Михаил Грабовский: в Беларуси много проверок на дорогах, но ездить по правилам я научился в Америке

 
01 июля 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Виталий Петрович. Фото: Алексей Матюшков

Известный белорусский хоккеист Михаил Грабовский не слишком много времени проводит в Минске. Такова судьба профессионального спортсмена. Прошедший сезон он провел в составе команды New York Islanders в НХЛ — сильнейшей в мире хоккейной лиге. До этого был сезон в Washington Capitals, еще раньше — значительный отрезок карьеры в Toronto Maple Leafs и Montreal Canadiens. Он немало знает о Северной Америке, и Северная Америка знает и узнает на улице нашего Мишу. Но кроме Грабовского-хоккеиста, есть и другой Грабовский — страстный водитель, который любит BMW. Который честно признается, что по молодости «лихачил». Который так же, как и все остальные, страдает от качества дорог и от трафика. С этим Михаилом Грабовским и пообщался корреспондент Onliner.by: проехал на пассажирском сиденье его BMW 6-Series, узнал, как у них, и обсудил, как у нас.

Михаил уже не первый год проводит в Минске международный тренировочный лагерь. Под его руководством тренируются совсем еще юные хоккеисты, которые наверняка мечтают однажды так же, как и Грабовский, уехать играть в НХЛ. Но мы темы хоккея решили практически не касаться. Слишком сложно сказать что-то новое о Грабовском-хоккеисте. А вот какой он водитель?

— Я всегда сам за рулем. Езжу много: на тренировку, с тренировки, по всем делам. Каждый день по три-четыре часа провожу в машине. И так уже много лет. Права-то я рано получил, в 18 лет.

В то время я, как и все парни, наверное, увлекался автомобилями. Спорт и машины — нормальные мужские интересы. Не скажу, что как-то особенно разбирался в марках или моделях, но автомобиль мне казался чем-то само собой разумеющимся. Я вообще считаю, что в мужчине это природой заложено: или конь, или машина. Раньше у мужчины был конь, теперь автомобиль.

Поэтому «на права» пошел целенаправленно: серьезно подготовился, сдал экзамены. До этого с папой учился водить, садился за руль, когда ехали с дачи по небольшой дороге. Практика давалась легко, выезд в город — никаких проблем. Можно сказать, сел и поехал, все просто получилось. Единственный момент: что тогда, что теперь, у меня почти нет опыта управления машинами с механической коробкой переключения передач. У отца в то время был Mitsubishi Outlander с «автоматом». А экзамен-то сдавать нужно было на «механике». Поэтому я тренировался на дедушкиной «Волге». Но этим мой опыт и ограничился. С тех пор всегда езжу на «автомате».

Причем после того, как уже получил права, я все равно поначалу ездил только с папой. Он мне помогал, давал советы.

Михаил рассказал, что с самого начала хотел себе BMW. Еще бы! Хоккей — игра быстрая, резкая, с характером. И какая же другая машина может быть у хоккеиста?..

— Первый автомобиль — семейный Mitsubishi Outlander. Я на нем два года проездил, пока не купил себе этот BMW 6-Series. Всегда очень хотел купить свой BMW. Вот с тех пор на ней и езжу. Уже старенькая машинка, 2005 года выпуска. Но я очень доволен. BMW — действительно хороший автомобиль. Только много бензина «ест». Но на то он и спортивный.

А в Америке я сменил, наверное, машин сто. Но все арендованные. Разные были, на чем только ни ездил. Потому что автомобиль нужен постоянно: едешь тренироваться, или домой, или по делам. Поэтому первое время я арендовал машины. А уже со временем покупал свою. Причем каждый раз BMW X5. В Нью-Йорке вот совсем недавно, в этом году, купил такую. Не знаю, привык к этой марке, наверное.

Но обслуживать свой автомобиль самому времени не хватает: копаться, разбираться. Я знаю какие-то азы, но сам не лезу, доверяю специалистам.

