California Dreamin’: знаки для «тупых», простота на дорогах и беспилотные автомобили на западном побережье США

 
28 июня 2015 в 8:00
Автор: Виталий Петрович
Автор: Виталий Петрович

Наш соотечественник и читатель Onliner.by Виталий живет и работает в США. Там он сдал «на права» после неудачной попытки сделать это в Минске. Там же он купил автомобиль и стал разъезжать по дорогам Калифорнии, глядя по сторонам и радуясь простоте и продуманности организации дорожного движения. Почему все гениальное просто, зачем на дорогах устанавливают «пупырышки» и что такое «культ» полицейского в Америке — обо всем этом читайте в нашем материале!

Как вы знаете, я приехал в США без опыта вождения. Но я же учил в Беларуси ПДД, ходил в автошколу, в конце концов, был пешеходом. Ведь каждый представляет, как все устроено. Можно считать это субъективным мнением, но если в США люди ездят как в 21-м веке, то в Беларуси еще 18-й.

В Америке организация дорожного движения просто на высоте. А знаете почему? Потому что она рассчитана будто «для тупых». Никаких непонятных разметок, кучи знаков, которые нужно запомнить. Все максимально просто и безопасно.
И в конечном счете это «для тупых» работает гораздо эффективнее. Ну, например…

Дорожная разметка

На проезжей части для большей безопасности в качестве разметки используются специальные «пупырышки». Она разделяет полосы противоположных и попутных направлений. Все работает очень просто: наехал на такую разметку, машина завибрировала, водитель понимает, что выходит из полосы движения. Автомобилю это никакого вреда не причиняет.

Такие «пупырышки» устанавливают для большей безопасности, ставят на вновь отремонтированных дорогах, используют вместо рисованных полос. Они имеют большую ширину, к тому же отражают свет с разных сторон, видно их отлично.

Рисованные полосы также используются, но в основном на узких дорогах или там, где давно не было ремонта.

С цветом также все очень просто: белая полоса или «пупырышка» — разделение попутного направления; желтая — противоположного. Все очень просто. И в Америке это основополагающий принцип.

Кстати, использование такой разметки еще и экономичнее. Она более долговечна, чем краска.

Дорожные знаки

Знаки в США — это просто супер!

Большинство знаков — это текст, где просто и понятно указана какая-то информация. Например: «NO TURN ON RED», «ONE WAY», «NO TRUCKS», «NO PARKING», «HOURLY PARKING». Набор знаков регламентирован, в общем-то, их не так много.

Принцип, как и в остальном: чтобы было понятно для «тупых». Ну очень тупых. Потому что по дорогам ездят не только люди после Berkeley University / Stanford, но и повара, техники, уборщицы — все.

Вот взять, например, картинки. Если нарисована лягушка на желтом фоне — значит, они тут ползают. Или если нарисована утка — значит, тут утки, а не лягушки. Или змеи, или еще что.

Размер знаков и текста позволяют разглядеть их даже «под градусом». Нужно быть серьезно «укуренным» или пьяным, чтобы не понять или не рассмотреть.

В Беларуси, помнится, было немного иначе. Я как-то ради смеха показал знаки, которые используются на белорусских дорогах, знакомому американцу («Остановка», «Стоянка запрещена», «Главная дорога»...) — он ничего не понял. Покрутил у виска и посмеялся.

Велосипедисты

О, в Америке это священные существа на дороге! С ними необходимо делить проезжую часть. Они ездят по своей выделенной полосе, и не дай бог там оказаться водителю. Разрешено осторожненько там показываться только в случае поворота направо. А велосипедисты могут спокойно выехать на полосу для автомобилей, если им нужно повернуть налево. Или, скажем, могут запросто проехать на красный. Никто их не трогает. Но велосипедисты в США ездят по дорогам и только по дорогам. Motor vehicles must share the road. Это закон и правило.

Впрочем, по полосам для велосипедистов ездят скейтеры, хотя их место на тротуаре. Приходится им из открытого окна кричать, что они «crazy / nuts etc.», чтобы они свалили на тротуар. Например, в Сан-Франциско считается нормой прокатиться на скейте по дороге уклоном в 45 градусов. Иногда это заканчивается печально (раз в месяц стабильно).

Ах, да! Пешим людям, велосипедам, мопедам, скутерам, скейтерам запрещено находиться там, где нет места для пешехода. И строжайше запрещено и наказуемо на highway/freeway.

