Войны начала ХХ века — и Первая мировая, и Гражданская — нанесли значительный ущерб автопарку СССР. Число машин в Беларуси сократилось до нескольких сотен. Но в скором времени дела пошли на лад и в стране стало появляться больше автомобилей. А соответственно, появилась и необходимость в модернизации дорог, регулировании движения и поиске альтернатив бензину. Подробности автомобильной жизни страны в 1930-е годы Onliner.by узнал из книги «История АЗС в Беларуси», выпущенной ограниченным тиражом сетью АЗС «А-100».
Количество автомобилей в СССР составляло менее 1% мирового автопарка
На начало 1925 года в Советском Союзе насчитывалось всего 24 218 машин, из которых на ходу было 14 640. При этом частные лица владели лишь 1024 автомобилями и 3184 мотоциклами. Остальной автотранспорт принадлежал государственным структурам и организациям. Это количество было ничтожно малым для такой огромной страны, особенно если учесть тот факт, что всего в мире в этот период насчитывалось более 25 млн единиц автотехники.
Автомобильный парк БССР представлял собой еще более жалкое зрелище. В 1928 году он насчитывал всего 184 машины, что составляло чуть более 1% от общесоюзного количества. Хуже ситуация была только в Туркменской ССР, по дорогам которой колесило аж 82 автомобиля.
Никаких гаражей, крупных автомастерских и бензозаправочных станций в этот период не существовало в принципе. Ситуация кажется еще более плачевной, если вспомнить, что в Англии к этому времени было уже более 1,8 млн машин и 70 тыс. заправочных пунктов. Даже потрепанная Первой мировой войной Германия восстанавливала свой автопарк внушительными темпами: к 1928 году там насчитывалось 933 тыс. машин и 30 тыс. автозаправочных станций.
В начале 1929 года в БССР на учете состояло 237 автомашин и 113 мотоциклов. В этом же году появились первые регулярные пассажирские автобусы и грузоперевозки по Минску и его окрестностям. Автоуправление Минского окрисполкома насчитывало более 30 автобусов марки «Штеер» и имело в гараже собственную бензораздаточную колонку, что было по тем временам неслыханной роскошью.
Спустя год белорусский автопарк мог похвастаться уже 511 машинами, но Совет народных комиссаров на этом останавливаться не собирался. В 1931 году было приобретено еще 3,5 тыс. автомобилей.
Модернизация советских дорог — знаки и придорожный сервис
Вместе с ростом числа машин все более острым становился вопрос об их техническом обслуживании. Был принят 5-летний план развития автомобильного дела: по всей Беларуси должны были заработать десятки гаражей, мастерских, бензораздаточных станций и первичных автоснабженческих пунктов. Последние обеспечивали автовладельцев запчастями, резиной и горюче-смазочными материалами.
Активная автомобилизация страны в 1933—1937 годах внезапно столкнулась с новыми проблемами. Оказалось, что существующие дороги не готовы к такому наплыву техники. Изменения в структуре и архитектурном облике городских и провинциальных дорог были неизбежны.
1 августа 1932 года в СССР была введена система дорожных знаков. Первыми на дорогах появились знаки направления дороги — километровые, гектометровые и маршрутные. В это же время стал развиваться и придорожный сервис. Небольшие бензозаправочные станции стали все чаще появляться на улицах городов и вдоль трасс.
Поиск альтернативы бензину: дрова, уголь, торф
С распространением в СССР автомобильного транспорта появилась и проблема доставки бензина к удаленным областям необъятной страны. Нередко транспортировка и хранение топлива обходились значительно дороже его производства или покупки за рубежом.
Возникла необходимость в создании принципиально новой топливной системы, способной работать на более дешевых и распространенных видах топлива. Так, в 1938 году началось серийное производство автомобилей, оборудованных газогенераторной установкой, где в качестве топлива применялись деревянные чурки, бурый уголь или торф.
Газогенераторными установками были оборудованы легковые и грузовые автомобили, тракторы и даже мотоциклы. Однако у них был один существенный недостаток — внушительные размеры. Первые газогенераторы весили более 285 кг. Масса установок на тяжелых автомобилях могла достигать 600 кг. Пришло время искать более эффективное и менее громоздкое решение для автотранспорта.
Автобусы с газовым оборудованием: уедет дальше, отвезет меньше
В конце 1930-х годов было разработано оборудование, позволявшее переводить автомобиль на питание сжатым газом. Баллоны изготавливали из стали или более легких сплавов, что позволило в несколько раз уменьшить вес и габариты установки.
В Минске с 1939 года на городские автобусы в дополнение к бензиновому начали устанавливать газовое оборудование, состоявшее из 6 баллонов объемом по 50—53 литра. Теперь автобусы могли ездить без дозаправки бензином в среднем на 10% дольше. Но они нуждались в частой дозаправке газом и вмещали на 4—5 пассажиров меньше, чем обычно, что могло быть весьма критичным в то время.
Были разработаны планы по дальнейшему развитию альтернативных источников питания для автомобилей, а также по строительству сети газозаправочных станций по всей республике. Кто знает, до чего дошел бы прогресс, если бы не началась Вторая мировая война, которая внесла свои коррективы в процесс автомобилизации страны. Но это уже совсем другая история.
Читайте также:
Уроки истории. Чем закончилась первая поездка на такси в Минске и сколько машин было у князя Радзивилла
Уроки истории. Где заправлялась жена Карла Бенца и когда появились первые АЗС в Беларуси
Уроки истории. Первая поездка на такси в Минске закончилась аварией