В эпосах многих стран существуют предания о сказочных птицах с человеческим лицом, таких, например, как Алконост, Сирин или Гамаюн. Подобная фауна встречалась и в легендах североамериканских индейцев. Их птицы были повелителями дождя, взмах крыльев которых рождал гром, а из глаз сыпались молнии. Индейские алконосты обитали где-то между землей и раем и связывали людей с богами. За это их размещали на верхушках тотемных столбов. Звали этих птиц Thunderbird, что означает «гром-птица». Ровно 60 лет назад компания Ford, вспомнив древние легенды и переругавшись с General Motors, зарегистрировала имя мифической птицы для линейки спорткаров. Правда, спортивными они остались лишь в тех давних проектах. А скоро и сама машина останется лишь в легендах да коллекциях. Тем не менее я могу назвать себя ее полноправным обладателем.
Этот автомобиль появился у меня случайно — легендарный Ford Thunderbird, или Т-bird. Всего за всю историю этой модели было выпущено 11 поколений, начиная с 1955-го по 2005 год. Есть в Минске у одного уважаемого человека Т-bird первого поколения в исключительной сохранности с 1956 года. Но сегодня речь пойдет о 10-м поколении машин, которые выпускались с 1989-го по 1997 год.
До Т-bird’а у меня было много автомобилей: и американских, и европейских, и даже один «кореец». Но с самым большим трепетом и любовью я всегда относился именно к заокеанским машинам. Есть в них что-то такое, чего нет ни у кого больше. Особенно это касается классических представителей американского автопрома.
До топливного кризиса 70-х автопром Америки был «впереди планеты всей». Именно в Штатах впервые появились серийные АКПП, круиз- и климат-контроль, автоматическое радио и тому подобное. Но кризис серьезно подкосил тройку крупнейших американских производителей. Машины стали стремительно терять в мощности и размерах, а потребители больше не могли «кормить» своих прожорливых «коней». На мой взгляд, в середине 70-х и начале 80-х выходили самые неудачные линейки автомобилей (за исключением некоторых моделей luxury-сегмента, Lincoln и Cadillac).
Моя машина вышла в 1991 году. Комплектация — базовая, если можно так сказать (в сравнении с европейскими и японскими аналогами, где за те же опции необходимо было доплатить). Впрочем, судите сами: двигатель V6 3,8, АКПП, кожаный салон, электрические сиденья, кондиционер, автосвет, круиз-контроль, ABS, электрические стекла и зеркала, автоматические ремни безопасности, центральный замок. Это и есть базовая комплектация!
Тогда, в 1998-м, мой Т-bird был куплен (выменян) серьезным дядей — владельцем частного лакокрасочного завода. Стоил автомобиль 20 тонн краски. И до 2008 года машина находилась у него, можно сказать, в заботливых руках. Насколько мне известно, Thunderbird был его автомобилем «выходного дня». Но в 2008-м хозяин скончался, и Ford осиротел. Детям машина оказалась не нужна, поскольку «много жрет» — им дизелек подавай. Покатавшись на Ford до первой поломки (о ней позже), они поставили его в гараж.
Примерно год назад Thunderbird появился в продаже по невменяемой цене. Я каждое утро начинал с мониторинга всех известных мне сайтов по продаже машин, выискивая очередной раритет за вменяемые деньги. И где-то раз в неделю я обязательно заходил на страницу Т-bird в надежде на снижение стоимости до разумных пределов. До апреля месяца 2012 года потребности в автомобиле не было, был у меня настоящий полицейский Ford Crown Victoria, неоднократно мелькавший на Onliner.by. Машину пришлось продать.
Долго я искал следующую, очень долго. Пока в один прекрасный день не позвонил поинтересоваться, как там Thunder. По телефону рассказали, что помпа течет, но автомобиль заводится и ездит. Хозяин даже скинул цену до разумных пределов. Было принято решение срочно ехать на осмотр «птицы». Приехали, поставили аккумулятор — и случилось чудо! Машина затарахтела всеми шестью цилиндрами, издавая при этом тревожные звуки уничтоженной помпы. Беглый осмотр выявил много потертостей на кузове, разного размера резину, слезший лак, а также четырехлетнюю пыль. Thunder заставил призадуматься — а нужен ли он мне? По сути, кот в мешке, невозможно проверить ни мотор, ни АКПП. И с этими мыслями мы уехали с соседом домой.