Классы дорог

Дороги в США делятся на несколько классов. Private driveway — моя дорога на моей частной территории. Road — дорога без разделителя либо с разделителем направлений (зелененькая травка) (скорость до 35 миль в час).

Way, drive, driveway, parkway, expressway — скорость до 35 миль/ч, иногда до 55 миль/ч. Highway, freeway — ограничение 65 миль/ч, может быть и 70—75 миль/ч.

Скорость

Скорость на дорогах в США ограничена, но действует принцип: you should never drive faster than is safe for current conditions (ты никогда не должен ехать быстрее, чем это безопасно в конкретных условиях).

С другой стороны, и мешать никому не надо. То есть оптимально двигаться со скоростью, равной скорости потока, поскольку это безопасно. Обычно все едут на 5—10 миль/ч выше лимита, иногда и 15. Никто особо не «заморачивается».

Бывает даже знаками поднимаются скоростные лимиты. Но понятия «лихачества» здесь нет в принципе. Все ездят 70—75 миль/ч в правой полосе, 80—85 миль/ч — в левой полосе. И никто особо не «парится».

Полиции, честно говоря, все равно, с какой скоростью вы едете. Хоть 90. Хоть 100. Но не стоит наглеть, если поток едет со скоростью 60, и прыгать из полосы в полосу. Кто-то позвонит 911 и скажет: «drunk crazy driver, license plate blah-blah-blah» (пьяный сумасшедший водитель, автомобильный номер такой-то). Police / Highway patrol реагирует четко. Проблем хватит надолго.

«Ценник» за небезопасную скорость в среднем такой:

— от 1 до 15 миль/ч — $234—300;
— от 16 до 25 миль/ч — $360—400;
— от 26 миль/ч — $480—550.

Но штраф может быть и $900 за ускорение за 100 миль/ч. Верхних лимитов, впрочем, нет. Можно даже попасть за решетку, если полицейский посчитает целесообразным. Я не нарушал, и меня не останавливали, но местные рассказывают, что отвертеться можно в 30% случаев. В 70% выпишут ticket (штраф), который можно оплатить, а можно оспорить (но тут уже зависит от случая).

Штраф предлагается оплатить в добровольном порядке. Если нет — потом еще придется добавить «чаевые» различным коллекторам и судьям.

В целом же люди ездят так, как им удобно, и не мешают остальным, ездят безопасно, а уже строгие лимиты всех интересуют в последнюю очередь. Я, к примеру, люблю и 90 миль/ч ездить, если freeway свободна. Главное — уступить дорогу полиции и не гнать, если они на хвосте.

Полиция

В Америке существует «культ» полиции. Им можно все. Никому не приходит в голову спросить, почему патруль носится 80—90 миль/ч. Я как-то поинтересовался у местных, что они думают по этому поводу. Мне ответили прямо: «Полиции плевать, они делают свою работу». И если они побьют твою тачку, они даже не извинятся и особо не будут «загоняться». Для этого существует страховка. Конечно, придется доказать, что вина не твоя, и полиция в этом никак помогать не будет, но и всячески мешать и «рисовать липовые протоколы» здесь никто не собирается.

Американская полиция не прячется, радаром не «щелкает». У них хватает другой, более полезной работы. Полиции неинтересно, чтобы статистика была плохая. К тому же это бы означало много писанины и отчетов по факту каждого нарушения. Здесь есть баланс и здравый смысл. Никому неинтересно возиться из-за 5 миль/ч, если рядом едет пьяница, который через 300 метров задавит кого-то, и будет головная боль посильнее.

Алкоголь

С пьянками здесь проще. Люди стараются ездить аккуратно, даже если выпили. Безусловно, если их остановят и возьмут тест и будет превышение — то последует наказание.

Здесь хватает и пьяных мамаш, и «бухих» подростков. Но — все понимают, что страховка и DMV (местная ГАИ) очень сильно бьют по карману. А без машины никуда. Потому если и пьют — то аккуратно.

Спасает то, что остановить просто для того, чтобы проверить на алкоголь, права не имеют. Только если что-то серьезно нарушил. Действует принцип «не пойман не пьяница».

Кстати, что очень заметно — практически никто не курит. Я видел лишь однажды курящего темнокожего в автовозке. А так — никто не курит! И не из-за цен на сигареты — расходы не такие большие. Но факт остается фактом. Например, курящих у нас в конторе нет вообще (а это 50 человек).

