Минские покупатели российских машин: фактическая продажа бюджетных моделей у дилеров закончилась еще на прошлой неделе

 
17 декабря 2014 в 15:43
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Аркадий Соболев

На Ждановичах сегодня, как, впрочем, и весь декабрь, очереди в районе МРЭО Минской ГАИ. Заторы, которые раньше можно было увидеть только по вторникам и субботам, сейчас стали обыденностью. По-прежнему основу очереди составляют «новинки» без номеров и «бэушки» с российскими «транзитами». Белорусские номера в этой пробке — скорее исключение. С учетом падения российского рубля в предыдущие два дня можно было предположить, что кто-то успел хорошо сэкономить на покупке в салоне. Однако, по словам минских водителей, многих моделей у дилеров нет уже сравнительно давно.

Сначала тенденция коснулась белорусских дилеров (например, Nissan, Toyota, Suzuki и другие), чьи прайсы были рассчитаны исходя из позиции российского рубля, — многие автомобили были раскуплены уже давно, по словам сотрудников. Официальное объявление о приостановке продаж было лишь вопросом времени. Фактически же автомобиль у данных дилеров по цене, указанной на сайте, нельзя приобрести. То ли машины закончились, то ли их решили придержать до стабилизации рынка. Как бы там ни было, приглашают в шоу-румы ближе к весне.

А что же в России? Вчера многие белорусы, наблюдая за изменением курса рубля, задумались о покупке автомобиля — даже те, кто не планировал этого делать. «Повезло, наверное, тому, кто успел урвать», — звучала мысль. По словам людей, успевших-таки закупиться у российских дилеров, «урвать» удалось единицам: салоны с начала недели «пусты».

«Остались только модели минимум за 20 тысяч и выше, — уверяет владелица нового Hyundai, ожидающая сверки номеров. — Бюджетные модели были проданы в начале месяца, так, по крайней мере, говорили в Москве. „Халява“ закончилась, белорусы. Мне повезло купить по предварительному заказу. Выиграла примерно 4 тысячи долларов. Это, в принципе, средняя сумма выгоды для машин до 20 тысяч. Но таковых уже не найти».

Владелец Renault Logan New, как и многие другие водители, прибывшие к МРЭО ГАИ, подтвердил слова женщины: «Заказал примерно 17 дней назад, получил вчера. Думал, обидно, что внес предоплату по курсу начала декабря, но оказалось, жалеть было не о чем. Недорогих легковушек просто нет. Официально — распроданы».

Примечательно, что еще накануне автобума Сергей Варивода, член правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), предугадал крах автомобильного рынка. «Этой зимой начнем погружаться на дно, — писал он. — Как только иссякнет потенциал российского демпинга, спрос на рынке „уснет“. Многие из тех, кто хотел купить легковой автомобиль в следующем году, уже сделали это в году текущем. Часть дилеров продают автомобили не только „в ноль“, но и в убыток, что не наблюдалось, пожалуй, с кризисного 2009-го. Очевидно, что и российские автопроизводители, и дистрибьюторы скоро выдохнутся и, распродав остатки автомобилей 2014 года выпуска, отползут зализывать финансовые раны. Их прямое влияние на белорусский рынок существенно уменьшится».

Предсказать, каким будет следующий шаг рынка, довольно сложно: появятся ли весной в Малиновке и Ждановичах «свежие» российские машины? Поедут ли к нам сами россияне выкупать закончившиеся на их родине бюджетные модели? В сложившихся условиях прогнозировать ситуацию опасаются даже специалисты БАА. Об одном можно говорить с уверенностью: в 2015-м белорусы будут покупать меньше автомобилей.