За сутки по республике фиксируется всего 2—3 угона. «Большинство из них раскрывается, как правило, по горячим следам, — заверяют в пресс-службе УВД Беларуси. — Преступные группировки, которые масштабно могли бы развернуть свою „деятельность“, не появляются в Беларуси уже несколько лет. И даже открытая граница с Россией не дает предпосылок для этого».
По официальным данным, все 693 угона и кражи транспорта за семь месяцев этого года совершались, как правило, так называемыми ворами-одиночками. Большинство из них «шли на дело» пьяными, без предварительной подготовки и планирования. Мотив преступления у таких людей такой же абсурдный: взять машину, чтобы прокатиться, после чего бросить ее. А вот продажа похищенного транспорта или его разборка на детали — менее распространенное явление, характерное в основном для крупных городов Беларуси.
«Чаще других угоняют автомобили российского производства с эксплуатационным стажем 15—20 лет — 31,5% от всех преступлений, — привели статистику в милиции. — Также в тройку лидеров входят Volkswagen и Audi. И если авто зарубежного производства оказались самыми угоняемыми из-за массовой популярности среди населения, то ВАЗы — исключительно по техническим причинам. Эти автомобили легче взломать или подобрать ключ. Кроме того, владельцы „Жигулей“ редко оснащают их противоугонными системами и сигнализацией».
В целом милиционеры отмечают снижение тяжких преступлений, где предметом посягательства является транспорт. В частности, по сравнению с прошлым годом в 2,5 раза уменьшилось количество разбоев — самого распространенного преступления, связанного с насильственным завладением транспортом, где существует угроза здоровью и жизни человека. Как правило, такие злодеяния происходят во время коммерческой сделки по обмену автомобилями или их продаже.
«Автопреступлений могло быть гораздо меньше, если бы владельцы железных коней скрупулезнее относились к элементарным правилам безопасности, — обратили внимание специалисты УВД. — К примеру, в одном из районных центров Минской области оплошность хозяев машин способствовала совершению трех нелепых угонов за короткое время. Во всех случаях автомобили стояли прямо возле дома, однако с незапертыми дверями и ключами в замке зажигания. А в столице две автокражи стали результатом рассеянности людей. За месяц воры дважды воспользовались ключами, которые хозяева иномарок утеряли прямо возле стоянок».