Молодой парень, хоккеист на спортивной машине. Ну как на такой не разогнаться? Собеседник, впрочем, и не отрицает:

— Я стараюсь ездить быстро, резко. Все как в хоккее, так и за рулем. Но раньше я ездил быстрее, чем сейчас. Наглее, что ли, ездил... Молодой был, иногда «лихачил» с друзьями. А теперь все совершенно по-другому. Что поделать. Я привык, что у меня на заднем сиденье двое детей, и уже не рискую. Хотя иной раз можно еще тряхнуть стариной, когда выпадает возможность.

Наверное, с такой манерой вождения должны быть проблемы с ГАИ. Михаил знает, какие инспекторы в Беларуси, знает их коллег из США и Канады. Говорит, в Стране кленового листа вообще ездить невозможно.

— В США ездить, наверное, проще, чем у нас. В Беларуси очень много проверок, но как таковой ответственности, дисциплины на дорогах не хватает. Все равно водитель может себе позволить поставить машину где угодно, скорость набрать и так далее. При этом останавливают часто.

В США такого нет. При этом именно там я научился ездить по правилам. Там больше ответственность, жестче наказание. Водители ездят медленнее. Ограничения по скорости вроде бы те же, но люди соблюдают правила. Полиция останавливает водителя только в том случае, если он что-то нарушил. И повсюду установлены камеры видеонаблюдения. Штрафы приходят по почте: за превышение скорости, за парковку.

А в Канаде вообще все по-другому, она на 100% отличается от США. Там все ездят очень медленно и очень неправильно. Как-то не так ездят.

Предположим, что хоккеисту на дороге могли бы сделать и скидку, относиться не так строго. Михаил, в принципе, соглашается, но говорит, что раз на раз не приходится.

— Узнавать-то узнают. И у нас, и за океаном. В США даже могут сделать небольшую поблажку. Хотя в разных штатах по-разному. Но по крайней мере в Нью-Йорке как-то лояльнее дорожная полиция, отношение немного другое. У нас также узнают. Но я стараюсь не нарушать, конечно.

А с канадскими полицейскими вообще шутки плохи. К примеру, если остановят за превышение скорости, могут забрать машину прямо на месте. Если ограничение 120, а ты ехал быстрее 150 — все, конфискация, иди пешком. Про алкоголь и говорить нечего, но с наказанием за такое и у нас, я думаю, проблем нет.

В Америке еще бывают дни проверок, когда полиция останавливает водителей. А обычно даже пьяного остановят, только если он что-то нарушил. Но тогда уже мало не покажется.

Прошлый сезон Грабовский отыграл в Нью-Йорке. После трафика «Большого яблока» Минск, наверное, показался ему пустынным и очень тихим. Впрочем, в этом достаточно положительных моментов. Кто-нибудь может себе представить, что для того, чтобы вовремя добраться на работу в другом районе города, нужно выезжать еще с вечера предыдущего дня и заселяться в гостиницу неподалеку от офиса?

— До этого я играл в Вашингтоне, в Торонто... Трафик там похож на минский. Все в целом спокойно. А Нью-Йорк — это как в Москве. Пробки бывают огромные. Настоящий шок.

Вот пример: мне на игру из дома ехать полчаса. Это если без пробок. А с трафиком — часа два, два с половиной. Команда переехала на другую арену. Раньше играли в Nassau Coliseum, он на Лонг-Айленде, неподалеку от моего дома. А теперь домашние игры проходят на арене Barclays Center в Бруклине. Туда еще попробуй доберись перед игрой. И вот команда думает, что делать: либо ездить поездом, либо приезжать к арене за день до игры (вечером, часов в девять-десять, когда нет пробок) и заселяться в гостиницу, либо снимать жилье. Это довольно серьезная проблема на сегодняшний день.

Удивительно, но Михаил ругает американские дороги. Причем ругает точно так же, как мы ругаем белорусские.

— Ой, это невозможно! В США, в той части Нью-Йорка, где я живу, дороги, наверное, в пять раз хуже, чем в Беларуси. Да там одни ямы, и их постоянно ремонтируют! В Канаде еще куда ни шло, но в Нью-Йорке... Они на этом делают деньги. Сначала строят дорогу, а со следующего года начинают ее ремонтировать. Компании на этом зарабатывают. С другой стороны, может быть, почва на Лонг-Айленде какая-то неподходящая, может быть, асфальт не выдерживает большого трафика. Но даже в Москве, мне кажется, дороги как-то получше.

