Эволюция военных байков: от велосипедов Peugeot до M1NSK пограничников и электромотоциклов спецназа

 
39 587
26 июля 2013 в 16:33
Источник: Александр Иванов, военное информационное агентство «Ваяр». Фото: архив информагентства «Ваяр», billy-red.livejournal.com, military-today.com, motopics.ru
Источник: Александр Иванов, военное информационное агентство «Ваяр». Фото: архив информагентства «Ваяр», billy-red.livejournal.com, military-today.com, motopics.ru

До Первой мировой войны основным средством передвижения войск был конь. Однако конь — удовольствие дорогое. Его надо кормить и поить, причем ежедневно. Гораздо проще сейчас — залил топливо в бак своего колесного механического друга, своевременно обслужил и забыл на какое-то время о его потребностях. Но, к сожалению, машин в те времена было очень мало, поэтому приходилось довольствоваться тем, что имелось на снабжении армии. В разные времена на вооружение нашей армии поступали французские велосипеды, легкие байки и мотоциклы с коляской. Сейчас же двухколесную технику в нашей стране используют, пожалуй, только Госпогранкомитет и МВД.

Самокатные войска
Спасение для пехотинцев придумали быстро. В конце XIX века мир поверг в шок новый механический двухколесный велосипед. О том, что это изобретение человечества когда-нибудь станет в армейский строй, тогда никто не верил — настолько необычно он выглядел. Однако в 1890-х годах в основные упражнения по физической подготовке русской императорской армии была введена велосипедная езда. А 9 июня 1891 года был издан приказ об обязательном приобретении велосипеда для войск и формировании особых самокатных команд. Несмотря на многочисленные возмущения и шутки офицеров, велосипед все же поступил на вооружение. При этом спустя время военнослужащие императорской армии готовы были взять свои слова обратно — велосипеды отлично показали себя на службе и значительно облегчили труд пехотинца и связиста.

До появления двухколесных байков солдаты на своих двоих передвигалась не очень быстро, да и сильно утомлялись во время длительных переходов. Применение велосипедов сделало бойца более подвижным и мобильным. Теперь марши в сто верст в день и более с полным боезапасом и пищевыми рационами на несколько суток стали реальностью. Это и послужило причиной появления двухколесных машин во всех крупных армиях конца XIX — начала XX веков.

Cамокатчики подразделений русской армии использовали французские велосипеды Peugeot. Главным их плюсом было то, что в сложенном состоянии велосипед легко мог переноситься за спиной на ремнях. А с 1915 года стал широко применяться более удобный складной самокат системы капитана Жерара. Но неважно, какой марки был велосипед, главное, что появление его в армейских рядах стало настоящей революцией.

История одного мотоцикла
С прогрессом росло и техническое оснащение армии. В начале ХХ века велосипеды активно стали заменяться более современными мотоциклами — по сути, моторизованными велосипедами. И хотя появление мотоциклов вначале вызвало интерес военных, вскоре он угас. Первые мотоциклы были очень примитивными и незначительно превосходили велосипеды в скорости и грузоподъемности. При этом «байки» уступали «велобайкам» с точки зрения надежности. «Самобеглая коляска», как ее называли офицеры, хоть и позволяла перевозить больший вес, но требовала бензина, масла, а главное — квалифицированных механиков. Это стало причиной приостановки поставок мотоциклов в армию.

Но прогресс не стоял на месте, и к началу Первой мировой войны на вооружении армии были мотоциклы, не требующие постоянного сервисного обслуживания. Тогда же «байки» прошли и боевое крещение, неплохо показав себя в боях. Двухколесный транспорт применялся и как средство передвижения, и для курьерской связи, вплоть до боевых машин и машин разведки. Впервые во время Первой мировой войны при производстве серийных военных мотоциклов стали использовать для них маскировочную окраску и устанавливать пулемет.

Все выпускаемые в то время мотоциклы были очень просты по устройству. Некоторые имели одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 350 кубических сантиметров.

Всего же в 1916 году в русской армии было 1344 мотоцикла и 3548 велосипедов. Планировалось закупить еще более 13 тысяч мотоциклов и более 9 тысяч велосипедов. Мотоциклы покупали в Англии по цене 68 фунтов за штуку (примерно 1105 рублей по курсу 1916 года). Пара солдатских ботинок стоила 1 фунт (16 рублей 25 копеек), а броневик — 1615 фунтов (26 243 рубля 75 копеек). За время Первой мировой войны (1914—1917 гг.) в русскую армию пришло 15 440 мотоциклов и 10 600 велосипедов. В годы гражданской войны велосипеды и мотоциклы входили в состав бронеотрядов, дивизионов бронепоездов, автотанковых отрядов. Причем велосипедами снабжало Главное военно-техническое управление, мотоциклы были на снабжении Главного бронетанкового управления.

Двухколесный воин Второй мировой
Огромную роль как средство передвижения и ведения боевых действий мотоциклы сыграли в ходе Второй мировой войны. Они стояли на вооружении всех государств, принимавших участие в войне. В Советском Союзе перед войной в 1940 году началось формирование 29 механизированных корпусов, каждый состоял из двух танковых, одной механизированной дивизии и мотоциклетного полка. К концу 1941 года эти корпуса были расформированы, а с 1942 года сформировались отдельные мотоциклетные батальоны. Фактически это была ездящая пехота, которая перемещалась на мотоциклах к полю боя.

