В этой трагической истории было много совпадений, на которые не могли не обратить внимание следователи и сотрудники прокуратуры. 13-го в пятницу, в 2013 году, на 13-м километре МКАД в крохотный Daewoo Matiz на полном ходу врезался МАЗ. Даже время происшествия содержало цифру 13 — авария произошла около 11:30. Микровэн мгновенно вспыхнул — погибла семейная пара, находившаяся в нем. Оказалось, что муж (у него был день рождения) и жена купили эту машину буквально за полчаса до случившегося. Кто виноват в их гибели? Почему расследование и судебные заседания растянулись почти на два года? Кого признали виновным? Была ли возможность предотвратить ДТП? Ответы мы получили в прокуратуре Заводского района Минска.
13 сентября 2013 года. Конец рабочей недели. В нашу редакцию практически одновременно поступили сообщения от наших читателей, из МЧС и ГАИ: «На внутренней стороне Минской кольцевой дороги горел Daewoo Matiz». Тогда еще казалось, что это обычное возгорание машины. Таких происшествий в Беларуси регистрируется по нескольку в день. Даже ролик, снятый автомобильным регистратором, пока еще не казался страшным.
Однако вскоре пришло леденящее душу уточнение: «В автомобиле сгорели люди!» Это было абсолютно необъяснимо: как на оживленной дороге такое вообще могло произойти? Неужели ни у кого вокруг не было огнетушителей? Почему водитель и пассажир не смогли покинуть салон? А что делал второй участник ДТП? На все эти вопросы искали ответы следователи.
— Было установлено, что двое супругов (мужчина — 1990 г. р., женщина — 1989 г. р.), жители Витебской области, приехали в Минск, чтобы приобрести подержанный легковой автомобиль Daewoo Matiz, — рассказала корреспонденту Onliner.by старший помощник прокурора Заводского района Минска Дарья Буйко. — Утром 13-го сентября они уже были в столице.
У пользователей форума накопилось много вопросов к бывшему владельцу Daewoo Matiz. Разумеется, этот человек был установлен. Выяснилось, что он был на месте происшествия, причем оказался там не случайно.
— Мужчина пояснил, что машина была технически исправной, однако аккумулятор в ней сел, — уточнила Дарья Буйко. — По его словам, он предупредил покупателей, что автомобиль может заглохнуть. Но они все же решили отправиться в путь. Спустя 5—10 минут после оформления раздался телефонный звонок. Звонила женщина-пассажир. Она объяснила, что машина заглохла прямо на кольцевой дороге. Бывший владелец Daewoo сразу стал собираться, взял необходимые провода и инструменты. Однако когда приехал, автомобиль уже горел.
Как уверяли свидетели происшествия, все на самом деле произошло стремительно. Машина была мгновенно охвачена огнем. Проезжавшие мимо водители даже не предполагали, что внутри находятся люди. А что же сам водитель МАЗа?
— Мужчина (1986 г. р.), управлявший грузовиком, объяснил, что после столкновения взглянул в зеркало и увидел огонь в районе капота Daewoo, — дополнили в прокуратуре. — Взял огнетушитель и стал тушить, но Matiz уже весь полыхал.
Наши корреспонденты в тот день передавали с места происшествия: «Ощущение, что не осталось ни одного пластикового элемента. Сгорели колеса, руль, сиденья… От удара задняя часть кузова легковушки оказалась в районе боковых стоек. В разговорах инспекторов удалось услышать, что удар пришелся по топливному баку, из-за чего и произошло возгорание».
Конечно, всего этого могло бы и не быть, если бы не ДТП. Установлено, что автомобиль действительно заглох. Он находился в среднем ряду. Между остановкой и аварией прошло несколько минут. Это подтверждается даже косвенными обстоятельствами. На YouTube вскоре после трагедии появилось видео с внутренней стороны МКАД, сделанное возле 10-й городской больницы (это в нескольких километрах от места происшествия). В ролике видно, как похожий Daewoo Matiz (судя по всему, в салоне было два человека) без заднего номера на невысокой скорости перестраивается в средний ряд. Если верить регистратору, это было примерно в 11:23. Сообщение же о возгорании поступило в МЧС в 11:34.
