Погода налаживается, и жители большого города стали чаще выезжать на своих велосипедах — на прогулки и по делам, занимаются спортом. Мы отправились вместе с ними, чтобы узнать, где минчане любят кататься и какие у них велики. Спойлер: горожане предпочитают в основном хорошие дороги (велодорожки, тротуары), но время от времени готовы прокатиться по лесной тропе или насладиться загородными аутентичными пейзажами в деревне или на даче. Велосипеды выбирают исходя из стоимости и уже во вторую очередь оценивают их технические характеристики. Самый популярный тип, разумеется, «горник»: недорогой, универсальный, да и выглядит солидно.
Минская велодорожка ожила. Там уже не только мамы с колясками и собачки на поводках, как было зимой. Мчатся куда-то электросамокаты, по-летнему шелестят резиной велосипеды. Тормозим двух велосипедистов в парке Победы: экипированы неплохо — спортсмены?
— Много катаетесь?
— Ну тысячи три за сезон выходит, — говорит мужчина. — В свое удовольствие: есть свободное время — почему бы и не прокатиться?
У него LTD Rocco: модель в народе популярная, можно найти такие велосипеды на стандартных колесах диаметром 27,5 дюйма или увеличенные «двадцатьдевятки». Стандартная комплектация: три звезды спереди и до восьми сзади, дисковые тормоза (если гидравлика — выйдет чуть дороже). Трансмиссия здесь начального уровня, как и на всех велосипедах бюджетного сегмента. Как видите, и этого вполне достаточно, чтобы с удовольствием накатать несколько тысяч за сезон, не испытывая никаких технических проблем.
— Предпочитаете велодорожку или есть и другие любимые маршруты?
— Любим велодорожку на Раубичи, — рассказывают велосипедисты. — Она, правда, в последнее время нуждается в уходе — напишите об этом. Поперечных трещин очень много появилось, а в лесу, ближе к концу маршрута, уже почти не проехать: дорога вся вздыбленная. Но все равно любим ездить в том направлении.
О велодорожке на Раубичи мы рассказывали несколько раз, в том числе заглядывали туда в прошлом сезоне. Вне всяких сомнений, это один из лучших веломаршрутов, доступных минчанам, настоящий подарок любителям таких путешествий. Все больше признаков того, что дорожка приходит в упадок без должного внимания. В некоторых местах уже отчаянно необходим ремонт, где-то достаточно просто подлатать отдельные трещинки. Никому не хотелось бы потерять уникальный объект, связанный с большими спортивными достижениями и дающий возможность вести здоровый образ жизни, не слишком удаляясь от дома.
У нее Stels Miss — столь же популярная модель с женской, заниженной геометрией рамы. Преимущества бренда в том, что за относительно скромный бюджет можно рассчитывать на вполне интересную комплектацию. Причем линейка, доступная в продаже, всегда была широкой: можно выбрать стальную раму или алюминиевую, подобрать более продвинутое навесное оборудование или остановиться на чем-то попроще, выбрать диски или механические тормоза. Модель Miss вполне подойдет ребенку в качестве первого взрослого велосипеда либо взрослому человеку, который не хочет отдавать слишком много денег за счастье крутить педали. К тому же «Стелсы» не попадут в санкционный список: это российский велобренд.
Советуем воспользоваться решением опытных велолюбителей: лучше сэкономить на велосипеде, чем на экипировке. Удобная одежда и обувь, очки, в идеале шлем — это то, что сделает любую велопрогулку приятнее и безопаснее.
Есть разные подходы к владению велосипедом. Одни проводят регулярное обслуживание и следят за состоянием расходников. Другие отправятся в мастерскую только в том случае, если возникнет конкретная проблема. Другой стиль — назовем его голландским — наиболее утилитарный: ездить на велосипеде до тех пор, пока он ездит. А перестанет ездить — там и подумаем, что делать: чинить и приводить его в порядок или же сразу искать новый.
Велосипеду Александры уже много лет. Конечно, можно к чему-нибудь придраться, но факт остается фактом: велик на ходу, он может ехать и может тормозить, и самое главное — он приносит много удовольствия своей хозяйке.
— Катаюсь, когда появляется свободное время. В этом году уже много раз выезжала, а все потому, что ребенок требует: «Мама, поехали кататься!» Ну что делать? Поехали! — смеется велосипедистка. — Люблю по велодорожке ездить, но до нее еще добраться нужно — мы не близко живем.
Интересные происходят вещи. Рынок в погоне за сверхприбылью все усложняет и усложняет велосипеды, пичкая их все более навороченным оборудованием, внедряя порой избыточные технические решения и дорогие материалы. А в старых, народных великах остается та самая ламповость и теплота, идущая из детства. И даже если веломеханик поморщится, замечая профессиональным взглядом многочисленные косяки, то хозяин всегда знает, за что любит именно свой велосипед: за свободу, которую он дарит, за веселье прогулки в солнечный день, за простоту.
Впрочем, когда Александра все же решится подыскать нового друга для путешествий, нам будет что ей предложить. В бюджетном сегменте белорусам всегда особенно родным был бренд Aist. Он и сегодня широко представлен на рынке, и в зависимости от возможностей кошелька можно подобрать модель, которая как минимум не будет уступать конкурентам.
