПДД, то есть не создавая помехи.
— Кстати, а когда в снегопад разметка частично видна, а частично — нет, как быть?
— Инспекторы приедут — разметку откопают, — шутит Юрий. — Все упирается во взаимопонимание и терпение. Если видишь, что не можешь проехать, — не торопись, езжай следом. Как в этом случае с Lada — куда нам было деваться? Вилять вправо, чтобы он, такой нетерпеливый, мог ехать быстрее? А что, если справа у нас будет другой автомобиль? Мы же останемся виноваты, а он уедет.
— А еще кто-то снимет на регистратор и будет потом писать: перестроение на перекрестке, приехали «деревенские» на «Ниве», ездить не умеют, — добавляет Виталий.
Если съехать с широких улиц в районы плотной застройки, то там последствия снегопада недельной давности куда более явные. Парковки занесены снегом, изборозденным колеями от проезжавших авто. Там и тут стоят занесенные снегом машины, владельцы которых явно не торопятся вызволять их из белого плена.
— На такую стоянку на обычном автомобиле можно и не заехать, еще и бордюров под снегом не видно. А вот на «Ниве» — без проблем, — радуется наш водитель.
За рулем «Нивы» в таких условиях можно себе позволить не угадывать дорогу под снежными заносами, а прокладывать ее для себя прямо по ним.
— А вы в прошлую пятницу выезжали в город?
— Да, я ездил, — рассказывает Краснов. — На своей машине, не на этой. Ехал и понимал, что двигаться могу только по колее — больше ничего. Потом едешь-едешь, снег под машину забивается, и в какой-то момент она садится на пузо — под колесами скользко, они шлифуют, а ты никуда не едешь. Лопатой чуть откопал, немного проехал и опять стал. Пока трактор дорогу не прочистил, нормально проехать было нельзя. Во дворах видел, что кого-то выталкивали. Колея была нормально разъезжена, а в середине сугроб на глазах вырастал. Было страшно, что он станет такой высоты, что твоя машина уже не пройдет. Конечно, у кого внедорожники высокие, тем было попроще.
— А я два дня не выезжал. У нас вся стоянка была завалена снегом: ездили только полноприводные внедорожники. Потом трактор проехал, и все стало нормально, можно ездить, — отмечает Жуковский.
— Трактор ждать можно долго. Мы вот не ждали, а взяли лопаты в руки и пошли во двор. Мы с сыном пять мест сразу очистили. Потому что нужно думать обо всех, а не только разгрести себе одно место и потом ругаться, чтобы его никто не занимал, — говорит ведущий рубрики. — Вообще, это интересная логика: почистить место и считать, что отныне оно принадлежит тебе. У меня для таких водителей плохая новость: в таких форс-мажорных обстоятельствах нужно не только о себе думать, а поступать по совести — найти время и немного поработать, чтобы и тебе, и остальным было легче справиться с последствиями сложной погоды. Если бы все одномоментно вышли и поработали лопатами — проблема во многом бы решилась.
Сказано — сделано. Останавливаемся, инструкторы выходят из машины, открывают багажник.
— У нас все с собой, — заговорщически подмигивает Юрий. — Виталик, тебе подлиннее или покороче?
Оказывается, в багажнике были лопаты для снега. Тут же проводится ликбез: лопата с длинным черенком нужна для того, чтобы отбрасывать снег, а усиленная с короткой ручкой — чтобы колоть лед и перемерзшие сугробы.
Вдвоем они начинают очищать какой-то припаркованный «подснежник», в котором быстро угадывается Nissan Almera.
— Должна быть социальная ответственность, — объясняет Виталий. — Одна техника двор не очистит: вокруг машин снег все равно нужно убирать вручную. И отъехать такая машина не сможет, пока сугробы не уберешь. Кстати, просто переждать это время — не такая уж удачная идея. Если будет потепление, снег начнет таять, станет тяжелым, слипнется, смерзнется — очистить авто будет еще сложнее.
— У нас во дворе так было: вышел человек, чуть-чуть покопал, пытаясь очистить машину, потом сделал звонок и ушел. Оказалось, позвонил на работу, отпросился — все, необходимость что-то чистить для него отпала. Ему сейчас не надо, а все остальное — не его проблема, — рассказывает Юрий, отбрасывая снег подальше от авто. — Кстати, ни в коем случае не бросайте снег на дорогу. Это в плюсовую температуру его разбивают колеса проезжающих машин, и он превращается в воду. Сейчас — нет. И весь снег, который сбросят на дорогу, так и останется там лежать — снова нужно будет ждать трактор.
— Говорят, по количеству снега Улли превзошел Хавьер.
— Может быть, но тогда интенсивность снегопада была куда выше.
Nissan расчистили довольно быстро.
— Я на днях еду, смотрю — стоит машина курсантки моей, нечищеная. Ну я остановился, почистил, отправляю фото, мол, вот тебе подарок к старому Новому году — можно ехать. Порадовал человека. Она радостная — и мне не тяжело, — смеется Краснов.
— Многие не выезжают, потому что боятся: по такому снегу еще попробуй проедь. По крайней мере, если у тебя не «Нива».
— Это правда. Особенно на авто с задним приводом в таких условиях тяжело. И не только из-за заносов. Вот едешь в горку: лед, машина начинает буксовать, ее сносит в сторону, и уехать она не может — колеса шлифуют, соскальзывают. Поэтому в такую погоду на заднеприводных авто лучше иметь шипованную резину, — объясняют инструкторы. — С передним приводом проблем меньше, но все равно нужно быть осторожным: застрянешь или нет — иной раз зависит даже не от опыта, а просто от везения. Плюс важнейшее значение имеет резина: ее протектор, степень износа.
— А с полным приводом какие риски?
— Основная проблема полного привода — дальше идти за трактором, когда застрянешь, — шутят Краснов с Жуковским. — На любой машине человек по такой дороге едет, пока не застрянет. Но когда у тебя обычный автомобиль с небольшим дорожным просветом — ты осторожнее, стараешься не рисковать без крайней необходимости. А на внедорожнике чувствуешь себя увереннее, ты психологически раскованнее, ведешь себя смелее. И часто перегибаешь палку, оказываясь там, куда кроме как на тракторе уже не доехать.
Уходящая неделя запомнилась зимними авариями на скоростных трассах: легковые машины выносило на встречную полосу под ехавшие там автобусы. Одно такое ДТП закончилось трагично, другое, по предварительной информации, столь серьезных последствий не повлекло.
— Водители должны быть осторожны, спешка тут ни к чему. Что важнее: опередить кого-то, быть быстрее или доехать до конца своего маршрута? Нужно понимать, что на зимней дороге нужно ехать не с предельно разрешенной скоростью, а с безопасной. Разгоняешься понемногу и в какой-то момент понимаешь, что машина плывет по дороге, куда-то соскальзывает — это всегда чувствуется. Значит, быстрее уже не надо. И без лишних маневров: давайте на время забудем о привычке всех опережать. Сейчас не то время, — рекомендуют инструкторы.
По закону жанра именно в этот момент нас решил обогнать водитель Geely Coolray — он очень хотел проскочить светофор, пока тот не переключился на красный.
— Вот о чем и речь, — разочарованно покачал головой Юрий.
— Какой крутой, — с иронией подхватил Виталий. — Торопится!
— Не дай бог когда-нибудь успеет, — с грустью заметил ведущий рубрики.
У вас есть тема для «Разбора с Красновым»? Пишите нам: pv@onliner.by или t.me/vitpetrovich.
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by