Репортаж из операционного центра BelToll: как разбираются с подозрительными случаями

 
33 535
19 июля 2013 в 17:01
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич

С 1 августа пункты ручного взимания платы на трассе М1 исчезнут. В полную силу заработает система BelToll, сразу несколько белорусских дорог станут платными для иностранцев и компаний-перевозчиков. Но оператор говорит, что в ближайшие дни возможны трудности: пока бортовые устройства берут неохотно. У многих, особенно у фирм из России, могут возникнуть проблемы с проездом по Беларуси. Сегодня нам показали операционный центр, куда стекается информация о нарушениях порядка оплаты, зафиксированных системой. Как ведется обработка и кто будет задерживать нарушителей?

Многие водители уже заметили, что на трассах Брест — Минск — граница РФ, Минск — Гродно, Минск — Гомель, Минск — Дзержинск и других ведется активная установка специальных порталов. Оператор системы BelToll называет их станциями по сбору оплаты и наблюдению за сбором оплаты.

При приближении автомобиля к порталу его сначала обнаруживает лазерный датчик. Затем включается в работу второй датчик, который классифицирует машину по габаритам, — нужно ли ее водителю оплачивать проезд? Это такой своеобразный фильтр. С помощью приемопередатчика происходит радиообмен с бортовым устройством и списывание денег за проезд по определенному участку.

Параллельно с помощью модуля системы распознавания происходит считывание номерных знаков (напомним, иностранцы, кроме россиян и казахстанцев, должны будут тоже платить за проезд). Все полученные данные проходят обработку в контроллере станции.

Но что если за проезд автомобиля надо платить, а устройства оплаты нет? В этом случае задействуется система фотофиксации. Она делает два снимка одновременно: на каждую полосу (а также на обочину) нацелена фронтальная камера, а на каждое направление — обзорная.

— Если система обнаруживает несоответствие в полученных от датчиков и подсистем данных, то она присылает в операционный центр запись о подозрении в нарушении, — рассказывает начальник управления контроля оплат ИООО «Капш Телематик Сервисиз» Алексей Лобанов. — Грубо говоря, протокол автоматом не выдается. Сначала данные проверяет человек — оператор центра, причем в несколько этапов. Используется так называемый принцип «четырех глаз».

— Что значит подозрительный случай? — спросили мы.

Нам согласились показать реальный пример. На мониторе две фотографии, номерной знак и таблица с информацией. Оператору нужно определить читаемость снимка, а также тип транспортного средства («Легковой», «Грузовой» или «Автобус»). В данном случае система заподозрила в нарушении автомобиль Volkswagen Crafter с белорусскими номерами. Основание — нет устройства оплаты.

— Этот автомобиль массой менее 3,5 тонны, зарегистрирован в нашей стране, а значит, освобожден от платы за проезд, — объясняет Алексей Лобанов. — Оператор выбирает опцию «Освобождение». Все! Случай обработан. Машина оплате не подлежит. Подозрение снято. Кстати, существует еще один способ контроля. Супервизор имеет возможность войти в базу отсеянных снимков и перепроверить данные.

Алексей Лобанов

— А как определяете, что, например, считать автомобилем с общей массой более 3,5 тонны? По нашим дорогам ведь ездят очень разные транспортные средства. Или вот был еще вопрос о туркменских номерах: как их, например, отличить от транзитных армянских? — повторили мы вопрос, задававшийся ранее.

В ответ специалисты демонстрируют два толстых каталога: один с классификацией автомобилей, другой — с базой номеров. Но просят не фотографировать, ссылаясь на служебную информацию.

Хорошо. А если все-таки водитель машины должен платить за проезд? На мониторе показывают фуру DAF. Этот автомобиль общей массой более 3,5 тонны. У него три оси. Бортовое устройство отсутствует.

— Если бы уже наступило 1 августа, то мы бы отправили это нарушение в транспортную инспекцию, которая уполномочена заниматься такими случаями, — говорит Алексей Лобанов. — У нее есть несколько подразделений: стационарные посты, мобильные передвижные пункты, а также бэк-офис. У них есть полномочия останавливать нарушителя и взимать плату в увеличенном размере. Если речь о местном перевозчике, то ему будет направлено письмо с соответствующим требованием. Если это иностранное транспортное средство — водитель будет оперативно остановлен на трассе.

Специалисты подчеркивают, что для Беларуси было разработано уникальное программное обеспечение с учетом особенностей региона. Так же, как и в Европе, где используются аналогичные технологии, водителям не придется снижать скорость. Система среагирует даже в том случае, если автомобиль перестраивался во время «сканирования».

Кстати, мы поинтересовались: раз уж система может опознавать знаки, будет ли фиксироваться превышение скорости? Как оказалось, техническая возможность для этого есть, но нет законодательной — оборудование не предназначено и не сертифицировано для данных целей.

С начала технической эксплуатации (то есть с 1 июня) операторы центра работают круглосуточно. «В смену задействованы 10—15 человек», — рассказали специалисты.

Однако бортовые устройства пока не разбирают, ажиотажа нет, хотя сеть пунктов обслуживания работает. «Люди ждут последнего дня, — считает оператор системы BelToll. — Если после 1 августа к нам придет представитель частной компании, то 1—2 устройства он сможет получить достаточно быстро. А вот у предприятий с большим парком возникнут сложности в виде очередей и, соответственно, временных потерь. Особенно это коснется перевозчиков из России, которые ездят через Беларусь, — немногие из них пока зарегистрировались в системе».

Список центров обслуживания и подключения:

Оператор напоминает, что залоговая сумма для легковых автомобилей составляет 20 евро, для грузовых — 50 евро. Временных ограничений по использованию бортового устройства нет. Оно не требует подключения к машине — встроенного аккумулятора должно хватить на 5 лет. «Единственное, просим не вскрывать, не повреждать, не наносить надписи на бортовое устройство, — добавляют сотрудники ИООО „Капш Телематик Сервисиз“. — Любое повреждение чревато признанием оборудования непригодным для дальнейшей эксплуатации. Залоговая сумма в этом случае не возвращается».

Бортовое устройство для легковых автомобилей
А это — для грузовиков

Напомним, система BelToll начнет работать с 1 августа (ранее называлась дата 1 июля). В Беларуси платными станут в общей сложности 815 км дорог (трасса М1, а также участки дорог М2, М3, М4, М5 и М6). Плата не будет взиматься с белорусов, россиян и казахстанцев (то есть с жителей стран, входящих в Таможенный союз). Однако это коснется иностранцев, а также водителей грузовых автомобилей, автобусов и микроавтобусов (общей массой более 3,5 тонны). Для легковушек с иностранными номерами 1 км проезда обойдется в 0,04 евро, для грузовиков с общей массой более 3,5 тонны и четырьмя и более осями — в 0,12 евро.