Как обогнать взрослых? История шестилетнего мотогонщика

 
06 ноября 2014 в 8:30
Автор: Роман Протасевич. Фото: Алексей Матюшков
Автор: Роман Протасевич. Фото: Алексей Матюшков

Шестилетний Женя Миронов — один из самых юных мотогонщиков страны, который успел выиграть немало наград и даже составить серьезную конкуренцию взрослым. Но сколько раз надо столкнуться с мусоркой, сколько синяков и ссадин набить, сколько литров топлива сжечь, чтобы проходить повороты «на локтях», обгонять соперников и выполнять трюки на скорости? Как относятся к этому его отец и мать? Мы встретились с Женей и его родителями, чтобы получить ответы на все эти вопросы.

— Впервые я сел на мотоцикл, когда мне было около двух лет, — начал рассказ мальчик, поудобнее устроившись на своей кровати. — Правда, он был не совсем настоящий, а сделанный из пластика и с широкими пластмассовыми колесами. Вскоре я уже гонял по квартире на деревянном беговеле, в три года пересел на двухколесный велосипед, а в четыре впервые выехал на трек. И даже не страшно было совсем!

— Страшно не было потому, что муж его хорошо подготовил, проведя с ним много хороших подготовительных занятий, — подсказывает мама мальчика Ирина, держа на руках годовалую дочку. — Первые тренировки проходили в парке недалеко от нашего дома. Мотоцикл на первых порах даже не заводили, так как нужно было научиться правильно сидеть, тормозить, управлять. Например, обучение правильному торможению происходило так: муж ставил мотоцикл на горку, садил Женю и, держа байк за «хвост», медленно спускался.

— А вот когда папа завел мотоцикл, я испугался звука и даже не захотел ехать. Но страх быстро прошел. Папа все так же держал меня за «хвост», а я потихоньку газовал. Все равно уже стоял ограничитель и быстро ехать я не мог.

— Первая же самостоятельная поездка для нас закончилась падением. Несмотря на то что Женя был в полной экипировке, он забыл закрыть визор (защитное стекло на шлеме. — Прим. Onliner.by), из-за чего несильно разбил нос, въехав в мусорку. Этого он не испугался и продолжил кататься, на всю жизнь запомнив, что никогда нельзя пренебрегать защитой. Проблема появилась чуть позже, когда люди в парке стали все чаще косо смотреть на подобные тренировки. Пришлось искать новые площадки.

— Поэтому мы с папой начали кататься на пустых парковках. Но только там, где не было машин. Я учился многому, и даже трюкам.

Сейчас Женя занимается сразу двумя дисциплинами: шоссейно-кольцевыми мотогонками и мотокроссом. За два года в гонках на треке он уже добился достаточно больших успехов. А вот в мотокроссе мальчик только один сезон. Несмотря на то что эти два вида мотогонок существенно отличаются, ребенку крайне интересно и там, и там.

В свободное от мототренировок время Женя занимается спортивной гимнастикой и готовится к школе, которая распахнет для него двери уже в следующем году.

На вопрос о том, кем же он станет в будущем, мальчик отвечает не задумываясь:

— Мотогонщиком!

— Неужели ничего больше не нравится? — интересуемся мы.

— Вы сами видите, что все, что есть в комнате, связано с мототематикой, — говорит мама Ирина. — Этим он полностью в своего папу, который уже восемь лет в качестве любителя занимается шоссейно-кольцевыми гонками. Но мы не зацикливаемся на мотоспорте, стараемся развивать ребенка всесторонне: водим Женю в школу раннего развития, в бассейн, рисуем, лепим, собираем конструкторы Lego, которых у него бесчисленное множество. И уже все оставшееся время они с папой проводят вместе, тратя его на просмотр телетрансляций мотосоревнований.

— А ремонт и обслуживание мотоциклов?

— Этим занимается папа. Но я всегда рядом с ним. Наблюдаю, учусь. Еще немного, и скоро уже сам смогу исправлять какие-то небольшие поломки.

В этот момент маленькая Ульяна, годовалая сестричка нашего героя, неуверенными шагами подходит к пластмассовому мотоциклу и усердно пытается на него залезть.

— Вот это меня больше всего пугает, — смеется Ирина. — Девочке еще двух лет нет, а она уже проявляет куда больше интереса к двухколесному транспорту, чем оба мужчины в семье. Она всегда вместе с нами на тренировках, соревнованиях. Совершенно не боится громких звуков двигателя и визга резины. Это, конечно, замечательно, но как-то не очень хочется, чтобы еще и дочка «заболела» мотоциклами.

Когда настало время отправляться на тренировку, Женя быстро вскочил и собрался. Ехать заниматься любимым делом он, кажется, готов в любое время суток. А вот набор вещей с собой приходится брать довольно внушительный: две большие сумки, в одной — форма и защита для трека, во второй — экипировка для мотокросса.

