24 часа онлайн. Репортаж из «дежурки» Минской ГАИ

 
22 января 2016 в 8:00
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Автор: Андрей Журов. Фото: Влад Борисевич
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

«ГАИ Октябрьского, вернитесь на место ДТП на улицу Казинца, участница происшествия забыла в вашей машине ключи», — это лишь одно из нескольких сотен распоряжений, которые отдают за сутки инспекторы оперативно-дежурной службы Минской ГАИ. Они всегда первыми получают информацию об авариях, преследовании автомобилей и задержании пьяных водителей. Здесь концентрируются сведения о дорожной обстановке и можно понять, что в целом происходит в городе. Читайте наш репортаж из «дежурки».

На столе дежурного инспектора — скопление телефонов: два городских, три мобильных, аппараты для связи с подразделениями ГАИ и ГУВД. Но бóльшая часть команд передается по радиостанции, которая всегда включена.

Засорять эфир категорически запрещено. Команды подаются в соответствии со строгим регламентом — нужно назвать свой позывной и вызываемого «абонента». Звучит это примерно так: «ГАИ Заводского района, Центр. Кто из нарядов находится на Партизанском проспекте? Необходимо уточнить данные о происшествии».

Обычно отклик поступает сразу: «Центр, ГАИ Заводского района. Сейчас подъедем, проверим». Инспекторы ОДС управляют нарядами ГАИ, координируют их работу, и проигнорировать подобное обращение — значит, нарушить внутренние инструкции.

Дежурные получают информацию не только по радиостанции и телефонам. На стене — огромный монитор, на который выведена картинка с нескольких дорожных камер. Очень удобный инструмент для отслеживания заторов!

В случае, когда скапливается пробка, инспектор сразу связывается со СМЭП (службой, которая отвечает за работу светофоров):

— Гамма, Центр. Продлите зеленый сигнал для проспекта Независимости на перекрестке с Володарского.

— Центр, Гамма. Принято, продлеваем.

Но бóльшая часть сообщений поступает по городскому телефону (222-17-17) от обычных граждан. Причем приоритет, по словам дежурных, отдается именно таким звонкам.

— Здравствуйте... Да, направим... Улица Радужная, 7а, — берет в руки трубку инспектор-дежурный ОДС Минской ГАИ Алексей Буляк.

Алексей Буляк

Оказывается, водитель хочет забрать свой автомобиль, доставленный на штрафстоянку. Туда нужно быстро направить наряд. Это происходит незамедлительно.

Одно из требований — оперативно обрабатывать информацию, принимать решения и отдавать распоряжения. Иначе лавина звонков и сообщений захлестнет службу. Поэтому разговор всегда четкий, по делу, без эмоций.

— Обычно звонящий хочет рассказать о проблеме или увиденном происшествии, — делится опытом старший инспектор-дежурный ОДС Минской ГАИ Андрей Антоневич. — Но иногда люди задают вопросы с подковыркой: «Что будет, если я стану поворачивать направо, а второй водитель налево и мы столкнемся». Мы не вправе заниматься разбирательством ДТП. Просим понять правильно, у нас не юридическая консультация — предоставляем только справочную информацию.

Андрей Антоневич

— ДТП на площади Бангалор? Стоит общественный транспорт? Не кладите трубку — направим экипаж, — принимает сигнал Алексей Буляк.

Как выясняется, звонят представители предприятия «Столичный транспорт и связь». Произошли задержки в движении троллейбусов. На такие происшествия наряды ДПС направляются в первую очередь. Странно только, что позвонили не непосредственные участники аварии…

Каждые сутки в среднем поступает около 350 звонков. Больше всего — в час пик. Утром звонят те, чьи машины ночью во дворе заблокировали. Затем администрация детских садов и школ просит убрать автомобили от ворот — не могут заехать фургоны с питанием. Потом наступает черед сообщений о ДТП. И так круглые сутки. Без остановок.

Самые сложные дни — понедельник, пятница, а также предпраздничные. Говорят, даже во время последних циклонов работа не была такой напряженной: «Действия отлажены. Работаем в тесном взаимодействии с „Горремавтодором“ и другими городскими службами».

— Подозрительный мужчина заглядывает в автомобили. Одет в дубленку темного цвета, — опять заговорила радиостанция.

Поскольку ГАИ относится к милиции общественной безопасности, инспекторы тоже участвуют в задержании подозреваемых и розыске угнанных автомобилей. Не раз именно сотрудники ДПС задерживали преступников.

— Какой автомобиль поврежден? Второй участник скрылся? Называйте адрес, — дежурный инспектор принимает очередное сообщение о дворовой аварии.

Примерно половина звонков касается ДТП, еще половина — заблокированных автомобилей. Когда речь идет об аварии, сначала спрашивают, есть ли пострадавшие. У сотрудников оперативно-дежурной службы имеется прямая связь со «скорой» и МЧС — они могут быстро обратиться к медикам и спасателям.

На форуме иногда жалуются: «Позвонил в ГАИ, а толку?» На самом деле каждое входящее сообщение регистрируется. Во-первых, оформляется заявка в электронном виде. Заполняется форма, которая отправляется в дежурную часть районной ГАИ. Как только там послание получают, оно перестает мигать красным цветом.

Во-вторых, сообщение фиксируется в специальном журнале. Таким образом можно проконтролировать его выполнение. С этим в ГАИ строго!

Еще одна из обязанностей — выдача служебного оружия заступающим на сутки сотрудникам ДПС. Именно «дежурку» ставят в известность, если возникает необходимость применить оружие. К слову, такие случаи в Минске довольно редки.

Дежурный инспектор передает сотруднику ДПС алкотестер

Кроме оружия сотрудникам спецподразделения Минской ГАИ в последнее время стали выдавать нагрудные видеорегистраторы. Эти устройства находятся в специальном терминале. Выдаются под роспись руководителям подразделений.

— Алло. Здравствуйте. Возле налоговой машины стоят с нарушением? Принято, — звонок снова касается парковки.

— ГАИ Первомайского, Центр. На улице Седых проверьте соблюдение требований остановки и стоянки, — с момента поступления информации не прошло даже полминуты.

Иногда складывается ощущение, что со шквалом поступающих сообщений не справиться: несколько телефонов постоянно звонят, по радиостанции передаются оперативные команды, а еще нужно оформить заявку, записать обращение в журнал. На самом деле это только кажется — все находится под полным контролем.

— Два дорожных с Независимости, — передает копии «европротокола» сотрудник ДПС.

Вообще, оформлением ДТП на двух важнейших магистралях города — проспектах Независимости и Победителей — занимается, как правило, спецподразделение ГАИ. Этим улицам уделяется особое внимание.

Сотрудники «дежурки» говорят, что нередко поступает информация о том, что водитель пьяный. Причем если управляющий машиной ведет себя странно — могут позвонить сразу несколько человек. «Если звонящий держит подозрительный автомобиль в поле зрения хотя бы минуту, то водитель точно будет задержан», — уверяют инспекторы. Они не только передают информацию, но и отслеживают результат.

— На самом деле каждые дежурные сутки не похожи на предыдущие. Но в этой бесконечной череде звонков и сообщений они все равно напоминают друг друга, — признаются сотрудники ОДС. — Иногда приходишь домой и по привычке на телефонный звонок отвечаешь: «Центр у аппарата».

Читайте также:

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by