Большинство мотоциклов поступали во время Второй мировой войны по ленд-лизу. Всего было поставлено 34 190 мотоциклов. В основном это были мотоциклы марок Harley-Davidson и Indian. Во время войны производство мотоциклов не прекращалось ни на минуту. К примеру, американский мотозавод в 1942 году выпускал около ста «Харлеев» в день, отправляя их союзникам в Россию, Канаду, Великобританию. После окончания войны оставшиеся мотоциклы переоборудовали под гражданские нужды, в этот момент стала расти популярность Harley-Davidson у байкеров.

Harley-Davidson с коляской

Одним из самых интересных мотоциклов времен войны был британский Welbike. Этот складной «мини-мокик» использовали английские парашютисты. Конструкция его была предельно проста — рама, колеса, бензобак, седло и двигатель. Вместе с парашютом сбрасывали Welbike, упаковав его перед этим в цилиндрический контейнер, диаметр которого составлял всего 38 см.

Первыми отечественными мотоциклами армейского назначения были Л-300 и ХМЗ-350. Харьковский ХМЗ-350 был слегка измененной копией американского Harley-Davidson. Качество этих мотоциклов было невысоким, поэтому вскоре их сборку прекратили, однако к тому времени был налажен выпуск ИЖ-8, ИЖ-9 и Л-8. Отличить мотоциклиста можно было очень легко по обмундированию. Военные мотоциклисты обычно были одеты в кожаные полупальто, обувью служили высокие сапоги со шнурками, а голову защищала стальная каска.

В Красной Армии во время войны мотоцикл служил средством связи, также его использовали в батареях тяжелой артиллерии, автоотрядах, бронеотрядах. Мотоциклы с коляской (которая, как правило, имела привод) позволили устанавливать на колясках пулеметы или перевозить боеприпасы. Известны случаи из истории, когда в нее грузили раненого бойца и оперативно эвакуировали его с поля боя.

Мотоциклы в современной армии
Сейчас, когда автомобиль является скорее средством передвижения, а не роскошью, мотоциклы продолжают активно использовать в войсках.

К примеру, мотоцикл — это штатная единица разведывательного варианта боевой машины американской пехоты Bradley M3. В М3, в отличие от предшественницы М2, вместо десанта размещены два наблюдателя, пулемет М60, пять винтовок М16, а у левого борта (внутри) расположен мотоцикл. С его помощью разведчик может быстро передвигаться по пересеченной местности, мотоцикл легко транспортировать на вертолете, легко прятать и маскировать.

Однако мотоциклы имеют и недостатки, которые на поле боя чреваты крупными неприятностями для ездока: сильный шум и недостаточная надежность, особенно в сложных погодных условиях. Но и эту проблему в США решают — классические мотоциклы с двигателем внутреннего сгорания заменяют на электромотоциклы (такие как Zero MMX). Пока, правда, разработаны лишь опытные образцы по заказу американских сил специальных операций. Он может передвигаться бесшумно, практически не выделяя тепла, а силовая установка работает безотказно, даже если мотоцикл полностью погружен под воду. Кроме того, в отличие от квадроциклов и багги, мотоциклы можно перевозить на легких вертолетах, что значительно увеличивает мобильность войск.

В российской армии, так же, как и в нашей стране, отказались от мотоциклов. Два года назад российское военное ведомство серьезно задумалось о возобновлении поставок байков на вооружение. Их планировалось использовать для перевозки пехоты, десантников и разведчиков, не исключалась возможность и подвоза боеприпасов. Это должны были быть специально разработанные мотоциклы с коляской, противотанковыми ракетами и пулеметами. Но для того, чтобы поставить их на вооружение, необходимо было заключить договор с заводом-изготовителем на поставку опытной партии. Однако договоренность с заводом достигнута не была, и закупка мотоциклов была вычеркнута из Гособоронзаказа России.
В нашей стране от мотоциклов отказались довольно давно. Последнее место службы военных мотоциклов МВ-650, МВ-650М и МВ-750 — военные лесничества и пожарные отряды.

«В советское время мототехника закупалась для разведывательных подразделений, подразделений фельдъегерской почты и комендантской службы. Сегодня для этих целей используются автомобили, — рассказали в Министерстве обороны Республики Беларусь. — Вопрос принятия на вооружение легких внедорожных мотоциклов Минского мотовелозавода или тяжелых полноприводных мотоциклов с коляской Ирбитского мотоциклетного завода сейчас не рассматривается. Возможно, для выполнения каких-то специфических задач в определенных условиях и придется вспомнить о таком виде техники, как мотоцикл, но это все равно не дает оснований для массового принятия на вооружение. Хотя в подразделениях Госпогранкомитета в небольшом количестве есть мотоциклы Минского мотовелозавода».

Они же используются и украинскими пограничниками.

ММВЗ-3.11215 «Пионер» на службе у пограничников Украины