Владимир Павлович — велосипедист с серьезным опытом. И он хорошо знает, что этот транспорт отлично подходит не только для праздного катания, но и для решения многих житейских вопросов.
— Зачем мне тащить сумки из магазина, если я могу все привезти на велосипеде? — задает он резонный вопрос. — Поэтому я и выбирал модель практичную: с прочным багажником, с корзиной. Выбрал, уже год откатал — доволен.
Классика действительно не исчезает, и те велосипеды, на которых многие из нас учились ездить, гостя летом у бабушки с дедушкой, никуда не делись и сегодня. Поменялись бренды, поменялась мода, а они просто были, есть и, конечно же, будут. Скажете, не круто? Да половина Европы колесит на таких же велосипедах!
А у Владимира Павловича Stels Navigator. Простой и неприхотливый в обслуживании, а обслуживает свой велосипед мужчина, конечно же, самостоятельно.
— Ну а как же? Подготовил к сезону, все проверил, смазал. Пока всем доволен. Вот только, знаете... — он показывает на хромированные элементы велосипеда. — Раньше металл что ли получше был. На старом велосипеде этого ржавого налета и за 40 лет почти не было, а теперь вот за год появился.
А у детишек все только начинается. И сразу такое многообразие — не знаешь, что и выбрать: трехколесник, велосипед с приставными колесами, а может, вообще самокат? Кто-то предпочитает машинки на пульте управления, другие — велосипеды-коляски, — голова идет кругом. Одно ясно совершенно точно: ребенок без транспорта не останется.
На велодорожке в одном из районов встречаем маму с сыном. Знакомьтесь: модного молодого человека на беговеле зовут Ян.
— Ему три года. Когда нам исполнилось два, мы получили в подарок мотоцикл пластмассовый и учились ездить на нем. Очень быстро освоились, вообще нам этот мотоцикл очень нравился: и нам, и всем друзьям — на нем полдвора ездит. И на беговел Ян в итоге очень просто адаптировался: сразу поехал, можно сказать. Ему очень нравится, — рассказывает мама.
Имейте в виду: на чем ездит ваш двор, ваш садик, ваша тусовочка — на том ребенок и поедет с большей долей вероятности. Если у всех друзей беговелы — ищите беговел, если самокаты — аналогично. Беговелы, кстати, мы тестировали — крутая штука!
— Дети быстро растут. Долго планируете беговелом пользоваться?
— Ну год так точно, а там будем смотреть. Вообще, мы пробовали приучать его уже к велосипеду: знаете, маленькому такому, с двумя приставными колесами? Но Яну не нравится пока. Говорит, что слишком медленно едет, — смеется наша собеседница.
Пока общаемся, неуловимый мальчишка на беговеле выдает вираж за виражом вокруг нас — вот же освоился!
Ольга в модных очках катит куда-то по-деловому и совсем не обращает на нас внимания.
— Погодите!
Оказывается, нам очень повезло: девушка этим маршрутом катается нечасто, но сегодня тот самый день — ездила куда-то по делам.
— На велике очень удобно. И не нужно заморачиваться с тем, где припарковать машину, — отмечает Ольга.
У Ольги Greenway. Очередной бюджетный бренд: вы наверняка встречали его повсюду. Обратили внимание, что почти все в городе ездят на «горниках»? Все объясняется именно бюджетом: такой велик при прочих равных будет существенно дешевле и гибрида, и фитнес-велосипеда, которые, возможно, более соответствуют городским условиям.
— Мне все нравится, хоть я и не особо разбираюсь, что здесь да как, — рассматривает свой велик девушка. — Но он красивый — это главное! Наверное, нужно его обслужить после зимы — заеду куда-нибудь. И передний брызговик я сняла зачем-то — нужно поставить на место.
— А почему выбрали именно этот велосипед?
— Все очень просто: это подарок. И, кстати, хочу дать совет всем парням: велосипед — это просто отличный подарок для девушки, — смеется Ольга.
А Евгений и Татьяна заняты делом, пока мы греемся на еще холодном апрельском солнце.
— Ездили на Expobel, вот, с покупками возвращаемся.
— Ого, а туда есть дорога?
— Ну пришлось немного помучиться, но не привыкать. Мы вообще любим такие поездки. К примеру, можем до Кургана Славы рвануть — легко!
У него Giant, а Giant — это серьезно. Разговоры о том, что бренд может исчезнуть с нашего рынка, к счастью, не ведутся, но общая ситуация и нарушение логистических цепочек, конечно, снижению цен не способствуют. Снова MTB, и хотя до Кургана сподручнее катить на шоссейнике, зато в стороне от асфальтовой дороги на таком велосипеде начнутся страдания, а на «горнике» проедешь где захочешь — для отважных велопутешественников это даже не плюс, а обязательное условие.
А у Татьяны и вовсе Specialized. Ранее мы рассказывали, что пока этот бренд есть у нас в наличии, но с поставками на будущее ситуация вырисовывается непростая. Короче, если есть желание и возможности — нужно брать сейчас.
Попутно поделимся еще одним советом: брендовые велосипеды гораздо медленнее теряют в цене, соответственно, их легче продать в случае необходимости на нашей «Барахолке».
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by