Греем, морозим, наблюдаем. Морозный день автомобилиста

09 января 2024 в 7:50
Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка

Греем, морозим, наблюдаем. Морозный день автомобилиста

Автор: Иван Кришкевич. Фото: Александр Ружечка
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

На Рождество ударили морозы — мы не могли их пропустить! Решили с помощью различных приборов проследить за тем, как изменяется температура в автомобиле в момент прогрева и остывания салона. И попутно сделали еще несколько наблюдений.

Холодно

В ночь на воскресенье в Минске прогнозировали –18 градусов, на утро обещали –16. Сойдет! Морозы далеко не рекордные для белорусских зим, но уже чувствительные — и для людей, и для автомобилей.

А вот и первый сюрприз: водительская дверь не хочет открываться снаружи — на сильном морозе прихватило замок. Пришлось проникать в салон через правую дверь, а левую открывать изнутри. На этом инцидент был исчерпан, но берем на заметку: надо повторно обработать замки.

Справедливости ради, действительно холодно! Смартфон показывает –16 градусов, с ним солидарны все четыре спиртовых термометра, которые заранее были оставлены внутри машины. Один мы разместили в багажнике, другой — в спинке заднего дивана, третий — в подстаканнике между передними креслами, а четвертый — в ногах водителя.

С помощью этих градусников (на самом деле довольно точных, но инертных) будем оценивать температуру в разных зонах салона. А для точечных замеров возьмем пирометр. Этот бесконтактный термометр измеряет мощность излучения тел в инфракрасном диапазоне, то есть показывает температуру различных поверхностей. На самом деле это не то же самое, что температура воздуха, к тому же простенький приборчик с AliExpress не поверен, а его точность под вопросом.

Но погрешность в несколько градусов для нас не критична, мы просто хотим увидеть, где и как меняется температура внутри автомобиля в процессе нагрева и остывания салона.

Морозильник на колесах

Радует, что пока все приборы солидарны: внутри машины –16 градусов. Считайте, морозильник на колесах. И если вы вдруг забыли там какие-то жидкости и продукты, то…

Мы специально оставили на ночь две бутылки — с обычной водой и газированным напитком. Можете убедиться сами: мы получили бутилированный лед. А еще две окаменевшие мандаринки, которыми можно попробовать забивать гвозди, но пытаться очистить или разрезать их не имеет никакого смысла.

Само собой, замерзла и дистиллированная вода, иногда нужная для приготовления раствора с концентратом антифриза. Не стоит держать ее в багажнике зимой. А вот незамерзайка, рассчитанная на –20 градусов, подтвердила свое название: осталась в жидком состоянии без намека на начало кристаллизации.

зимняя, концентрат, температура применения -50°С, не содержит метанол, производитель: США, 0.95 л

И моторное масло с индексом 5W20 визуально не показалось более вязким, чем при более высоких температурах. Очевидно, что –16 градусов точно не являются для него проблемой.

Прогрев на холостых

Вот и двигатель запускается без проблем, только сразу выходит на 1500 об/мин, хотя обычно прогрев осуществляется на 1200 об/мин. Что ж, пускай работает, все равно надо как-то лобовое стекло разморозить — в моем «американце» оно без подогрева. Царапать его скребком не хочу, поэтому использую антилед.

Так, а что там с температурой? На кузовных элементах и колесах пирометр по-прежнему показывает около –16 градусов, а вот под капотом становится чуть теплее. Но разные узлы и детали прогреваются с разной скоростью, причем разница может составлять десятки градусов. Понятно, что самым горячим будет выпуск, а также блок цилиндров. А вот впуск, ГБЦ, элементы большого круга системы охлаждения пока холодные.

Через 10 минут после запуска двигатель, если верить указателю на приборной панели, уже прогрелся — даже без нагрузки! У нас ведь под капотом 1.6 Ecoboost со сложной системой охлаждения, которая обеспечивает максимально быстрый вывод мотора на рабочую температуру.

Помог в этом и климат-контроль: в автоматическом режиме он начинает активно гнать горячий воздух лишь с прогревом двигателя, чтобы не отбирать у него тепло сразу после запуска. Но это же означает, что в салоне пока холодно, да и лобовое стекло только-только начинает приобретать приемлемую видимость.

Отметим и распределение потоков: воздух подается только на лобовое стекло и в ноги, где пока лишь у самих дефлекторов получаем +25—30 градусов, а вот боковые и центральные дефлекторы едва теплые.

Но стоит отвести прицельный луч пирометра, и тут же получаем отрицательные значения. Небольшой «плюс» есть только в районе ног и лобового стекла, а везде по-прежнему сильный «минус». Ладно, дальше прогревать салон уже будем в движении.

Первые километры

Пока едем очень аккуратно: это двигатель прогрет, а коробка передач, подвеска, рулевое управление — нет. И это даже чувствуется! Передачи в коробке пока включаются туговато, на ходу автомобиль жестче обычного, так что избегаем активных маневров и неровностей на дороге. Все по классике!

ёмкость встроенного аккумулятора: 8800 мА·ч, ток зарядки: 500 А, максимальный пусковой ток: 800 А, масса: 0.82 кг
Выбор покупателей
ёмкость встроенного аккумулятора: 8000 мА·ч, максимальный пусковой ток: 400 А, масса: 0.29 кг

Через 10 минут после старта (и 20 минут после запуска двигателя) можно сказать, что основные агрегаты машины прогреты, а микроклимат в салоне начинает меняться. Прежде всего стало ощутимо теплее в ногах (+15 градусов) и в области головы (+8—10 градусов).

