Биография этого кабриолета BMW 3-Series богата на приключения: сначала он в США попал под ураган Сэнди, потом «утопленника» на аукционе выкупил белорус, а при доставке в РБ начались проблемы с растаможкой. У автомобиля до сих пор непонятный статус, сейчас он находится на специализированной стоянке. Таможенники требуют оплатить пошлину по одной ставке. Владелец машины утверждает: автомобиль аварийный, в багажнике была вода, в салоне — отложения соли, не на ходу, с проблемами по электрике, а стало быть, платить растаможку нужно с учетом всех этих обстоятельств и реально уплаченной суммы. История, о которой рассказал Onliner.by собственник BMW Андрей Швейкус, длится около года.
— В начале января 2013 года я выиграл интернет-аукцион, на котором разыгрывались поврежденные машины, — рассказывает Андрей. — Автомобиль BMW, о котором идет речь, пострадал от урагана Сэнди (он обрушился на США в октябре 2012-го). Такие машины называют «утопленниками». Но я намеренно искал поврежденный автомобиль по привлекательной цене, поскольку хотел его восстановить. У меня техническое образование, и я представляю, как это можно сделать. Но главное — я всегда мечтал о машине именно в кузове кабриолет.
В интернете до сих пор сохранились данные об этом лоте. Прежний владелец оценивал автомобиль в $40 263. Он также указывал предполагаемые затраты на ремонт — $38 811.
— Изначально машина выставлялась по цене в $4300, — продолжает наш читатель. — Однако во время торгов стоимость выросла. В итоге я приобрел автомобиль за $7500. Деньги спустя несколько дней перевел через одно из отделений «Беларусбанка». Затем машина была доставлена в Нью-Йорк, оттуда — в Клайпеду, потом уже в Минск.
По словам владельца автомобиля, кабриолет был не на ходу, даже на стоянку пункта таможенного оформления BMW доставили в контейнере.
— В салоне и багажнике находилась вода. Повсюду — соляные разводы. Электросистема полностью повреждена, требовалась замена проводки, блоков. Двигатель не прокручивался, суппорты не работали. Шутка ли: автомобиль залило водой по нижнюю часть лобового стекла. В США выдавался специальный документ — свидетельство на аварийное транспортное средство (salvage certificate), в котором было сделано две отметки — поврежден в результате наводнения (flood damage) и полная гибель (total loss), — перечисляет владелец BMW.
После этого мужчина предоставил таможенникам целый пакет документов: инвойс (документ с указанием стоимости, который продавец выдает покупателю), копию платежки из «Беларусбанка», свидетельство на аварийное транспортное средство, фотографии с сайта copart.com, распечатки из базы данных Carfax и другие.
— Считаю, что машину нужно было растаможить по ставке 2,5 евро за «кубик», поскольку с 1 июля 2011 года такие условия действуют для автомобилей таможенной стоимостью менее 8500 евро и младше трех лет. То есть вышло бы 7490 евро, — уверен Андрей. — Однако неожиданно сотрудники Минской региональной таможни посчитали, что стоимость машины составляет $25 616. А значит, я должен платить 5,5 евро за «кубик». Это не входило в мои планы, и я обжаловал решение.
Не будем утомлять читателей цитированием переписки. Заметим лишь, что в Минскую региональную таможню, по словам Андрея, он обращался несколько раз, просил объяснить, почему его документы считают недостоверными и откуда взялась сумма в $25 616.
— Ответ во всех случаях был примерно один, мол, у должностных лиц таможенной службы есть основания полагать, что предоставленные документы недостоверные, а стоимость автомобиля была определена на основании имеющейся информации у таможенного органа, — дополнил владелец BMW. — Параллельно я обратился к экспертам, чтобы они дали заключение о техническом состоянии машины. Оно было таким: электросистема неисправна и неработоспособна, по всему автомобилю есть остатки воды, следы затопления, коррозии, салон не пригоден для использования. Практически все, кроме шин, требует или ремонта, или замены.
Машина поступила в Минск в начале апреля. Пара недель ушла на то, чтобы собрать сумму для оплаты растаможки. В течение месяца Андрей семь раз подавал декларации, где настаивал, что должен платить 2,5 евро за «кубик». Все это время собственник автомобиля не мог забрать его. Как он утверждает, ему выдавали пропуск на пункт таможенного оформления и максимум, что он мог сделать, — посмотреть на BMW.
— Пока длилось разбирательство, машине «исполнилось» три года (была выпущена 20 мая 2010-го) и 21 мая она перешла в другую категорию для растаможки. Теперь стоимость «кубика» составляла 3 евро. То есть сумма платежей выросла на 1500 евро. Я их перевел. Также мне пришлось оплатить месяц стоянки — 1 миллион 860 тысяч рублей, — рассказывает наш читатель.
После этого он наконец смог забрать автомобиль, начал приводить его в порядок. В частности, заменил элементы проводки, блоки, произвел ремонт двигателя и частично электросистемы. Многие опции до сих пор недоступны из-за повреждений.
— Параллельно обратился к юристам. Я решил идти до конца: по моему мнению, машина должна быть растаможена по 2,5 евро за «кубик»! — продолжает Андрей. — В Государственный таможенный комитет было направлено письмо. Ответ не заставил себя ждать. Там подтвердили, что при наличии обоснованных причин предполагать, что предоставленные сведения недостоверны, у сотрудников таможни есть право определять стоимость на основе ценовой информации аналогичных товаров, например, в каталогах. Но ведь мой автомобиль был утоплен, в США его вообще признали total loss! При этом в ГТК добавили, что у физлица, то есть меня, есть возможность предоставлять свои данные.
В бумаге признается, что сотрудники Минской региональной таможни не указали, во-первых, мотивированные причины, в том числе выявленные признаки недостоверности заявленных сведений, во-вторых, обстоятельства, не позволившие принять заключение экспертизы, в-третьих, сведения об источнике ценовой информации, которые бы позволили соотнести ввезенный товар с товаром, отобранным для таможенной оценки.
— ГТК отменил решение об отказе в выпуске товара по поданным ранее мной декларациям, — говорит владелец BMW. — Одновременно поручил региональной таможне вернуться к рассмотрению сведений с учетом вышеизложенных обстоятельств. Кажется, победа! Но не тут-то было. К рассмотрению сведений вернулись в сентябре. В письменном виде попросили меня предоставить автомобиль. В октябре я приехал. Как только машину поместили в зону таможенного контроля, инспектор сказала, что заявленная ранее мною стоимость автомобиля гораздо ниже, чем та, что имеется у таможенного органа. Она предложила растаможить машину исходя из стоимости в $19 104. Разумеется, я ничего не платил! Ведь я уже растаможил автомобиль и являлся его собственником. Опять началась утомительная переписка, а машина до сих пор находится на таможне.
Андрей утверждает, что знает о внутренней переписке между ГТК и региональной таможней. Его позицию поддерживают, но пока это мало что решает. Надеясь разобраться в хитросплетениях этой истории и узнать позицию второй стороны, мы обратились в Минскую региональную таможню. Однако там оперативно прокомментировать вопрос не смогли и предложили отправить письменный запрос. Факс ушел. Мы будем ждать ответа (надеемся, он не будет формальным). Когда получим либо его, либо сведения от Андрея о завершении затянувшейся растаможки, обещаем сразу же сообщить об этом читателям.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by