За ошибки взрослых своими жизнями расплачиваются дети

 
1712
30 августа 2010 в 20:12
Автор: Андрей Журов
Автор: Андрей Журов
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Целый класс 1 сентября не придет в школу. Эти дети больше не сядут за парты, не выбегут гурьбой на перемену, не будут пинать мяч на стадионе. Они никогда не похвастаются «десяткой» за сочинение и не получат нагоняй за плохое поведение, потому что погибли на дорогах. С начала года в авариях мы потеряли 19 детей, 318 получили травмы. Столько лет взрослые ищут решение проблемы, но статистика вновь и вновь пополняется печальными случаями. Объявлена очередная спасательная операция: теперь за дело взялись эксперты, которые предлагают отменить навязанные стереотипы и спасать детей проверенными европейскими методами.

Пока все пессимистично: ось ответственности смещена, детей в школе учат не безопасному поведению на дороге, а пунктам из ПДД. Родители часто недооценивают уровень реальной опасности и, сами того не зная, вслед за Григорием Остером дают вредные советы. Например, взрослые ошибочно считают, что покупка фликера надежно защитит чадо от наезда (для справки: за последние два года ночных наездов на пешеходов меньше не стало; почти каждое пятое ДТП в Минске, в котором пострадал ребенок, произошло в темное время суток).

 

А еще мамы и папы слишком рано идут на поводу у взрослеющего, но неадекватно оценивающего ситуацию на дороге ребенка. Ранняя самостоятельность отражается в аварийной статистике ― в сводки ДТП чаще других попадают 8-12-летние дети.

  

В последние годы нам навязали столько стереотипов, что это помешало адекватно оценивать реальную ситуацию. Основные приемы, на которых делался особый акцент, буксовали: фликеры объявили панацеей, а взрослые слишком увлеклись теоретическим преподаванием ПДД. Сейчас можно констатировать ― громко декларируемые методы к исправлению ситуации не привели, потому что изначальный посыл был ложным. Теперь предстоит скорректировать кампанию и изменить общественное мнение.

Первое уже сделано, во всяком случае на минском уровне. Специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте разработали пилотную программу по повышению детской безопасности в городе. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа: была выбрана типичная столичная школа. Эксперты провели социологическое исследование, аудит инженерных мер, досконально проанализировали маршруты школьников, сопоставили данные со статистикой ДТП. Результаты получились очень противоречивые.

Например, много вопросов вызывает позиция родителей. С одной стороны, взрослые признают, что они играют важнейшую роль в обеспечении безопасности ребенка. Причем каждого второго родителя не устраивает уровень безопасности в городе для детей.

 

В то же время, сами признались взрослые респонденты, они не готовы к активным действиям. В опросе родителей попросили составить рейтинг перспективных мероприятий. На первом месте оказалась организация практических занятий для детей, на втором ― проведение комплекса инженерных мер, на третьем ― привлечение профессионалов по безопасности дорожного движения. Чуть менее, по мнению опрошенных, важны создание специализированного сайта, получение достоверной информации о реальных рисках и т.д. Самое интересное, что на последнее место родители поставили проведение специальных тренингов для них самих же и детей, а также организацию родительского школьного патруля. То есть там, где необходимо личное участие.

  

 

― Это типичный уход от ответственности, считает председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте (БАЭС) Юрий Важник. ― На Западе проведение специальных тренингов для детей и родителей считается одним из ключевых пунктов программы безопасности дорожного движения. Например, в Великобритании мам и пап два часа учат правильно держать ребенка за руку. Большинство, как и у нас, впрочем, не умеют! Чуть более 10 процентов опрошенных согласились, что такие меры необходимы. Остальные сразу вспомнили про неотложные дела, цейтнот и общую усталость. Наши родители, видимо, считают это лишним или чужим делом. Однако у нас есть идея, как исправить ситуацию ― через родительские комитеты; необходимо просто правильно расставить акценты, задействовать нужные аргументы.

Вообще это характерная проблема: когда заходит речь о реальных делах, каждый пытается свалить ответственность на другого ― родители на учителей, учителя на сотрудников ГАИ. Одним инспекторам деваться некуда. Они уже проектируют улицы, следят за качеством дорожных работ и сообщают об изменении погодных условий, хотя это не входит в задачи дорожной милиции. Сотрудникам Госавтоинспекции осталось только взять букварь в руки и преподавать первоклашкам.

В принципе, так оно почти и происходит: сейчас инспекторы посещают с лекциями школы, детские сады. Какой эффект? Сотрудники ДПС уверяют, что через детей воздействуют на родителей, но, как показывает практика, это мираж. А обходится это решение бюджету в $600 тыс. в год!