Снять шапку уже можно, а вот перчатки пусть остаются на руках — ведь и рулевое колесо, и рычаг КП еще холодные: в разных точках намерили от 0 до –5 градусов. Собственно, на передней панели, в районе центральной консоли, в области задних сидений получаем те же околонулевые значения.

Нам комфортно, потому что мы остаемся в верхней одежде, а температура внутри примерно на 20 градусов выше, чем за бортом. Можно, конечно, перейти в ручной режим климат-контроля и направить горячий воздух в салон через центральные и боковые дефлекторы. Но посмотрим, как справится автоматический режим.

Вроде прогрели

И лишь через 20 минут после начала поездки и 30 минут после запуска двигателя в салоне наконец-то стало тепло. И то не везде. Да, в ногах у водителя и переднего пассажира — Ташкент (в отдельных зонах пирометр показывает выше +30 градусов, даже инертный термометр прогрелся до +8), в разных точках в районе головы водителя (подголовник, потолок) уже +11—12, а столбик градусника в спинке заднего дивана поднялся до +7.

Но термометр, оставленный в подстаканнике между передними креслами, едва преодолел отметку в +5 градусов, а в ногах задних пассажиров по-прежнему минусовая температура. Надо ли говорить, что в багажнике тоже холоднее, чем в целом в салоне? Там мы вообще получаем легкий минус.

Понятно, что многое зависит от конструктивных особенностей автомобиля, в частности от того, как реализована система вентиляции и отопления. Например, у Fiesta небольшой салон, но нет активной подачи воздуха ко второму ряду сидений, отсутствует автономный подогреватель, а работа климат-контроля в автоматическом режиме не способствует максимально быстрому прогреву салона.

Есть и отдельные холодные места. Например, сдвинув шторку, получили –12 на промерзшем стекле люка. Но это еще что! Снаружи машина продолжает оставаться холодной: на передней панели, фарах, капоте пирометр показал от –20 до –27 градусов, что можно объяснить охлаждением деталей от набегающего воздуха во время движения.

По большому счету теплые снаружи лишь стекла, тормозные диски да выпускная система. Ну и, конечно, плюсовую температуру получили под капотом. Но, как и при первом измерении, убеждаемся, что разные узлы и детали прогреты по-разному.

Не студите хату!

Итак, в хороший мороз прогреть даже небольшой салон — та еще задача. А потерять тепло проще простого — достаточно выключить двигатель и пооткрывать двери. Мы сымитировали выход нескольких человек из автомобиля: просто открыли и закрыли поочередно все двери, на полминуты заглянули в багажник. И затем на 5 минут оставили машину с закрытыми дверьми, заглушенным двигателем и выключенной печкой.

Инертные градусники не успели отреагировать оперативно, а вот пирометр сразу показал сильное снижение температуры: на потолке и подголовниках зафиксировали от 0 до +2 градусов против +11—12, на педальном узле получили +3—4 градуса против +23—25, а рукоятка кулисы снова остыла до +1 (было +14 градусов). Столбик термометра в багажнике опустился до –2, хотя и до того там не было особенно тепло. В общем, выстудить автомобиль можно в два счета. А как быстро он вообще вернется в режим морозильника?

Счет на минуты

В нашем случае оказалось достаточно 20 минут после остановки двигателя. Измерения контрольных точек при помощи пирометра показали снижение температуры до –2—5 градусов. Даже неспешные спиртовые термометры в салоне стали стремиться к нулю.

Еще через 10 минут на тех же точках получили снижение температуры на дополнительные 2—3 градуса, почти на столько же упали показатели термометров. Что дальше, и так понятно: температура внутри машины будет постепенно снижаться, пока не сравняется с уличной (–14 градусов на тот момент). Чуть замедлить этот процесс могло бы яркое солнце — под его лучами салон все-таки немного греется. Но мы поставили автомобиль в тени, так что этот фактор не сработал.

Это снова возвращает нас к тому, во что превратятся продукты и напитки, оставленные в машине буквально на часок. Мы провели небольшой эксперимент: положили в багажник пару бутылок и мандаринки. Через 20 минут пирометр показал на продуктах –2 градуса, еще через 10 минут увидели на экране уже –5.

А вот такие же предметы, помещенные в термосумку, остывали куда медленнее: через те же полчаса мы увидели +2 градуса. Понятно, что и они рано или поздно замерзли бы, но термоизоляция даст вам дополнительные 20—30 минут точно. А так до образования льда в бутылках потребуется не больше полутора часов.

Бонус

Пару слов о том, как не замерзнуть в такие зимние дни. Одевайтесь по погоде. Известная рекомендация — использовать много слоев одежды. Например, сначала надевается термофуфайка (попутно она решит проблему с потом при перегреве), затем — теплая флиска, и под куртку еще можно надеть жилет, который заодно закроет грудь и горло (с ним и шарф не нужен). На ноги — теплые носки и обувь, термобелье и утепленные штаны.

Выбор перчаток также очень важен, при этом стоит учитывать не только температуру, но и осадки: если перчатки промокают от снега, они уже не греют. При длительном пребывании на морозе не будут лишними грелки для рук. Они бывают разных типов, в данном случае на фото — многоразовая каталитическая грелка, которая выделяет тепло на протяжении нескольких часов.

Другие автомобильные лайфхаки в рубрике Onlíner 

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by