Байкер Zmicier: на спортбайках в городе ездить по правилам невозможно, с этим надо считаться

 
6314
21 июня 2012 в 18:59
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

Известный среди минских мотоциклистов Zmicier уверен: спортбайки покупают, чтобы получать адреналин и выкручивать ручку, на них невозможно ездить спокойно. Сам Дмитрий не раз попадал в аварии. За почти 10 лет он сменил около 7 мотоциклов, последний его Honda CBR сейчас стоит в гараже. Пока мотоциклист передвигается по городу на кроссовере Suzuki Grand Vitara. Скука! По его мнению, бессмысленно переучивать мотоциклистов, к безопасности они приходят самостоятельно, преодолев некий возрастной порог, или успокаиваются, попав на больничную койку.

— Нельзя запретить покупать спортбайки, — рассуждает Дмитрий. — А тех, кто уже приобрел, практически невозможно заставить ехать по правилам, соблюдать скоростные ограничения. Если человек хочет двигаться по городу в рамках ПДД, он выберет нечто более спокойное, чем Kawasaki, Yamaha или Honda. На «спорты» садятся молодые парни, жаждущие острых ощущений. Многие бьются, попадают в больницу, после завязывают и пересаживаются на что-то более безопасное. Однако и после травм «пластмассу» оставляют — чтобы покататься на выходных и «отвинтить» ручку где-нибудь за городом. Это определенная категория людей, которых не остановишь запретами ГАИ или недовольством других участников движения.

— Я пришел в мир мотоциклов немного нехарактерным образом, — вспоминает Zmicier. — Когда-то я был рок-н-ролльствующим парнем с длинными волосами и мечтал о чоппере. А потом поступил в вуз и увлекся экстремальными видами спорта, захотелось попробовать именно спортбайк. Для начала я купил Yamaha FZR 600 1991 г. в. с 90 л. с. Это был не самый лучший выбор. В первый же день я с ним не справился и уронил — он просто уехал из-под меня, потому что его новый хозяин резко выкрутил ручку газа. Потом начал вести себя более осторожно. После того как в первый раз упал (ничего серьезного: минус джинсы, футболка, локти), в город вообще не выезжал, тренировался на картодроме.

Потом пересел на Kawasaki Ninja ZX с двигателем объемом в 1 литр. И дальше пошло по нарастающей, все более свежие и технологичные байки. Сегодня остался один мотоцикл, модифицированный для гонок. Было до недавнего времени два. Полторы недели назад женился, невеста сказала, что два спортбайка в семье — слишком много. К слову, когда мы познакомились с ней, она просила меня научить кататься, но я эту идею не одобрил, вернее сказать, отнесся отрицательно. Потому как в полной мере осознаю долю риска. В то же время многие мои товарищи занимают другую позицию. В их среде можно встретить девушек, называющих себя байкершами. Но мне кажется, семью лучше создавать с менее безумными представительницами прекрасного пола. Сейчас в гараже меня ждет Honda CBR. По городу перестал ездить.

— Может показаться, что в карьере мотоциклиста существует три этапа, которые нужно преодолеть и пережить в прямом смысле слова. Все они связаны с авариями: ДТП по неопытности, через год-два — из-за ложного чувства уверенности, ну и никто не застрахован от стандартных происшествий из-за непропуска во время разворота или поворота налево. Так ли это?

— Да взять хотя бы случай на ул. Социалистической. Типично для молодых водителей. Только покупают «спорт», как сразу пытаются попробовать, на что он способен. В высокотехнологичном спортбайке можно на сантиметр повернуть ручку, и он поднимается на задние колеса. Молодые ребята часто страдают от своей неопытности. В современных мотоциклах предусмотрено несколько режимов: «дождевой» — подается около трети мощности двигателя (он и подходит для новичков), нормальный и режим максимальной отдачи (под 200 л. с.). Из Америки приходит много мотоциклов с небольшим пробегом, скажем в 200—300 миль, но с поцарапанным корпусом. Сразу ясно — купил какой-то паренек, упал и желание походить на крутых героев Голливуда отпало. Лично я поначалу падал с первой своей Yamaha с интервалом раз в месяц-полтора. Новичок «положит» байк раз 7 или 8 за сезон.

Более уверенно чувствует себя на мотоцикле парень, проехавшийся стоя напротив здания ГАИ Минской области. Уверен, что байкер молодой — люди «со стажем» на такие поступки не идут. Это, пожалуй, самый опасный период — спустя год-два после приобретения спортбайка. В основном именно в этот временной промежуток с мотоциклистами случаются самые серьезные ДТП. Потому как байкеры расслабляются, обманываются ложным ощущением своей опытности, позволяют себе лишнее, некоторые пытаются выполнять какие-то трюки, порой неудачно.

Может, парню на видео насолили сотрудники ГАИ, а возможно, ему просто понравился участок дороги. В городе однозначно таким заниматься не стоит, даже если уверен в себе на 100%. От камней или ям на асфальте никто не застрахован. И финт может закончиться на остановке, полной людей. Хотя не скрою, почти все проходили через желание показать миру, на что способен. Проехать на заднем колесе по улице с большим потоком пешеходов — классика жанра. Кто-то заканчивал эти трюки в столбе, кто-то просто падал — это неизбежно. Но так или иначе все, кто не отказался от байкерской идеи после травм (серьезных или не очень), выезжали за город и тренировались уже там. Каждый второй мой друг сталкивался с этим.

