С опасной ситуацией столкнулся наш читатель в центре Минска. На форуме он даже объявил: готов начать войну с агрессивными велосипедистами на тротуарах! Оказалось, минчанин мирно шел с семьей к станции метро «Октябрьская», когда в толпу прохожих на скорости въехал велосипедист, почти сбив двоих детей. Такие случаи время от времени происходят, но пока общество не воспринимает их как угрозу, а юристы предлагают урегулировать отношения в общем порядке. Впрочем, горячие головы уже готовы организовать пешие патрули, чтобы следить за порядком со стороны велосипедистов.
— Третьего июля вместе с семьей решили сходить в цирк. Уже после представления мы направились к метро, шли по тротуару проспекта Независимости, когда все и случилось, — рассказал нам участник форума под ником AlexBY. — Людей было много, после представления большинство, как и мы, направились к станции «Октябрьская». Мы поднимались в горку, по стороне Дома офицеров, к Октябрьской площади. Я со старшей дочерью находился чуть впереди, сзади шли жена, ее подруга, а также моя младшая дочь и сын подруги жены. Дети шли справа от женщин, после трехчасового представления были немного уставшие, поэтому, подчеркну, не бежали, не прыгали, а спокойно шли, взявшись за ручки. Таким образом мы миновали 60—70% подъема. В этот момент шедшие впереди люди вдруг расступились, и перед нами резко появился велосипедист. Сам 17 лет езжу за рулем и могу сказать, что его скорость была около 25—30 км/ч. То есть двигался он очень быстро для тротуара, переполненного людьми.
По словам минчанина, дальнейшее происходило очень быстро. Велосипедист стал объезжать его и старшую дочь, направив велосипед прямо на младших детей.
— Вывернул руль он очень резко, то есть детей, вероятно, еще не видел, хотя у него была возможность. В следующую секунду от резкого торможения велосипед стал на переднее колесо, а сам велосипедист завис над детьми, — продолжает читатель. — Детина весом под 60—80 кг, да еще велосипед около 15—20 кг… Представьте, если бы эта туша подмяла под себя пятилетних мальчика и девочку. Подруга жены стояла ближе всех, мгновенно схватилась за велосипед, попыталась оттолкнуть. Сразу же подбежал и я.
Дети даже не поняли, что случилось, настолько быстро все произошло, уверяет AlexBY. Взрослые начали их ощупывать и расспрашивать, убедились, что серьезных травм нет, а потом обратились с претензиями к велосипедисту.
— Тот сразу не отвечал на вопросы. Тогда я развернул его за плечо, он снял наушники и спросил: «Что вы хотите?» Я повторил вопрос: какого черта ты творишь? — вспоминает участник нашего форума. — Совершенно по-хамски он заявил, мол, смотрите за своими детьми. Но они довольно медленно шли по тротуару, держась за руки, да еще в горку! Прохожие тоже были в шоке, многие остановились и очень удивились, что мы его вот так просто отпускаем. Одна дама предлагала даже укатать велосипедиста в асфальт прямо там же. Но ведь юридических оснований задерживать его на тот момент не было.
Впрочем, пройдя 10 метров, родители обратили внимание, что у девочки на платье пятно, а на щеке спустя 10—15 минут появилось покраснение, которое впоследствии превратилось в синяк. У мальчика на шее обнаружили следы от шины. Подруга жены пожаловалась на боль в кистях рук — вероятно, сказалось то, что она схватилась за велосипед. В целом, конечно, можно считать, что все обошлось. Однако сильный осадок у семьи, которая считала, что находится в безопасности в центре города, остался.
— Когда оказались у метро, немного пришли в себя. Обратились к сотруднику милиции, обрисовали ситуацию, — говорит AlexBY. — Решили, что все-таки надо было действовать как при ДТП: вызывать милицию, настаивать на составлении протокола. Но выяснилось, что камер, фиксирующих тот участок тротуара, нет. Мы запомнили только приметы велосипедиста: на вид ему 23—27 лет, светловолосый, развитого телосложения, был одет в светлую майку и темные шорты. Еще бросились в глаза синие наушники-капельки.
По словам читателя, больше всего его удивила реакция велосипедиста: парень действительно считал себя правым, даже не счел нужным извиниться. Но кто бы мог в той нервной ситуации вспомнить и процитировать ему пункт 148 ПДД? Напомним его: «движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов».
Формально нарушение есть, а ответственность?
— Ответственность за такие действия предусмотрена частью 5 статьи 18.22 Кодекса об административных правонарушениях: нарушение лицом, управляющим транспортным средством, иных правил дорожного движения, — прокомментировал юрист Сергей Зикрацкий. — Протоколы по данной статье вправе составлять как инспекторы ГАИ, так и другие сотрудники милиции. Дела об административных правонарушениях рассматриваются сотрудниками ГАИ. Правда, ответственность за такое правонарушение нельзя назвать серьезной — предупреждение или штраф до 75 тысяч рублей. Если у потерпевшего есть повреждения, то он вправе также требовать расходов на лечение и денежную компенсацию морального вреда. Эти требования рассматривает суд по иску потерпевшего к виновнику.