― Более того, учить ребенка правилам дорожного движения категорически запрещено! ― призывает следовать европейским методам Юрий Важник. ― Хуже всего, если подростки механически заучат пункты из ПДД. Оказалось, что 38% детей знают правила формально, а еще 18% сбиваются, отвечая на элементарные вопросы.

 

Специалисты из Детского психоневрологического диспансера во время исследования выяснили не менее удивительную вещь: школьники путались в самом простом! Их спрашивали: «Как вы пересекаете дорогу?» «Сначала подхожу к обочине, смотрю направо, ― твердили как заклинание школьники. ― Дохожу до середины ― смотрю налево». То есть смотрят вслед уезжающим машинам… Вот до чего доводит нудная зубрежка! Как следствие ― несовершеннолетние попадают под колеса из-за самых типичных нарушений.

 

Примерно до 12 лет ребенок воспринимает все слишком буквально, он не способен объективно оценивать ситуацию на дороге. Скажут, на зеленый иди, а там несется лихач... Дети вообще все видят по-другому, чем взрослые. Например, они считают: чем больше машина ― тем она быстрее.

В Великобритании младшеклассникам не объясняют, что «служит средством организации движения на дорогах» и «для чего нужна  разметка» (такие вопросы я нашел в методических материалах по безопасности дорожного движения для 1-2 класса на сайте Министерства образования). Там актуально простое правило: «Стой! Слушай! Смотри!». По мнению английских специалистов, ребенок должен во все стороны вертеть головой прежде, чем ступить на проезжую часть, и вообще за пределы двора ему до 11 лет выходить одному запрещено. У нас все наоборот.

Во время анкетирования выяснилось, что с семилетнего возраста около 20% детей начинают ходить в школу самостоятельно. Да, многие не пересекают больших и опасных дорог, но наши жилые кварталы расчерчены сквозными проездами и узкими улицами, по которым часто ездят со скоростью более 20 км/ч. Пока что город создан для машин, а не детей.

 

Почти половина подростков регулярно покидают пределы жилого квартала.

 

Дальше ― больше. У родителей поинтересовались: что вы делаете для повышения безопасности ребенка? 90% ответили предсказуемо ― купили фликер. Самое простое решение за 10 тыс. рублей найдено в киоске. Около 75% опрошенных утверждали, что регулярно обсуждают тему безопасности дорожного движения. Примерно столько же сопровождают детей в опасных местах. Чуть менее 60% позаботились об автокреслах и следят за применением ремней безопасности.

  

 

― Около 85% родителей уверяют, что принимают личное участие для обеспечения безопасности детей на дороге, ― замечает Юрий Важник. ― При этом преобладают простые, требующие минимума технических и организационных усилий действия. Однако после 4-го класса взрослые все меньше сопровождают детей и реже возвращаются к теме дорожной безопасности. Как раз 8-12-летние дети попадают в аварии чаще других. Думаете, совпадение?

А что могут сделать родители? Ну, например, организовать патруль. На Западе возле школ можно встретить стопменов ― людей в ярких жилетах с жезлом в руке. Они останавливают поток, когда ребятишки идут на уроки. Роль таких дружинников выполняют пенсионеры. Почему бы не использовать зарубежный опыт? Ах, нужно согласование ГАИ? Так там не против, наоборот, еще и помогут…

Гораздо важнее, если в семинарах вместе с детьми будут принимать участие родители. Разве нельзя такой семейный урок назначить на субботу, ведь это время факультативов? По словам экспертов БАЭС, такие семинары должны вести профессионалы ― педагоги, понимающие специфику темы. На десять школ достаточно одного специалиста. Пока же сложнейшую тему преподает в лучшем случае «энвэпэшник» с водительским удостоверением.

Многие родители, конечно, возмутятся: дескать, зачем нам это надо? Мы получше других знаем, где и как пересекать дорогу. А вот и неправда! Оказалось, взрослые неправильно оценивают ситуацию ― одни переходы называли чересчур опасными, а действительно аварийные считали «мирными». Например, нерегулируемые переходы на ул. Сурганова, где много раз гибли пешеходы, далеко не все взрослые определили как угрожающие безопасности.

 Родители вообще часто не в курсе, что их чада становились свидетелями аварий. Результаты опроса детей и взрослых серьезно отличаются: 71% пап и мам считают, что их ребенок не был очевидцем ДТП.

 

А 42% подростков утверждают обратное.