Примерно через неделю, на очередной встрече клуба ценителей автомобильной классики, а также после приобретения в этот же день нашим председателем «аццкой повозки» под названием «„Запорожец“ на базе Subaru» и под действием алкоголя я вспомнил про Т-bird. Позвонил хозяину, скинул по телефону еще некоторую сумму, пообещав, что Thunder обретет вторую жизнь, договорились на завтра. Положив трубку, я понял, что у меня недостаточно средств на покупку очередного прожорливого, но такого любимого «ведра». Приплыли. Как говорится, друзья для того и существуют, чтобы помогать в непростых ситуациях (порой и в воплощении бредовых идей).
Наступило утро после бессонной ночи ожидания момента встречи с Ford, и мы рванули к нему. В тот день я впервые проехал 10 метров уже почти на своем Т-bird, который до этого только заводил. Порадовало, что мотор «моторит», коробка «коробит». Но появились и серьезные вопросы. На нажатие тормоза передняя подвеска сильно отбивала в руль, и это 100% были не диски с колодками. Но деньги уже были уплачены, эвакуатор вызван, обратной дороги не было. И вообще, такие машины нормальные люди не покупают, предпочитая «корыту», в которое надо вваливать свое время и деньги, нормальный людской everyday. В моем случае однозначно нужен был именно интересный автомобиль, не такой, как у всех.
После доставки в новый дом незамедлительно была заказана помпа и все расходники, так как последнее ТО было в 2008 году. Эйфория быстро прошла, и наступили трудовые будни, пришло время разбираться с тем, что купил.
Внешность
С появлением 11-го поколения модель Т-bird не стала откровением — дизайн, можно сказать, сдержанный, но со своими «фишками». Особенно удачно получилась «филейная» часть, но это мое мнение. И конечно, нельзя не заметить плавный и стремительный силуэт большого полноразмерного купе. И как это обычно бывает у американского Ford, передние фары взаимозаменяемы с Crown Victoria.
Двигатель и АКПП
На моем автомобиле стоит базовый мотор объемом 3800 куб. см (141 л. с.) и АКПП. Двигатель очень простой и недорогой в ремонте, как, в принципе, и коробка. Для ежедневного перемещения по городу и трассе его вполне хватает. В планах — установка Thunder’овского V8 5,0, но это пока только в планах. Или, если повезет, — от Mark-8 V8 4.6 32 valve.
Интерьер
Салон очень широкий, прекрасная обзорность, очень просторно, но, как и положено купе, низко. Мой рост — 192 см, и, удобно устроившись спереди, спокойно сажусь на заднее сиденье за водителем, а это очень неплохо. Не надо, как в некоторых купе, ноги забрасывать за уши. Спасибо предыдущему владельцу — салон полностью укомплектован и в достаточно неплохом состоянии, только был очень пыльный. По весне, когда машина поедет на перекраску, разберу весь салон и сделаю полную химчистку, ковер требует хорошей мойки. Еще удивило дополнительное устройство, установленное, судя по всему, очень давно, — телефон. Настоящая Nokia — проводная и тяжелая.
Еще нельзя не упомянуть багажник — он достаточного объема, у многих современных седанов поменьше. Только порог загрузочный высоковат, но это мелочи.
Подвеска
Модель Т-bird построена по классической заднеприводной компоновке на одной базе с Lincoln Mark-8 и Mercury Cougar, но в упрощенном варианте. В Thunder отсутствуют пневмоэлементы спереди и сзади, стоят классические амортизаторы. Хорошо это или плохо? В моем случае хорошо. На Mark-8 «пневма» совсем не дешевая в обслуживании и крайне ненадежна. Во всем остальном эти три автомобиля в плане подвески одинаковы. Спереди стоят по два рычага на сторону, сзади уже не мост, а независимая подвеска с редуктором и приводами.
На сегодняшний день сделано немало: масло плюс фильтр ДВС, фильтр воздушный, фильтр топливный, свечи, провода, крышка трамблера и бегунок, помпа, антифриз. Поставил резину Cooper.
С сожалением обнаружил, что после замены помпы и заливки антифриза мотор заработал как-то по-другому, стал парить и троить. Проблема оказалась в пробитой прокладке ГБЦ. На сегодняшний день будем разбирать и ремонтировать. Выхода нет. Выяснили причину стука при торможении — сильно изношенные с/б передних рычагов, которые будут заменены в ближайшее время. Хотел поставить на ход малой кровью, но нет. Все по классике жанра: только «капиталка», только хардкор.
В планах довести машинку до состояния автомобиля на каждый день, при этом сохранить аутентичность и добиться превосходного внешнего вида. По весне будет покрашена с заменой цвета и полным разбором, диски R17. Очень я полюбил ее. Надеюсь, эта любовь будет взаимной.
С правилами участия в конкурсе «Авто моё» и списком автомобилей, обзоры которых были ранее опубликованы или готовятся к публикации, можно ознакомиться здесь.