По ПДД такие случаи не считаются дорожно-транспортными происшествиями, хотя именно инспекторы несколько раз привлекались к подобным разбирательствам. Это породило разговоры на форумах о необходимости создать спецподразделение в ГАИ.
— Велосипед — не механическое транспортное средство. Поэтому такое происшествие не будет считаться ДТП, а значит, в ситуациях, когда сталкиваются два велосипедиста или велосипедист сбивает пешехода, разбираются сотрудники РУВД по территориальности, — рассказала руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. — Хочется напомнить, что у велосипедистов также есть обязанности. Ряд пунктов ПДД касается именно этих участников дорожного движения.
За неимением в Минске достойной велоинфраструктуры велосипедисты оказались между двух огней, т. к. на проезжей части им тоже не рады. А по ПДД таким участникам дорожного движения часто предписано перемещаться по тротуару. Абсолютное большинство действуют корректно и едут по ситуации. Но сейчас велосипед стал таким же распространенным устройством в обществе, как тостер или микроволновка. То есть им пользуются очень разные люди, среди которых есть рисковые и агрессивные.
Это тот самый случай, когда незначительное число бесшабашных велосипедистов формируют отношение ко всей группе в целом, ко всем своим коллегам. Посмотрите, как меняется сознание общества: если раньше велосипед называли исключительно мирным, экологическим транспортом, велосипедистов считали незащищенными участниками дорожного движения, то сейчас все чаще можно услышать, что они «лихачат», «носятся по тротуарам», «летят не глядя по сторонам».
Мы обратились за комментарием к председателю Минского велосипедного общества Евгению Хоружию: «Такие ребята, к сожалению, есть. Не могу назвать их бесшабашными, скорее они не осознают всю опасность, не понимают, насколько могут сами угрожать другим. Раньше они, вероятно, не сталкивались с такими ситуациями и не понимают, что их физические возможности в определенных ситуациях ограничены. В Минске я назвал бы два места, где происходят инциденты, подобные описанному выше. Этот как раз подъем к станции метро „Октябрьская“ и участок возле стелы „Минск — город-герой“. Хотя такое может случиться везде, где есть широкий прямой тротуар и много пешеходов».
Пользователь AlexBY припомнил еще один случай, произошедший с коллегой его жены. Женщина находилась на остановке, когда в нее на полном ходу врезался велосипедист. Получив ушибы, с «наездником» пострадавшая разобралась по-свойски, не привлекая посторонние силы. Шевелюра нарушителя несколько поредела.
— Должен заметить, что такие действия могут повлечь значительно более серьезные последствия, — предупреждает Сергей Зикрацкий. — В зависимости от ряда обстоятельств такие действия могут подпадать как под административную («Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия», «Мелкое хулиганство»), так и под уголовную ответственность («Умышленное причинение легкого телесного повреждения», «Злостное хулиганство»). В случае совершения наезда велосипедистом на пешехода советую в первую очередь вызывать милицию или ГАИ для фиксации факта правонарушения и привлечения виновного к административной ответственности. После фиксации этого факта и установления личности виновного потерпевший может также рассматривать вопрос подачи иска в суд.
Как это часто бывает, в городе инфраструктура не поспевает за потребностями. С одной стороны, минчан призвали пересаживаться на велосипеды, магазины тут же представили широкий ассортимент, но с другой — ездить-то кроме велодорожки особо негде, да и сама она, как показывают последние случаи, спроектирована не идеально.
В Голландии, которую так любят приводить в пример велосипедисты, движение по тротуарам запрещено. Остановить нарушителя может обычный полицейский. Как правило, ограничиваются предупреждением, но вообще-то предусмотрен штраф от 45 евро. Да, конечно, в Амстердаме или Гааге, в отличие от Минска, огромное количество шикарных велодорожек...
Очевидно, что нужно разделять потоки, причем не останавливаясь на компромиссной разметке на тротуарах вдоль проспекта Независимости. Это должна быть полноценная велодорожка, которая охватывала бы всю городскую сеть, а не только центр Минска. Нужно минимизировать и обезопасить места пересечения путей пешеходов и велосипедистов. А пока неопределенность провоцирует слишком много рисков, каждый претендует на клочок тротуара. И когда в один момент складываются несколько факторов, происходят трагедии.
— Я все понимаю. Но где мне сейчас водить детей? — пока задается резонным вопросом AlexBY. — В кармане, что ли, носить, да еще аккуратно — чтобы в тебя тоже не врезался велосипедист?
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by