Отдельно поднимался вопрос о знаке аварийной остановки. Как установило следствие, его не выставляли. То ли не успели, то ли его не было в автомобиле, то ли люди не решились выходить из машины на дороге с интенсивным движением. Однако достоверно известно, что аварийная световая сигнализация у Daewoo была включена.
— Это подтверждают свидетели, ехавшие мимо, — сообщила Дарья Буйко. — В частности, рядом двигался учебный автомобиль. Инструктор пояснил, что обратил внимание на Daewoo. По его словам, за рулем сидел мужчина, а рядом на пассажирском сиденье — женщина, которая, поговорив по телефону, положила трубку и стала общаться с водителем. О попытках последнего съехать на обочину ничего неизвестно.
Как уверяют очевидцы, все машины объезжали стоящий на «аварийке» микровэн. Все, кроме одной, — груженого песком МАЗа.
— За рулем грузового автомобиля находился индивидуальный предприниматель, — проинформировали в прокуратуре Заводского района. — Он взял машину в аренду для выполнения работ. Грузовик передней правой стороной врезался в заднюю левую часть легкового автомобиля. Самосвал проехал еще некоторое расстояние, а Daewoo отбросило и развернуло.
У экспертов не было возможности однозначно ответить, почему погибли молодые супруги. Установлено: в результате столкновения они получили тяжкие травмы. Однако это совсем не означает, что ранения стали критическими. Термические ожоги могли быть получены за несколько минут до наступления смерти или через несколько минут после, делают выводы эксперты.
Почему же водитель грузовика не увидел стоящий с «включенной» аварийкой Daewoo? С сиденья грузового автомобиля это можно было бы сделать, раз даже водители легковушек смогли объехать заглохшую машину.
— Разумеется, был измерен тормозной путь МАЗа, — рассказала Дарья Буйко. — Оказалось, что до столкновения водитель грузовика не тормозил, а сделал это только после удара.
Это, быть может, ключевой факт в данном уголовном деле (оно было возбуждено по части 3 статьи 317 УК «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств»). Так почему обвиняемый не пытался остановить машину до столкновения?
— На стадии предварительного следствия мужчина пояснял, что двигался в среднем ряду МКАД, потом почувствовал удар, — процитировала показания обвиняемого старший помощник прокурора Заводского района. — Однако на суде он изменил показания, заявив, что во второй полосе якобы двигалась фура, которая решила перестроиться в крайний правый ряд. Это, мол, закрыло ему обзор и не позволило предотвратить ДТП. Эти показания суд отверг как несостоятельные, а приняты во внимание были слова, данные во время расследования.
Обвиняемый ранее к уголовной ответственности не привлекался, однако у ГАИ к нему были претензии (он 33 раза привлекался к административной ответственности за нарушения ПДД). Долгое время ждали подходящих погодных условий для проведения следственного эксперимента, поэтому дело растянулось.
— На стадии следствия водитель МАЗа уверял, что ехал 80 км/ч. Потом заявил, что 75—85 км/ч, — сообщила Дарья Буйко. — Во время следственного эксперимента было установлено, что у мужчины была реальная возможность затормозить и при 75 км/ч, и при 80 км/ч, и при 85 км/ч. Это дало основания полагать, что обвиняемый проявил невнимательность и неосмотрительность при изменении дорожной обстановки, своевременно не принял мер торможения. Говоря проще, он отвлекся.
Однако мужчина вину во время судебных заседаний (их было несколько) не признавал. Потерпевшими были признаны родители погибшей пары. Мать водителя Daewoo потребовала в качестве компенсации 500 миллионов рублей, мать и отец пассажирки Matiz — по 100 миллионов.
— В октябре 2014 года суд Заводского района приговорил водителя МАЗа к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии поселения и лишению водительских прав на пять лет. С него также планируется взыскать по 100 миллионов в качестве морального вреда в пользу каждого из потерпевших, — подытожила Дарья Буйко. — Однако приговор был обжалован в Минском городском суде. Тот 19 мая этого года оставил его в силе, существенно не изменив. Сейчас приговор вступил в законную силу.
У погибшей семейной пары осталось двое маленьких детей: в 2013 году девочке было полтора года, мальчику — четыре. По информации прокуратуры, опеку оформили их бабушка и дедушка.
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by