 

 

― Любопытный парадокс: в благополучной Швеции детей гибнет в авариях гораздо меньше, чем у нас, а вот пострадавших в десятки раз больше, ― продолжает Юрий Важник. ― Медицинская статистика там ведется по-другому. Даже если человек не пострадал в аварии, его берут на особый контроль. Ведь травма может дать знать о себе не сразу, а через некоторое время. Ребенка обследуют еще внимательнее, проверяют его психологическое состояние. Пусть он просто испугался ― все равно будет считаться пострадавшим. Подобные травмы блокируют развитие, человек может жить до конца жизни с комплексами. Наша задача ― чтобы каждый негативный случай произошедший на минской дороге стал известен, а ребенок получил необходимую психологическую помощь. Мониторинг должен вестись по-иному!

 

А другой подход к анализу статистики помог бы правильно организовывать акции, информационные кампании. Кто-нибудь знает, в какие месяцы больше всего случается ДТП с участием детей? Зимой? Летом? Нет. Как ни странно, это октябрь и май. Осенью рано темнеет, начинают лить дожди, видимость снижается… Именно с 16:00 до 19:00 ― самое опасное время.

  

Сейчас звучит много призывов: покупайте детские автокресла! Это правильно и здорово, но, как свидетельствует статистика, подростки чаще всего попадают в аварии не в качестве пассажира машины, а на переходах.

  

Причем основная масса ДТП случалась на 19 улицах: там за последние пять лет произошло более трети наездов на детей.

 

А на 25 улицах происходит более половины аварий с несовершеннолетними.

 

Разве эти данные ― не повод к активным действиям? Эксперты предлагают простейшие решения, которые у нас почему-то до сих пор не применяются. Скажем, использовать на переходах заужение проезжей части или построить Z-образные переходы.

 

Шведы считают: ребенку за один раз сложно пересекать более одной полосы. Так давайте облегчим задачу! Это резонно, потому что доля ДТП с детьми, в которых основной причиной называется неправильный проезд переходов, устойчиво повышается с 5 до 35%. Изменив инженерные меры, которые не потребуют больших вложений, можно серьезно понизить уровень детского травматизма.

  

А это как раз компетенция сотрудников ГАИ ― инспекция улично-дорожной сети. Здесь у экспертов тоже возникло много вопросов. Они столкнулись с типичной халатностью дорожников и строителей. Зимой, например, активно расчищались дороги и проезды, а дети с тяжеленными рюкзаками на плечах вынуждены были карабкаться через сугробы, наваленные на тротуарах. Рядом со школой шло строительство многоэтажного дома. Мало того, что пешеходные пути были перегорожены и первоклашки месили грязь, пробираясь через строительный мусор, так строители еще и «припарковали» вагончик аккурат возле «зебры», усложнив задачу и водителям, и прохожим. Действительно ― тернист путь к знаниям.

― Комплексно проанализировав ситуацию, мы сформулировали ряд инженерных, образовательных, организационных и информационных целей, ― подытоживает Юрий Важник. ― Предлагаем, в частности, повысить качество образовательного процесса: учить детей безопасности должны профессионалы. Первый такой специалист начнет преподавать в школе, где мы проводили исследование. Планируется также сообщать о реальном состоянии аварийности, наладить продвижение информационных материалов через современные медиа-ресурсы. Обеспечить специальные стандарты безопасности на переходах и во дворах около школ и снизить риск для пешеходов на магистральных улицах. Кроме того, необходимо скорректировать роль ГАИ и повысить ответственность родителей за безопасность детей, инициировать ресурсы школьного самоуправления.

Есть реальные механизмы и способы выполнения плана-минимум, которые уже предложили специалисты БАЭС. Так, в школе, на базе которой проводилось исследование, появится информационный стенд с обозначением опасных переходов и перекрестков, а также предпочтительных маршрутов. Здесь планируется включить в состав методических материалов современные медиа-ресурсы ― интегрированные видеосюжеты, постеры, игры; создать и поддерживать специализированный сайт. Не менее важно, по мнению экспертов, организовать коммуникацию ― обмен опытом между школами, организовать взаимодействие ГАИ, администрации СШ, коммунальщиков и психологов.

Планируется обозначить школьную зону, локализовать пешеходные пути внутри микрорайона, переходы хотят приподнять ― это заставит машины притормаживать, а детям будет комфортнее пересекать проезжую часть. Это лишь часть из намеченного. Вся программа была представлена на прошлой неделе во время заседания городской комиссии по безопасности дорожного движения. Председатель Мингорисполкома Николай Ладутько, возглавляющий эту комиссию, назвал проект комплексным и предложил приступить к его выполнению. Остается надеяться, что такие меры вскоре будут приняты не только в одной минской школе…

Фото и инфографика: Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте