Работа с техникой всегда считалась неженским занятием. Профессия сотрудника станции техобслуживания может возглавить топ «девушкам здесь не место». Onliner.by предложил Кристине, менеджеру сети по продаже косметики и парфюмерии из Минска, попробовать себя в этом нелегком деле, чтобы понять, так ли сложна профессия, как ее описывают. На возможность временного трудоустройства девушка отреагировала решительно: «Мой личный Audi A6 находится в ремонте. Так что я с удовольствием поучусь, например, сливать масло. Ведь это не испортит мой маникюр?» Хорошо, что мы не стали ничего обещать.
«Здесь не дворец бракосочетаний, — инструкция от специалистов станции началась весьма нестандартно. — Нет однозначного ответа, нет точки невозврата. Ищешь одну неисправность — находятся другие. Заметит их не каждый. Вот вы, Кристина, хорошо знакомы с механизмами подвески? [вопрос был явно риторическим. — Onliner.by] Сегодня познакомитесь. Проследите за машинами от стадии приема заказа до непосредственно самой работы. Наше дело — это труд, который, как и любой другой, требует специальных знаний. Допустима ли тут самодеятельность — решите сами для себя в конце этого дня. Готовы?»
Нельзя сказать, что речь представителя СТО воодушевила нашего бойца на подвиги, но Кристина и не думала отступать. «Да, немного запугали, — призналась она. — Но не сильно. У меня есть мощная мотивация. Сейчас мой Audi A6 2001 года выпуска ремонтируют. На скорости более 130 км/ч стала чувствовать биение в руль, занос задней части. Сказали, что-то там с тормозами, суппортами. Надеюсь сегодня улучшить свои знания… Подруги удивятся».
Знакомство с профессией началось за столом заказов. После непродолжительной инструкции и вводного «селфи» мастер-приемщик был готов к работе. Журналисты лишь издалека наблюдали за всем действом, боясь спугнуть либо девушку, либо клиента. На пороге станции появилась автовладелица — как оказалось позже, в ее BMW X5 сломалась рулевая крестовина. Несколько минут дамы беседуют, клиент заполняет бумаги и вскоре удаляется, будто бы и не заметив подмену.
Первая фраза Кристины: «Я забыла предложить конфету, вот тупица!» Девушка заметила, что, по сути, работа приемщика довольно проста: «Предложить сесть, выяснить „симптомы“, попросить указать их в бланке, взять техпаспорт. Если ремонт несложный, сказать „через час-полтора все будет готово“. Все, в принципе, ясненько. Сложно, только если клиент угрюмый попадется. С такими людьми я работать не умею». Вскоре у стола заказов появился не совсем угрюмый, но явно нервничающий мужчина. На его вопрос «Где мои свечи?» девушка не нашла ответа. Специалист, находившийся неподалеку, отыскал нужную информацию в компьютере и успокоил взволнованного клиента.
Сотрудники СТО не считают, что труд мастера-приемщика прост: «Это лицо компании, он должен убедить клиента вернуться. Его мастерство проявляется в первую очередь во время конфликтов. Существует понятие семейного адвоката, семейного парикмахера, доктора. Надеемся, у людей появится и личная станция техобслуживания».
Наступает время настоящей грязной работенки. BMW X5 загоняют в бокс, предварительно застелив руль и сиденье пленкой. Девушка, которая подальше от беды решила проехать на пассажирском сиденье, меняет беджи: Кристина-приемщик теперь в прошлом, на арену выходит Кристина-слесарь. Кроссовер собираются осмотреть на подъемнике. Перед тем как подставить лапки в нужные места на днище, менеджеру сети по продаже косметики приходится в прямом смысле стать на колени перед BMW. Белые еще секунду назад перчатки покрываются дорожной грязью. Когда ее длинные волосы коснулись грязной плитки, мы всерьез задумались, что девушка не простит нам эту затею.
Однако она, (не без помощи специалиста) подставив лапки подъемника, уверенно нажала на механизме кнопку «up», перехватив руку «штатного» мастера Андрея. Когда мы принесли Кристине кепку, она уже держала в руках инструмент, готовая проверять люфт сайлентблоков.
— Куда эту штуковину вставлять? Сюда прям? Ну, вроде бы стоит прочно, не шатается.
Пока Андрей объясняет Кристине строение подвески и размещение каждого из ее элементов, девушка ежится от случайно попавших за шиворот капель с днища кроссовера. Под фразы «Это и есть та самая рулевая тяга?» — «Нет, это стойка стабилизатора» в бокс заходит действующий приемщик: «У нас неважные новости. Рулевую крестовину привезут только завтра, быстро поменять не получится. Автовладелица уже предупреждена». BMW приходится опускать. Тут становится понятно: если у станции и была заготовлена программа для нашей девушки, то ей не суждено состояться. Дальше все пойдет не по сценарию.
…А за воротами бокса уже ожидает Volkswagen Golf. Его пригнали на «предзимнюю» диагностику и — по необходимости — ремонт. Среди пожеланий клиента значился и развал-схождение. Кристина повторяет действия у подъемника и обнаруживает, что в хетчбэке места под лапки подъемника предусмотрены в других местах. «Это мелочь, — перехватывает взгляд девушки Андрей. — Сейчас увидишь подвеску — там все по-другому. У BMW ведь многорычажка, в отличие от Golf».
— Интересненько, — с присущей девичьей интонацией реагирует наша слесарь-стажер, рассматривая днище Volkswagen. — Я, конечно, залазила под свою Audi, но тут совсем все по-другому. А вы строение всех моделей всех производителей знаете наизусть?
Ответом послужила лишь улыбка.
Кристине предлагают проверить целостность рулевых наконечников. С инструментом девушка справлялась неплохо, но когда дело дошло до применения силы рук, обойтись без мужской помощи оказалось невозможным. Тест «шатанием колеса» Golf прошел, а вот Кристина — нет, вновь не хватило сил. Зато, исследовав четыре сайлентблока, она безошибочно определила неисправный: «Он же не должен так прыгать!» Мастер перепроверил — девушка оказалась права: «Действительно, совсем разбит».
Машину опускают и собираются отправить в соседний бокс на развал-схождение. «Диагност» оставляет отметки в карте осмотра как заправский спец — прислонив бумаги к колонне, ставит галочки напротив графы «перед. с/блок». Тест на тормозном стенде сопровождается словами «Ух ты, как крутится», но неполадок не выявляет.
Volkswagen Golf сменяет Peugeot 406. Андрей зачитывает диагноз: «Под замену передняя стойка стабилизатора, задний амортизатор, тяги». Кристина неподдельно разочарована: «Все сделали без меня?» Но тот факт, что исправлять ситуацию предстоит именно ей, успокаивает девушку. На столе разложили запчасти, но встанут на свои места они не сразу. Андрей изучает поврежденные элементы подвески: «Передние стойки надо болгаркой срезать. А вот рычаги можем доверить нашему новому слесарю».
Кристина, повинуясь подсказкам опытного мастера, наносит на болты так называемую ВД-шку, комментирует: «Уверена, все можно сделать самой. Только предварительно стоит посмотреть уроки на YouTube. Я так научилась доить козу». Без спрея заржавевшие болты снять невозможно. Девушка берется за пневмопистолет. Несколько попыток — болт не сдвинулся с места: совсем проржавел. Андрей щеткой с металлическим ворсом чистит резьбу и забирает пневмоинструмент. Становится понятно, что уроки на видеосервисах тут не помогут. В опытных руках дело пошло быстрее. Через пару минут нерабочая тяга вместе с болтами отправляется в утиль.
На десять минут Кристина прячется за колесом, раздается лязганье железа, стук трещоточного гаечного ключа. Довольная девушка приглашает нас оценить результаты ее труда: «Обалдеть! Я сделала это! Только посмотрите, какая красивенькая, новенькая тяга стабилизатора». Мы наблюдаем, как блестит свежеустановленная деталь на фоне старых. Андрей на всякий случай перепроверяет работу: все в норме. Первый блин оказался не комом.
…По дороге к родному офисному креслу менеджера сети по продаже косметики и парфюмерии Кристина делится впечатлениями от перевоплощения: «Работа мне показалась интересной. Но для девушки все же сложно. Со временем разобраться можно во всем что угодно, но вот физической силы порой не хватало. Даже обидно как-то. Буду ли я сама перебирать подвеску своей Audi, когда она вернется с сервиса? Если честно, то вряд ли».
Благодарим компанию Bosch и Бош Сервис Texx за помощь в подготовке материала.
Вам будет интересно:
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by