В голову приходит случай, как один тогда еще молодой байкер решил покрасоваться перед девчонками — на светофоре открутил ручку, встал на дыбы. Но при этом заднее колесо наехало на линию дорожной разметки. Краска скользкая, колесо немного пробуксовывало. Так он проехал чуть больше метра, а когда линия закончилась, шина резко схватилась с чистым асфальтом. Байк перевернуло, и он, оставив моего товарища лежать на дороге, самостоятельно уехал на 100 метров вперед. Такой трюк навряд ли кого-то впечатлил, а ведь могло все закончиться и хуже, если бы мотоцикл выбросило на тот же тротуар, где стояли девушки. Обычно после таких случаев в голове у безбашенных парней что-то перещелкивает, и они понимают, что в городе такие вещи показывать не стоит. Кто-то эту истину принимает вовремя, а кто-то только после больничной койки, но так или иначе доходит до каждого.

— Отношения мотоциклистов с пешеходами вряд ли можно назвать конфликтными. Другое дело — постоянные инциденты с автовладельцами. Например, многие водители жалуются на байкеров за езду между полосами…

— А как не воспользоваться возможностями своих габаритов? В полосе ездят в основном только чопперисты — просто потому, что они большие. Так что грех такой за нами есть — редкий байкер будет стоять в пробке. Бессмысленно покупать мотоцикл и скучать в заторах, не используя его маневренность. Хотя у меня есть один товарищ по имени Геннадий, который подчеркнуто соблюдал все ПДД. Над ним, правда, все смеялись, но он принципиально ездил по полосам, следовал ограничениям скорости, останавливался по требованиям сотрудников ГАИ. При этом у него «спорт». Как ни странно, в итоге он попал в аварию: не был виноват, но все равно подбили неслабо.

Этот человек стал ярким примером, с помощью которого можно опровергнуть тезис автомобилистов, мол, во всех ДТП с байкерами виноваты они сами, потому как «слишком низко летят». Тут, возвращаясь к предыдущей теме, можно говорить о третьем этапе в жизни байкера. Если не изменяет память, он попал в аварию при стандартных для происшествий с участием мотоциклистов обстоятельствах: машина на перекрестке поворачивала налево и водитель попросту не заметил Геннадия. В целом, мне кажется, в автошколах мало уделяют внимания поведению автомобилистов на дороге, по которой движется мотоцикл. Считаю, надо больше моделировать подобные ситуации во время обучения — может, станет меньше аварий. Не буду катить бочки только на автовладельцев — у байкеров тоже должна быть голова. Если подъезжаешь к перекрестку, будь готов, что кто-то развернется или повернет налево со встречной. Вот Питбуль (основатель мотоклуба Racing Сlan MCC) не учел этого и в середине сентября прошлого года попал в реанимацию. Шансы у него были 50 на 50. Но он выкарабкался и уже в декабре (начало зимы было теплым) вновь сел за свой спортбайк.

— Отношения водителей автомобилей с ГАИ вполне ясны. Однако как сосуществуют инспекторы и мотоциклисты — тайна.

— Часто можно услышать нарекания, что у байкеров отсутствуют номера госрегистрации на мотоциклах. Хочу сказать, это не для того, чтобы остаться инкогнито для ГАИ. Тут другая ситуация. Транзитные номера на мотоциклы у нас не выдаются. А почти каждый байкер хочет купить «спорт» подешевле, проездить на нем один сезон и продать в России подороже. Это такой способ подзаработать. Поэтому многие не получают номера. Из всех, кого знаю, никто не откручивал номера специально. Вообще, отношения байкеров и ГАИ — больная тема. С одной стороны, никто не хочет признаваться, что пару раз «свинтил» от инспекторов — мало того, что это опасно, так и противоправно. Этим не хвастаются. С другой стороны, сами сотрудники Госавтоинспекции далеко не всегда пускаются в погони за байкерами, потому как понимают, что преследование может закончиться серьезным ДТП, и порой закрывают глаза. Многие инспекторы действуют хитро — отлавливают на стоянках или заправках. Так что наказание находит нарушителя.

— Как перенаправить энергию байкеров в правильное русло, чтобы они не раздражали автолюбителей экстремальным вождением и не попадали в серьезные аварии?

— На мой взгляд, есть один способ. Надо строить мототрассы, развивать мотоспорт. К этому уже пришли и Россия, и Украина. Возможно, в ближайшие несколько лет дойдет и до нас. Потренироваться ездить на заднем колесе можно на каком-нибудь безлюдном пятачке с хорошим асфальтом. С этим проблем нет. А вот разогнаться тем, кто жаждет адреналина, хочет ощутить максимальную скорость, негде. В городе этого делать нельзя, на загородных трассах тоже есть ограничения. Все проблемы, как мне кажется, решило бы строительство нормального мототрека. В таком случае все те молодые ребята, что носятся стадами по вечерам по пр. Победителей и пытаются показать там свое мастерство и скорость, успокоились бы. Им просто стало бы скучно. Ведь на проспекте никогда не сделаешь того, что можно осуществить на треке. Байкеры выезжали бы на трассу, «выпускали пар» и вели себя на дорогах общего пользования спокойнее.