Уже возле трека нас ждал отец Жени — Дмитрий. После приветствия он сразу ведет нас к боксу, где и находится все «хозяйство». Тут, рядом с несколькими спортбайками, стоят два совсем маленьких мотоцикла — мини-байка. Один из них — мотоцикл нашего юного героя. По словам Дмитрия, объем двигателя у этих «малышей» — 50 куб. см, а весят они около 20 кг. Но самое примечательное, что их мощность в соотношении с весом может превосходить 600-кубовый спортбайк, приближаясь к профессиональным гоночным мотоциклам. Глядя на этих маленьких железных «коней», действительно с трудом верится, что их скорость может превышать 100 км/ч!

После обязательного прогрева покрышек выходим на трек. Женя разминается, делает последние приготовления перед заездом. Все это время отец постоянно дает советы, то и дело подсказывая и помогая.

После того как мальчик сорвался с места и отправился в заезд, Дмитрий, пристально следя за своим сыном и по совместительству учеником, рассказал о том, что такое детские мотогонки в Беларуси.

— Сразу хочется сказать, что в стране всего два ребенка, которые занимаются шоссейно-кольцевыми гонками: мой сын и еще один мальчик, которому сейчас всего четыре года. И все. Тренеров, разумеется, тоже нет. Все эти занятия — голый энтузиазм. И, что самое обидное, никто даже не реагирует на то, что у нас есть талантливые в этом виде спорта дети.

Вспоминается одна история. Как-то раз мы были на специализированной выставке, где, естественно, были тележурналисты. Мы с Женей специально ждали момента, когда они будут направляться в нашу сторону. Сын, которому на тот момент было пять лет, выехал прямо перед телевизионщиками и начал кататься, выполняя всякие трюки. Те остановились, равнодушно посмотрели выступление и пошли дальше, как будто ничего интересного они не увидели.

Именно после этого и возникла идея отправить ролик с Жениной тренировки в российскую программу «Сам себе режиссер». Мы рассчитывали на информационную волну после победы в одной из рубрик и внимание СМИ к мотоспорту.

В Беларуси единственным хорошим пиаром было выступление Жени и его напарника на мотошоу на Немиге около Дворца спорта, где удалось привлечь внимание людей к двум юным талантам. После этого на ближайшую тренировку пришло сразу два новых ребенка. Один из них добился определенных успехов на мини-мото, но не справился психологически, увидев, как мой сын на тренировке упал в одном из поворотов. А вот второй мальчик пока еще мал, но я надеюсь, что мы начнем с ним тренировки уже в следующем сезоне.

С тех пор никаких подвижек не произошло. Проблема еще и в том, что аналогичная ситуация и в России, и в Украине, и во многих других странах. Дело даже не в том, что негде тренироваться, — те же картинговые трассы, которые есть практически в каждом более-менее крупном городе, идеально подходят. Если бы этому виду мотогонок уделялось больше внимания — результаты не заставили бы себя ждать.

Касательно финансовых расходов. Для родителей, которые хотят отдать свое чадо на подобные тренировки, они не столь велики, как может показаться. Так, слегка подержанный итальянский мини-байк стоит около полутора тысяч евро, комплект из двух новых покрышек, которых хватит на полноценный сезон, — $200, столько же стоят по отдельности качественный детский комбинезон и шлем. За перчатки и ботинки придется отдать еще около $70. Таким образом, суммарно получается около двух с половиной тысяч долларов — именно столько стоит оборудование, которое прослужит минимум несколько лет. Сами тренировки бесплатны, а топлива мини-мото «съедает» за один раз около полутора литров.

Честно говоря, лично я готов заниматься с детьми абсолютно бесплатно. Мне действительно хочется сделать все возможное для того, чтобы помочь ребятам проложить дорогу в будущее. И буду очень рад, если найдутся люди, которые приведут на тренировки своих детей.

В завершение хотелось бы развеять один миф, который наверняка отпугивает многих желающих. Принято считать, что мотогонки крайне травмоопасны. На деле же (особенно это касается детей) падения происходят на малых скоростях с высоты 30—40 см. Это то же самое, что и упасть сидя на полу на корточках. К тому же падение всегда происходит в скольжении, что уменьшает шанс какой-либо травмы до совсем уж маленького.

На данный момент шестилетний Женя — обладатель Детского кубка СНГ по шоссейно-кольцевым мотогонкам, участник первенства страны по мотокроссу, а также неоднократный победитель этапов чемпионата Беларуси по гонкам в классе мини-мото. Несмотря на свой юный возраст, он уже составил серьезную конкуренцию взрослым профессионалам из Москвы на Кубке Содружества по мини-мото, придя к финишу в первом десятке.

Когда шоссейная тренировка закончилась, мы вместе с мальчиком и его родителями отправились на мотокроссовые заезды. Участок для заездов находится буквально в нескольких сотнях метров. Всего в Беларуси сейчас около 15 юных (до девяти лет) воспитанников ДОСААФ, которые занимаются под присмотром профессиональных тренеров.

ДОСААФ воспитал уже не один десяток талантливых ребят, среди которых есть и действующий чемпион Европы.

Как сложится дальнейшая судьба юного гонщика? На этот вопрос пока что сложно дать определенный ответ. Но, глядя на его характер, стремление к совершенствованию и безграничную поддержку любящих родителей, хочется верить, что мы еще не раз услышим о Жене Миронове с телеэкранов и увидим счастливое лицо соотечественника на самой высокой ступеньке подиумного пьедестала.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by