Парковки

Парковки везде и всюду. Огромные и просторные. Оно и понятно: нет парковки — нет бизнеса.

В городе парковки платные в бизнес-часы, а в остальное время, как правило, бесплатные. Но зависит от района. Есть также overnight forbidden и прочие правила (нельзя оставить на ночь, более чем на час и т. д.). Ценник на паркинг может быть от $0,25 до $2 в час. Измеряется специальными устройствами (parking meter). Принимаются монеты и карточки.

Ценник за просроченный meter — $40. В DMV он обычно не учитывается, но могут отправлять «открытки» и насчитать за сервис адвокатуры и прочей «фигни», если не уплатить. Шутить не стоит.

Никому здесь не приходит в голову, например, припарковаться у одного магазина, а пойти в другой или вообще в банк. Можно, но зачем? Если места заняты, иногда так делают. Но если есть знак «Only for ... customers», а вы пошли в магазин, могут оттянуть машину и выставить счет за сервис (unauthorized vehicles may be towed on owner's expense. call (650) xxx-xx-xx if your vehicle is towed away).

За парковку на тротуарах, газонах и прочее машинку могут оттащить, а когда тащат — и повредить. Всякое бывает. Sorry, it was by accident. We’re not responsible (Извините, но мы за это не несем ответственности). Ой, как обидно получить «покоцанную» тачку и уплатить $500 за сервис!

Беспилотник

Здесь проходят эксплуатации беспилотных автомобилей от Google. Эта машинка ездит сама (self driving car). Уже колесят по mountain view, 25 миль/ч для них ограничение. Обязательно нужно присутствовать человеку за рулем на нештатный случай. Пока, судя по всему, тестируют, но уже в трафике.

Погони

Многие, насмотревшись фильмов, представляют Америку как что-то такое, где все друг от друга удирают, стреляют, кругом взрывы, вертолеты и супергерои. Что-то из кино — какие-то картинки и образы — правдиво. Но нет никаких там удирать от полиции и погони с вертолетами. Это все полная фигня. Впрочем, если попытаться скрыться, то вертолет прилетит. Причем 100%. Они и так летают над трассами и оживленными районами и freeway. Любая нештатная ситуация быстро пресекается, появляется куча полиции, ambulance (скорая) и firefighters (пожарные).

\

Конфликты

Аварий в целом немного. Никому не хочется платить $600 за страховку в месяц и иметь головную боль с DMV.

На дороге приятно — никто не ломится, никто не «щемится». Все в порядке очереди и уважения. Все спешат, но никто не ломает голову. Дорога в США — это место, где люди проводят значительную часть своей жизни, и они стремятся делать ее безопаснее, чтобы прожить дольше.

Конфликты если и возникают, то разрешаются полюбовно. За «подрезать да по тормозам» — звонок в полицию. Пару свидетелей — и дебошир больше не будет ездить на своей машинке никуда, кроме как с работы и на работу, и при этом платить безумную страховку. Reckless driving (рискованное вождение) в этой стране наказывается жестко. Никому не интересно слушать истории «я вот его/ее учил» таким образом. Учить надо вежливо, а не ставить под угрозу безопасность на дороге.

Такое же отношение к пешеходам и велосипедистам. Здесь стараются не доводить до конфликтов, потому как даже спустя какое-то время человек может заявить, что его чуть не сбила машина и ему из-за этого стало плохо на работе. Если докажет — водитель попал на «бабки». Никому это не надо. Слишком дорогое удовольствие.

При этом, если «чуть не сбил», нужны весомые доказательства. Как правило, нет контакта — нет предмета разговора.

P. S.

Люблю Калифорнию за погоду, уважаю за сервис, слегка нервничаю, когда вижу цены на топливо, злюсь, когда захожу в grocery (продуктовый магазин), и просто ненавижу, когда получаю счет за медицину!

Чуть не забыл. Америка — это страна отзывов. Все и везде просят feedback! Ну просто тупость. Они постоянно хотят узнать, какие они хорошие либо какие плохие на самом деле. Но как это глупо — спрашивать «is everything ok?» через одну минуту после того, как принесли блюдо. Ну ясное дело, я доволен, что его принесли, но еще не распробовал, чтобы сказать, какая это гадость!

...Наверняка не только у нас есть путевые заметки. Если считаете, что ваши фотоотчеты с комментариями о зарубежных поселках, городах, регионах достойны внимания, присылайте их на ga@onliner.by.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. vv@onliner.by