На заметку: водителем в Беларуси быть куда экономичнее, чем в США.

— Я до сих пор не могу привыкнуть, что в Минске есть бесплатные парковки. В Америке за все нужно платить. Причем платить относительно немало. В Нью-Йорке, к примеру, за то, чтобы припарковаться где-то в городе, нужно около $15 в час.

Опять же дороги. Они мало того что плохие, они платные. Мосты платные, а мостов много. Их нужно поддерживать в хорошем состоянии, следить за их внешним видом. Это все деньги. Вот таким способом их и собирают. Не думаю, что так они пытаются ограничить количество машин в городе. Кому нужно ездить — ездит. Есть специальные билеты на многократный проезд по тому или иному мосту.

Но пока доедешь из одной точки города в другую, пока на парковке постоишь, не так мало потратишь. По сравнению с Минском это бросается в глаза.

Топливо американцы почем зря не расходуют, стараются экономить. Не все, конечно, но многие.

За разговором мы не заметили, как приехали на автозаправочную станцию. Сеть АЗС «Газпромнефть» пригласила Михаила Грабовского, чтобы устроить автограф-сессию. Пообщаться с хоккеистом, выпить с ним кофе, пожать руку, спросить о чем-то мог любой желающий.

— Вообще, это удобно, когда водителю на заправке не нужно совершать много действий, а можно просто сказать, чего он хочет, и заплатить. В США теперь только так и делают. Поэтому то, что и здесь введена системы постоплаты, — это очень правильно. Пока твою машину заправляют, можно перекусить, кофе выпить. Здесь, кстати, вкуснее, чем в Америке. Там на заправках в основном все замороженное да разогретое, невкусное.

После того как Михаил выпил кофе и раздал автографы всем поклонникам, завели разговор на тему здорового образа жизни, увлечения велосипедом. Оказывается, водители недолюбливают «двухколесных» не только у нас, но и за океаном. Причем расширенные права велосипедистов этого конфликта не сглаживают, а иногда даже обостряют.

— Я сам очень люблю велосипеды. Но как-то все не хватает времени. Когда появилась возможность, я купил себе велосипед и все лето катался. Но потом это затихло. Потому что график. Да и в городе ездить особо не получается. Другое дело, если жить где-то за городом.

В большом городе на велосипеде по дорогам ездить просто нереально. У нас еще нормально, а вот в Канаде это же тихий ужас. Велосипедисты едут с тобой по дороге без всякого обозначения. Я этого терпеть не могу. Они там что хотят, то и творят! Я еще понимаю, когда есть обозначение: скажем, своя небольшая полоса у них и чтобы они больше никуда не вылазили. А когда они берут и выезжают с тобой в одну полосу — это никуда не годится. В Канаде на двухполосной дороге в правую ты вообще выехать не можешь, потому что там велосипедистов человек семь-восемь. И плетешься за ними, деться-то некуда.

Спортивная машина, хоккей. Воображение рисует еще что-то рискованное, брутальное. Неужели нет желания рвануть на байке да по Америке? Брутальность брутальностью, но побеждает рациональное мышление зрелого человека.

— Мотоцикл, может быть, когда-то и хотел. Но как-то он не стал большой страстью. Начинаешь взрослеть, понимаешь, что у тебя семья, дети. А мотоцикл — это всегда риск. Поэтому, наверное, нет.

Но я люблю автогонки. Нравится посмотреть Формулу-1. Мне даже дважды удалось вживую увидеть соревнования — этапы в Монреале. Интересно. Я с давних пор болею за Ferrari. Теперь у них, конечно, не лучшие времена, машинка слабовата. Но я не эксперт. Больше в хоккее разбираюсь.

С этим не поспоришь. Чего говорить, если даже на пассажирском сиденье в машине Грабовского лежит целая охапка клюшек.

— На всякий случай всегда вожу с собой. Вдруг в хоккей играть, а я без клюшки!

Это он, конечно, шутит. Или нет?..

Читайте также: California Dreamin’: знаки для «тупых», простота на дорогах и беспилотные автомобили на западном побережье США

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by